Дороманское искусство

ТЕМА: КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

ПЛАН.

1. Дороманское искусство

2. Романская культура

3. Готическое искусство

4. Литература средних веков

Историю художественной культуры средневековой Европы принято подразделять на три этапа: дороманский (VI-X вв.), романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.).

Развитие средневекового искусства в Западной Европе началось с примитивных форм, поскольку варварские народы не могли воспринимать античные традиции в силу своей враждебности Древнему Риму, с одной стороны, и в силу совершенно иного уровня собственной художественной культуры - с другой.

Интенсивная христианизация Европы в VI-VII вв. вызвала повсеместное строительство церквей, в большинстве своем базиликального типа. Напомним, что базилика представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри колоннадой на три или пять частей, называемых нефами (кораблями). И сама церковь уподоблялась кораблю. Перекрытие делали плоским из дерева, а в качестве опор использовали колонны, нередко перенесенные из античных зданий. Средний неф обычно был выше и шире боковых. В верхней части его стен имелись окна. Вход в базилику был на одной из ее узких сторон - западной. Напротив входа средний неф заканчивался апсидой. Арка, соединяющая апсиду с центральным нефом, называлась триумфальной, за ней располагался алтарь.

Особенности архитектуры базиликального храма не позволяли охватить всю роспись единым взглядом. Поэтому в центральном нефе, над колоннадой, по направлению к алтарю, помещали библейские сюжеты, располагая их в той же последовательности, что и в Священном Писании. Главный акцент делался на росписи триумфальной арки и центральной апсиды. На триумфальной арке живописцы предпочитали изображать ангелов, апостолов, аллегорические фигуры, картины Страшного суда. В апсиде помещали изображение Христа в «славе», реже - фигуру Богоматери.

Художественное творчество варварских народов наиболее полно представлено предметами прикладного искусства (ларцы, чаши, кубки) и ювелирными изделиями (пряжки, подвески, фибулы - застежки на плаще, браслеты, ожерелья). В его развитии прослеживается несколько стадий. Первоначально получил распространение так называемый филигранный стиль. Металлические изделия украшали нанесенными на поверхность тонкими золотыми или серебряными нитями, зернью. В период «великого переселения народов» в Европу с Востока был принесен многоцветный полихромный стиль. Серебряные и золотые изделия полихромного стиля в изобилии украшались вставками из эмали, цветного стекла, драгоценными камнями, которые помещались в виде кабошонов или шлифованных пластинок между золотыми перегородками причудливого узора.

Орнаменты, состоящие из бесконечного плетения линий, среди которых внезапно возникали то птичья, то звериная лапа, то голова, то крыло, почти сплошь покрывали любую свободную поверхность. Такой декор получил название абстрактного звериного орнамента. Его широко использовали также при украшении рукописей.

Книгам всегда придавалось очень большое значение в христианском искусстве. Наиважнейшее внимание уделялось инициалу - заглавной букве, в рукописях раннего средневековья инициалы стали важным декоративным элементом, заполняющим половину, а иногда и целую страницу.

«Каролингское возрождение»

В 800 г. Карл Великий короновался в Риме императорской короной. Возникла Священная Римская империя со столицей в Аахене, которая включала в себя современную Францию, южную и западную Германию, Бельгию, Голландию, среднюю и северную Италию, северную Испанию. Обращение к античности означало не разрыв с церковью, а наоборот, стремление использовать все, что возможно, в интересах феодальной идеологии. Развитие искусства шло в основном по трем ключевым направлениям: храмовое строительство, монастырское строительство и создание книг.

Наиболее известным примером подражания античному образцу стала капелла в Аахене, которая являлась частью дворцового комплекса, возведенного Карлом Великим в императорской резиденции. Вторым сохранившимся с тех пор центрическим сооружением является церковь Жерминъи де Пре близ Орлеана. Эта церковь в плане представляла собой квадрат с примыкающими к нему с четырех сторон апсидами; внутри она была богато декорирована роскошными мозаиками на темы Ветхого и Нового завета.

При Карле Великом и его преемниках особенно большой размах приобрело монастырское строительство. Монастырские комплексы IX в. представляли собой целые поселки с домом настоятеля, школой, госпиталем, гостиницей, кухней, пекарней, пивоварней, мельницей, конюшней, амбарами, ремесленными мастерскими, кладбищем. Их планировка, ставшая основой для всего последующего монастырского строительства, имела регулярный характер: пересекающиеся под прямым углом дороги, выложенные плитами, образовывали участки для строительства зданий, удаленность которых от монастырской церкви зависела от их функционального назначения.

Центром монастырской жизни был храм - базилика, имеющая апсиды с обеих сторон. Огромное значение в эпоху Карла Великого уделялось живописи в церквах. В императорском указе говорилось, что «живопись допустима в церквах для того, чтобы каждый неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». Росписи располагались в традиционной для базиликального храма последовательности: над аркадами центрального нефа, на триумфальной арке и в центральной апсиде.

Но IX век был временем расцвета и светской монументальной живописи. В этот период были созданы целые циклы исторических фресок, покрывавших стены королевских дворцов.

В империи Каролингов созданию книг, как религиозных, так и светского содержания, придавалось очень большое значение. Благодаря использованию единообразного упрощенного шрифта - каролингского минускула - книга была доступной для чтения. В оформлении рукописи декоративный принцип сочетался с иллюстративным.

В 40-х годах IX в. империя Каролингов перестала существовать.