Вопрос 3. Внутренние и внешние угрозы
Приоритетынациональной безопасности Российской Федерации.
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации согласно п. 2 Стратегии являются стратегические национальные приоритеты. Этими приоритетами определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований, цель которых – создание безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета государства. В разделе основных понятий (п. 6 Стратегии) даётся определение: стратегические национальные приоритеты – это важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности.
Согласно п. 22 Стратегии стратегические национальные приоритеты являются основой реализации внутренних и внешних суверенных потребностей государства в обеспечении национальной безопасности.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (п.п. 23, 24) определяет две группы приоритетов: приоритеты национальной безопасности и приоритеты устойчивого развития.
Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются:
- национальная оборона;
- государственная и общественная безопасность.
Общие задачи в сфере национальной обороны формулируют Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ и Военная доктрина Российской Федерации[23]. Как и более ранний аналогичный документ[24] Военная доктрина Российской Федерации по оценкам специалистов носит оборонительный характер [25].
Под государственной безопасностью (безопасностью государства) понимают состояние защищённости основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп и отдельных лиц.
Общественная безопасность– это состояние защищённости населения страны от преступных посягательств на права граждан и их объединений, а также от угроз природного и техногенного характера[26].
Устойчивое развитие – в формулировке ООН – это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей.
В качестве приоритетов устойчивого развитияСтратегия национальной безопасности называет:
- повышение качества жизни российских граждан;
- экономический рост;
- наука, технологии, образование, здравоохранение и культура;
- экология живых систем и рациональное природопользование;
- стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.
Повышение качества жизни российских граждан согласно Стратегии достигается путём гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения.
Гарантии личной безопасности устанавливает Конституция Российской Федерации.
Высокие стандарты благосостояния человека закладывает Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[27].
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе – коренное улучшение демографической ситуации.
Экономический рост как один из приоритетов устойчивого развития достигается прежде всего путём развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал.
Национальная инновационная система – это совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности.
Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок. Задача инновационной деятельности – расширение и обновление номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования методов их изготовления. Цель инновационной деятельности – внедрение и реализация результатов научных исследований и разработок, направленных на расширение и обновление номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), на внутреннем и внешнем рынках, то есть их коммерциализация.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5 - 10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 - 7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.
Наконец, человеческий капитал – это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.
Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.
Наука, технологии, образование, здравоохранение и культура согласно Стратегии национальной безопасности развиваются путём укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства.
Экология живых систем и рациональное природопользование поддерживаются за счёт сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны.
Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.
Россия намерена наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как «Группа восьми», «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использовать возможности других неформальных международных институтов.
Приоритетным для России направлением внешней политики является развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств - участников Содружества Независимых Государств в рамках прежде всего самого Содружества Независимых Государств, а также Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества.
Российская Федерация выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры.
Конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства являются приоритетами национальной безопасности как одного из важнейших направлений государственного строительства[28].