Способы анализа и интерпретации социологической информации.

Основные методы сбора и анализа социологической информации

Тема 7. Прикладная социология в управленческой практике

При сборе первичных социологических данных чаще всего используют четыре основных метода, каждый из которых имеет свои разновидности.

1)Опросный метод (анкетный опрос:глубинный, фокусированный, стандартизованный, социометрический; социологическое интервью: нестандартизованное, стандартизованное, полустандартизованное).

2) Социологическое наблюдение(стандартизированное, нестандартизированное, включенное, невключенное, лабораторное, полевое и т.д.).

3) Социологический эксперимент(реальный, мысленный, научный, прикладной и т.д.).

4)Анализ документов.

Значительная масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.

Анкетный опрос – опрос осуществляется с помощью заранее разработанного социологического документа – анкеты. Любая анкета включает в себя такие части: введение, содержание и «паспортичку» (социально-демографический блок). С

Интервью – это наиболее гибкий метод сбора социологичес­кой информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. Социологическое интервью имеет широкий спектр примене­ния, его используют на подготовительной стадии исследования: при проведении пилотажного исследования с целью корректировки, как самостоятельный метод исследования и как способ контроля надежности информа­ции, полученной другими способами социального исследования.

Фокус-интервью -специальный метод получения качественной информации, предполагающий: 1 – проведение беседы по заранее намеченной теме в малой группе (10-20 человек), члены которой незнакомы друг с другом; 2- фиксацию полученных ответов-рассуждений; 3 – анализ собранной информации

Наблюдение – это метод сбора первичной социологической информации, основанный на визуальном и слуховом непосредственном восприятии сведений.

Эксперимент – метод получения социологической информации путем планомерного управления изучаемой ситуацией, за счет введения изменяющих ситуацию переменных.

Анализ документов – этот метод позволяет оперативно получить информацию об изучаемом социальном явлении. По форме эта информация носит объективный характер.

Статистический анализ -основное направление в обработке первичной социологической информации. Его суть сводится к обобщению полученных данных, в ходе чего могут быть реализованы процедуры группировки и типологизации. Этому предшествует тщательный логический анализ изучаемой проблемы. Выделенные группы можно легко сопоставлять, сравнивать, а значит, глубже проанализировать то или иное социальное явление. В социологическом исследовании применяются и самые разные виды группировки:

· группировка при помощи простого суммирования однородных признаков,

· ранжирование,т.е. группировка изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака;

· шкалирование,т.е. группировка на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы, каждый интервал которой выражает уровень или степень проявления изучаемого признака;

· табулирование,т.е. построение статистических таблиц.

Результаты социологических исследований отражаются в итоговом документе, который чаще всего носит характер отчета о научно-исследовательской работе. Отчет должен содержать ряд обязательных разделов: титульный лист, список исполнителей, реферат, содержание, перечень условных обозначений и символов, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

7.2.Социологическое обеспечение управленческих решений.

Вся человеческая жизнь устроена так, что мы ежедневно решаем какие-то задачи. И нет человека, который бы постоянно не принимал и не реализовывал множества решений - от самых элементарных до более серьезных. А для такой категории людей, как управленцы, руководители, выработка, принятие, организация выполнения управленческих решений составляет сущность и главное содержание профессионального труда. Общепринято считать, что умение работать с решениями и есть умение управлять.

В системе социального управления решение выступает как инструмент достижения поставленных целей, инструмент организации жизнедеятельности социальных общностей и отдельных личностей. Человеческая деятельность, замечает А.Н. Леонтьев - не существует иначе, как в форме действия или цепи действий.

Управленческое решение объединяет эту цепь действий, «обезопашивает» ее от разрушения другими потоками действий, чем и упорядочивает жизнедеятельность различных социальных общностей. Иными словами, управленческое решение определяет направление человеческой деятельности,
регулирует и регламентирует ее.

Как система, оно включает
комплекс взаимосвязанных
шагов-действий организационного, воспитательного, административного порядка, с помощью которых осуществляется влияние на сознание и поступки людей и решаются конкретные задачи, достигаются социально значимые цели. Управленческие решения концентрируют в себе опыт и усилия
многих людей, коллективную мысль, выступают в качестве программы деятельности как отдельных
личностей, групп, коллективов, так и общества в целом.

Управленческие решения концентрируют в себе опыт и усилия
многих людей, коллективную мысль, выступают в качестве программы деятельности как отдельных
личностей, групп, коллективов, так и общества в целом. Управленческие решения концентрируют в себе опыт и усилия
многих людей, коллективную мысль, выступают в качестве программы деятельности как отдельных
личностей, групп, коллективов, так и общества в целом.

Итак, всякое решение зреет в социуме, выражает и разрешает социально значимые задачи. Управленческое решение всегда имеет социальные последствия. Человечеству известны многие как гениальные, сыгравшие позитивную
роль в цивилизационном процессе,
так и ошибочные, трагичные для
человека решения. Выбрать то
или другое решение не всегда
просто. Выработка и реализация управленческого решения в
системе социальной защиты-
сложный, интеллектуально и организационно насыщенный процесс, требующий специальных знаний, умений, личностных качеств того, кто этим трудом занят (целеустремленность, ответственность, настойчивость, терпеливость и др.). Каждый из
компонентов технологии
разрешения проблемной ситуации включает ряд конкретных и часто
весьма непростых действий,
требует сосредоточенности,
кропотливого труда.

