Определение термина «национальные интересы».

Вопрос 2. Национальные интересы России.

 

В официальном политическом лексиконе термин «национальные интересы России» впервые встречается в первом Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации (февраль 1994 г.)[21].

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации представляет национальные интересы в увязке со стратегическими национальными приоритетами. С учётом юридической направленности курса сохраним эту логику в дальнейшем рассмотрении вопроса.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (последняя редакция от 2000 г.) определяла национальные интересы России как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах[22].

Из приведённого определения следует, что, во-первых, национальные интересы России складываются из интересов личности, общества и государства; во-вторых, эти интересы должны быть сбалансированы в триаде личность – общество – государство, то есть быть взаимно увязанными и согласованными; в-третьих, национальные интересы России, а следовательно, и входящие в их состав интересы личности, общества и государства распространяются на экономическую, внутриполитическую, социальную, международную, информационную, военную, пограничную, экологическую и другие сферы.

Концепция раскрывала содержание интересов личности, общества и государства:

- интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина;

- интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;

- интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Аналогичным образом расписывались национальные интересы России в перечисленных в определении сферах этих интересов.

Приведённое выше определение было нормативным вплоть до 12 мая 2009 г. – момента утверждения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. С этого момента согласно Указу Президента РФ утрачивала силу Концепция национальной безопасности РФ.

Современное нормативное определение термина звучит следующим образом: национальные интересы Российской Федерации – это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства.

По аналогии с тем, как мы это сделали в отношении первого определения, проанализируем его современную формулу. Из определения следует:

1) национальные интересы Российской Федерации – это прежде всего потребности государства;

2) указанные потребности в их совокупности классифицируются на внутренние и внешние;

3) назначение этих потребностей - обеспечение защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства.

Как следует из Стратегии (раздел III), национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

- в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

- в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

- в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнёрских отношений в условиях многополярного мира.

Из современного определения национальных интересов в сравнении с предшествующим «выпали» непосредственные (субъективные) интересы личности, общества и государства в сфере национальной безопасности. «Выпали» также личность и общество как активные субъекты деятельности в области национальной безопасности, единственным субъектом деятельности в этой сфере осталось государство. Личность, общество и государство сохранились в качестве объекта, то есть вектора деятельности государства в сфере национальной безопасности.

Стратегия (п. 7) устанавливает: Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.