Стили руководства

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности вы­полняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руко­водства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возло­женных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристи­кой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать

эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллек­тиве особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаи­моотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относи­тельна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно вырабо­танный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации спо­собен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приве­дет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руково­дства во многом определяется индивидуальными качествами руководяще­го лица. Но при всей их значимости особенности личности не исключают другие компоненты, формирующие стиль управления. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет и общую объективную основу.

Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его вы­бор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные ком­поненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей (воз­раст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уро­вень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, ха­рактер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.

Любая управленческая деятельность имеет и субъективную основу. Руководитель, прежде чем принять какое-либо решение сначала мысленно продумывает все возможные способы воздействия на подчиненных и вы­бирает в зависимости от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные. И, несмотря на то, что обязанности руководителя предписываются долж­ностной инструкцией, стиль работы имеет отпечаток неповторимой лич­ности руководителя. Именно в стиле руководителя проявляются его лич­ные качества, которые несколько изменяются в зависимости от особенно­стей и потребностей коллектива. Сильное воздействие на стиль оказывают интеллект и культура руководителя, уровень профессиональной и полити­ческой подготовки, особенности характера и темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относится к подчиненным,

способность вести за собой коллектив, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию.

Следовательно, в стиле руководства выделяют, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъетивные компоненты характеризуются чертами личности руководителя. Но если в стиле нельзя четко выделить его объективную основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации.

Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руко­водства:

1. Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их
компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравст­
венности, характера, темперамента и пр.;

2. Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры
и технология управления, функции руководителя;

3. Окружающая производственная среда - технологический уровень
производства, форма организации труда, обеспеченность материальными
ресурсами и т. п.;

4. Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень
подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его
традиции и ценности.

Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.

Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уни­кальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководи­тель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъек­тивных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль полу­чает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководите­ля, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей сис­темы.

Классификация стилей руководства.Используя для анализа различные источники можно определить раз­ные классификации стилей руководства. Изучение стиля руководства и само возникновение этого понятия связаны с именем известного психолога К. Левина. В 30-е годы вместе со своими сотрудниками провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, ней­тральный (анархический). Позднее предпринимались попытки терминоло­гических изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный).

Начать рассмотрение стилей руководства необходимо с рассмотре­ния системы Дугласа МакГрегора. Его труды по практическому управле­нию содержат утверждения о том, что подчиненные ведут себя, таким об­разом, как вынуждают их вести себя руководители. Подчиненный любого ранга может стараться отвечать требованиям своего руководства и выпол­нять возложенные на него задачи. Исследования Мак Грегора показывают, что изначальным двигателем поставленной цели являются, прежде всего, желания руководителя. Если руководитель верит в то, что его работники справятся с поставленной задачей, он подсознательно управляет ими так, что бы улучшить их деятельность. Но если действия руководства отлича­ются неуверенностью, это приводит к перестраховке, а, следовательно, тормозит развитие.

Работы Мак Грегора помогают менеджерам избегать неуверенности и стремиться к достижению максимального успеха. Он описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Одна из край­них позиций названа теория X, а другая теория У.

Теория X описывает такой тип руководителя, который стоит на по­зиции директивных, авторитарных методов управления, так как относится к своим подчиненным недоверчиво. Наиболее часто они выражают свое отношение следующим образом.

1. Каждому человеку от природы присуще нежелание работать, по­
этому он старается избегать затрат труда, где это только возможно.

2. Люди стараются избегать прямой ответственности, предпочитают
быть ведомыми.

3. Каждый человек стремится обеспечить себе полную безопасность.

4. Чтобы заставить каждого из членов коллектива работать на дос­
тижение единой цели, необходимо применять различные методы принуж­
дения, а так же напоминать о возможности наказания.

Руководители, придерживающиеся подобной позиции по отноше­нию к своим подчиненным, как правило, ограничивают степень их свобо­ды, автономии в организации, стараются не допускать служащих к уча­стию в управлении компанией. Они стремятся упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить отдельную задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение. Иерархия в таких организациях, как правило, очень строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа удовлетворяет элементар­ные потребности подчиненных и использует автократичный стиль управ­ления.

Теория У описывает идеальную ситуацию, в которой взаимоотноше­ния в коллективе складываются, как партнерские и становление коллекти­ва проходит в идеальной среде.

Эта теория представляет собой оптимистичный взгляд на работу ор­ганизации и включает в себя следующие положения.

1. Работа не является для любого из нас чем-то особенным. Человек
не отказывается от выполнения тех или иных обязанностей, а стремится
взять на себя определенную ответственность. Работа для человека так же
естественна, как и игра.

2. Если члены организации стремятся достичь поставленных стилей,
они развивают самоуправление, самоконтроль, делают все возможное для
достижения целей.

3. Награда за работу будет строго соответствовать тому, как выпол­
нены стоящие перед коллективом задачи.

4. Изобретательность и творческое начало остаются скрытыми в
подчиненных из-за высокого развития технологий.

Значительных успехов в работе достигают руководители, придержи­вающиеся как теории X, так и теории У. Но каждый менеджер должен сначала оценить, возможно, ли в тех условиях, в которых находится орга­низация, применение теории У, а также какие последствия может вызвать применение теории X.

Существуют такие условия, при которых развитие организации осу­ществляется по принципам теории У. Руководители в данном случае в ус­ловиях равноправия имеют полную поддержку со стороны подчиненных и руководителей среднего звена. При этом руководитель для подчиненного является наставником. Они могут иметь различные позиции по иным во­просам, но мнение друг друга обязаны уважать. Менеджер, придержи­вающийся теории У, позволяет подчиненному самому устанавливать сро­ки выполнения заданий, если он хочет совмещать различные виды дея­тельности.