Обращает на себя внимание тот факт, что технология решения управленческих проблем в любых сферах жизнедеятельности человека подчинена той же логике, что и решение математических задач. Известный математик
Дьердь Пойа различает четыре
фазы в решении задачи:
«Во‑первых, мы должны понять
задачу; мы должны ясно
видеть, что в ней является
искомым.
Во‑вторых, мы должны усмотреть, как связаны друг с другом различные
элементы задачи. Это необходимо, чтобы получить представление о решении, чтобы составить план. В‑третьих, мы осуществляем наш план. В‑четвертых, оглядываясь назад на полученное решение, мы вновь изучаем и анализируем
его
». Когда же и с чего начинается управленческое решение?
Общепринято считать, что
исходным моментом всегда
выступает проблемная
ситуация, появление
каких-либо сбоев, отклонение
от норм, существующих
стандартов.

Управленческий опыт, теоретическая разработка проблем принятия решений позволяют, наряду с особенностями, выделить общие, наиболее характерные для всех видов решений правила, компоненты. а)диагностика проблемной ситуации и
определение главной задачи,
цели;б)разработка возможных
вариантов решения проблемы;
в)оценка эффективности и
социальных последствий каждого из
возможных вариантов решения; г) сопоставление и выбор наиболее подходящего варианта решения с учетом определенных критериев и возможностей субъекта управления; д) принятие (утверждение) соответствующим органом, личностью
выбранного решения;
е)организация выполнения
решения;ж)анализ итогов
социального и экономического
порядка, сравнение с
целевыми задачами;
з) определение дальнейшего
поведения субъектов и объектов
управленческого процесса

Если несколько укрупнить модель, то можно выделить три последовательных этапа:
1) предварительная диагностическая работа, выявление реальной проблемы;
2)непосредственная технология
выработки решения, начиная
с уяснения и описания
проблемной ситуации и
определения целей-задач,
проектная работа;
3) деятельность после принятия решения, реализационная работа.

Эффективность управленческих решений зависит от качества каждого технологического этапа. Особенно важно иметь правдивую информацию, не угождающую и не подыгрывающую кому бы то ни
было. Иначе- ставится под угрозу и само решение, и интересы организации, группы, личности.Необходимо
использовать весь доступный
арсенал методов научного
познания:наблюдение, сравнение, эксперимент, др.,
чтобы наиболее полно уяснить
объективную картину, сделать
соответствующие выводы и наиболее точно определить перспективу и стратегию действий.
Трудоемким является процесс выработки нескольких вариантов (альтернатив) решения.Но при разработке
больших социальных проектов он
необходим.Как и математическая
задача, управленческая
деятельность может иметь не
один, а несколько способов. И
каждому из них будут присущи
свои преимущества, недостатки.
В зависимости от условий
выбирают тот ход, который наиболее
приемлем, осуществим, результативен.

Выбор наиболее приемлемого решения осуществляется по критериям: 1) оценка и сравнение состояния проблемы после ее решения по каждому варианту, т.е., каков будет результат после реализации
каждого варианта решения;
2)определение и сравнение,
сколько времени и средств будет
затрачено на каждый вариант;
3)какие преграды трудности
могут возникнуть при реализации
вариантов;
4)какие социальные последствия
несет в себе каждый вариант и др.

Реализация управленческих решений имеет свои закономерности. В применении к производству это:
1) подбор работников, организация их труда в соответствии с требованиями данного решения;
2)формирование соответствующей структуры организации,создание
необходимых дополнительных
звеньев;
3) формирование каналов связи, обеспечивающих циркуляцию
между ними управленческой
информации;
4) обеспечение контроля и т. д.

Реализационный этап не менее сложен, чем другие. Скорее наоборот. Однако теоретически он разработан недостаточно. На практике же часто случается так, что, потратив немало усилий на предыдущих стадиях,этапу реализации поставленных целей
не уделяют должного внимания,
полагая, что хорошее решение
непременно будет выполнено.

Итак, технология разработки, принятия и реализации управленческих решений выступает в качестве центрального положения новой управленческой парадигмы, новой философии управления. Речь идет о децентрализации процесса принятия решений, добровольном и активном сотрудничестве персонала и администрации, гуманизации процесса труда и отношений, обеспечении личной свободы, возможности творческого роста как работников, так и управленцев.

7.3.Социологические основы управленческого консультирования

Управленческий интеллект становится важнейшим ресурсом общества и является частью общей культуры как общества, так и отдельной личности.