Концепции, соответствующие теории У, действуют наиболее эффек­тивно в ситуации, когда все члены коллектива адаптированы к подобному стилю управления. Такие профессии, как научный сотрудник, учитель, медик, наиболее приспособлены к руководству по теории У.

Низко квалифицированные работники, требующие постоянного над­зора и контроля, как правило, лучше адаптируются к управлению по тео­рии X.

Широкое применение теории У в работе управления позволяет дос­тичь высокого уровня производительности, развить творческий потенциал у работников, создавать гибкие рабочие места, поощрять коллективный труд, а также достичь высокого уровня квалификации персонала.

Исходя из характера цели руководящей деятельности, различают деловой и бюрократический стили руководства.

Деловой стиль руководства проявляется в том случае, когда для руководителя самым важным выступают интересы дела, конечные цели коллектива.

Формирование делового стиля руководства основано на максималь­ном использовании деловых качеств руководителя. Главными для выра­ботки делового стиля являются следующие качества:

- способность ориентироваться на основную цель деятельности
коллектива;

- умение выбирать кратчайший путь к достижению цели;

- самостоятельность мышления, инициативный и новаторский
подход к делу;

- критицизм практического мышления;

- оперативность решений и действий;

- способность к гибкой распорядительной деятельности;

- предвидение новых проблем, умение заниматься ими до того, как
их разрешение потребует больших усилий;

- ориентация на компетентность подчиненных;

- умение оценивать результаты деятельности на любой стадии с
позиции интересов дела;

- личная организованность и собранность.

Бюрократическая система управления характеризуется господством формы (то есть самой бюрократической структуры) над содержанием (задачами управления производством). Бюрократический стиль руководства заключается в том, что усилия руководителя затрачиваются на второстепенные дела, хотя внешне все выглядит в рамках формально правильных действий. В результате существо дела приносится в жертву форме.

Бюрократический стиль руководства проявляется тогда, когда имеют место:

- слепая вера в рациональность однажды сложившихся
организационных структур и порядка;

- установка «флюгера», то есть представление, что абсолютным
критерием важности является мнение вышестоящего начальства;

- удаленность внутренних закономерностей и целей
бюрократической иерархии от реальных запросов жизни;

- оторванность от масс. Бюрократ стоит над массами и занимает,


следовательно, привилегированное положение;

- отсутствие контроля снизу, неподотчетность работников аппарата
трудовым коллективам;

- «непогрешимость» руководящих работников. Решения бюрократа,
на его взгляд, единственны и неоспоримы;

- стремление переложить ответственность на начальство.
Результатом этого является безответственность, которая прямо связана с
тенденцией к перераспределению ответственности, со стремлением
нижестоящих переложить ее на плечи вышестоящих (при этом
вышестоящие также стремятся снять с себя ответственность, создавая
систему виз и процедуру согласований);

- волокита, отписки;

- бумажный стиль работы - «бумажный фетишизм»;

- волюнтаризм, субъективное, необоснованное управление.

В реальной практике руководства несколько основных стилей руководства. Основные из них определяют как авторитарный (или автократический), демократический и либерально-анархический.

В жизни трудно встретить представителей этих стилей в «чистом виде». Слишком сложна натура человека, чтобы его можно было подогнать под определенную мерку.

Авторитарный (директивный, диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств: 1) высокая вероятность оши­бочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесооб­разен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).

Но у автократа есть и привлекательные черты. Люди этого типа зачастую обладают прямо-таки молниеносной реакцией, энергичны и толковы, решительно преодолевают трудности.

Демократический (коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решении контролируется


 


руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее эффективным, т. к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой, членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.

Демократ не избегает ответственности за собственные решения или ошибки подчиненных, по заслугам хвалит или ругает, свои указания формулирует четко и убедительно.

Либерально-анархический (попустительский, нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь, а с другой стороны, даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек», вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов менеджеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Формирование эффективного стиля руководства.Различные рассмотренные ситуационные модели позволяют сделать вывод о необходимости гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оце­нить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину задачи, потребности, полномочия и качество ин­формации.

Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность прие­мов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих нахо­дить наиболее эффективное и правильное решение. Становление стиля управления это всегда сложный и долговременный процесс. Руководите­лю требуется много времени, для ознакомления с деятельностью органи­зации, а особенно для оценки профессионального уровня своих подчинен­ных. Руководителю необходимо знать, как уметь подойти к каждому из своих сотрудников, как правильно направить стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости.

Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руко­водитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполне­нию его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможно­сти, такие как уровень образования, стаж работы, психологические каче­ства. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.

Проведенное исследование показывает, что отдельный тип стиля ру­ководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждо­го руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преоб­ладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообраз­ность сочетания различных компонентов стилей руководства определяет­ся наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций кото­рые меняются в зависимости от ситуации.

На формировании стиля руководства сказывается также уровень ие­рархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних си­туациях и демократом - в других).

Если обратиться к историческому прошлому, то в период социали­стической экономики при недостаточной подготовленности кадров широ­кое распространение получил автократический стиль, и это было оправда­но. Но в современных условиях, когда подчиненные склонны к самостоя­тельным действиям, при возросшем интеллекте работников, очевидно, что у него нет будущего. Успехи в системе, руководимой в директивном сти­ле, длительный период имеют кажущиеся, нежели действительные ре­зультаты. Обычно после некоторых достижений неизбежно наступает упадок. И тогда обнаруживается, что перспективные цели приносились в жертву текущим, подавлялась инициатива подчиненных.

Приведенные данные, как и в целом практика руководства, свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются сей­час, когда постепенно преодолеваются административные методы управ­ления.

В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей.

Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влия­ния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.