В интеллектуальных системах управления организуются и взаимодействуют личности, которые выступают носителями интел­лекта. К тому же они постоянно совершенствуют свои интеллекту­альные возможности, поэтому игнорировать интеллект, как качест­во личности не правомерно и с точки зрения науки, и с точки зре­ния практики организации управленческой деятельности. Необхо­димо помнить, что осуществляется организация не только средств, умения, навыков, способов взаимодействия и организационных структур, но и личностей. Важную роль здесь играет индивидуаль­ная, групповая и коллективная рефлексия, посредством которой происходит осознание интеллектуальной культуры в качестве осо­бого феномена.

Такое осознание выступает самосознанием личности, групп, коллектива. Оно является и составной частью мировоззрения спе­циалиста. С позиции своего мировоззрения личность видит и по­нимает мир, в котором живет и действует, с этих же позиций и принимает решения. Поэтому при решении вопроса об управленческом интеллекте необходимо обратиться к самосознанию личности. Интеллектуальное самосознание формируется на основе не только личного опыта, но и достижений наук о познании мышления, оно является и составной частью интеллектуальной собственности. Важно подчеркнуть, что в интеллектуальном самосознании сочета­ются фактическое представление специалистов об управленческой деятельности и научные сведения о совершенствовании и развитии самой этой деятельности, используемых в ней средств и способов взаимодействия. Видимо, в этом состоит суть социального управления.

Однако необходимо обладать не только данным компонентом самосознания, но развитой способностью к рефлексивному анализу и прогнозированию собственных интеллектуальных возможностей.

Благодаря рефлексии, самосознание предстает «живым» инструментов самоорганизации личности. Это относится не только к умениям и навыкам, но и к вовлечению в поле своих возможностей новых методов, знаковых систем, вычислительных и измерительных средств, организационных структур и способов взаимодействия в интеллектуальных системах управления. Для этого нужны модели, формируемые на основе достижений наук об интеллектуальной деятельности. Однако модели могут оказаться недостаточными для эффективного развития и использования интеллекта специалиста. Кроме того, специалист должен обладать развитой интеллектуаль­ной потребностью, уметь совершенствовать свои интеллектуальные возможности. Такая потребность должна формироваться особым образом в организованной социальной среде - начинается с ранних этапов обучения и воспитывается в течение общеобразовательной и профессиональной подготовки специалиста по управлению. Все сказанное свидетельствует о необходимости управления развитием управленческого интеллекта. Смысл такого управления состоит в стимулировании и охране личностей, развивающих свои интеллек­туальные возможности.

Это необходимо прежде всего потому, что интеллект стал национальным ресурсом. В современном мире на передовые рубежи выходит та страна, которая найдет возможность для максимального развития интеллекта своих специалистов и ин­теллектуального потенциала управления. Следовательно, стимули­рование и охрана интеллектуального развития общества- стратеги­ческая цель социального управления.

Важно обратить внимание на такое понятие, как интеллекту­альная культура специалиста управления, который должен обладать целым рядом профессиональных знаний, методическим мышлени­ем, способствующим успехам в управленческой деятельности. В этой культуре, как показывают исследования, пока отсутствует органическая связь между гуманитарным пластом, обеспечивающим грамотное социальное программирование, и техническим, позво­ляющим осуществлять системный анализ и информационно-аналитическое обеспечение. Вопросы интеллектуальной культуры специалиста пока только обсуждаются в научной литературе, дела­ются первые шаги в этом отношении, а жизнь уже требует четкого механизма ее формирования потому, что другого выхода из антиин­теллектуальной, неуправляемой ситуации просто нет.

В настоящее время самое существенное значение в аспекте защиты развития интеллектуальной собственности приобретает фор­мирование и использование научного и образовательного потен­циала управленца. Наряду с техническим и информационным они составляют важные компоненты интеллектуального потенциала общества в целом. Увеличение интеллектуального потенциала управления связано с четким представлением, во-первых, о реаль­ном и желаемом прогнозируемом состоянии, количественном и качественном; во-вторых, о той величине, которая необходима или прогнозируется. Решение этой задачи всей совокупностью методов исследований, прежде всего статистических и социологических, во многом является еще задачей будущего.

Одним из принципов и механизмов формирования управлен­ческой культуры является опора на суждения экспертов по той или иной управленческой проблеме.

Объем услуг сферы управленческого консультирования очень быстро растет. Например, в США он составляет в настоящее время более 3,5 млрд. долл., с ежегодным ростом на 15%. В этой сфере в США работает около 50000 высококвалифицированных консуль­тантов, объединенных в 3 крупные и 4 мелкие ассоциации.

Управленческое консультирование — профессиональная по­мощь руководителям в решении сложных неординарных проблем, в изменении стратегии развития, в выявлении дополнительных ис­точников роста и т.п. Консультант подсказывает и создает интел­лектуальные условия для решения проблем самими членами орга­низации, как бы запускает механизм самоорганизации и саморазви­тия. Консультант - социальный менеджер, носитель общесоциаль­ных и общечеловеческих ценностей, он хорошо ориентируется в различных сферах общественной жизни (от производства, полити­ки, экономики - до культуры, экологии, психологии и т.п.)

В ходе консультирования при комплексной оценке ситуации в организации он использует все знания, которые накопил за свою жизнь. Для решения наиболее сложных проблем он привлекает экспертов и специалистов самого высокого класса.