ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
А) Объекты СЗ -различные категории населения: работающие, нетрудоспособные и малоимущие.
Система социальной защиты труда, т.е. работающих, представляет собой совокупность правовых, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих каждому право на безопасный труд, сохранение здоровья в процессе труда, защиту и поддержку работников и их семей в случае временной или постоянной утраты трудоспособности на производстве, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Социальная политика не может быть реальной и полноценной, если она ограничивает сферу своего внимания так называемыми социально уязвимыми группами неработающей части населения (детей, подростков, многодетных матерей, инвалидов, пенсионеров и безработных). Социальная политика экономически зависит от сферы труда. Поэтому в социальной политике обязательно следует выделить ту ее часть, которая непосредственно связана с трудовой деятельностью. Это социально-трудовая политика.
Механизм СЗ труда включает в себя следующие элементы деятельности:
1) при поступлении на работу и увольнении: предупреждение о степени профессионального риска, травматизма, профессиональных заболеваний и сроках их наступления, обязательные медицинские осмотры, проведение профессиональной подготовки и инструктажа, гарантии при увольнении работника;
2) в процессе работы: безопасные условия труда, эффективные средства индивидуальной и коллективной защиты, проведение периодических осмотров, гарантии при переводе работника на другую работу;
3) в случае временной или постоянной утраты трудоспособности: выявление патологических изменений, перевод в случае заболевания на более легкую работу, обеспечение достаточного уровня жизни работнику при профзаболевании, инвалидности или его иждивенцам при летальном исходе и т.д.
В проводимой в 90-е годы экономической политике недостаточно учитываются потребности людей, занятых общественно полезным трудом. Для реализации социальных программ нужны огромные ресурсы, создание которых — дело экономики, прежде всего эффективного труда.
Вторая категория нуждающихся в социальной защите — нетрудоспособное население, включающее три большие группы: 1) дети до 16 лет и обучающаяся молодежь с отрывом от производства, 2) население, вышедшее из трудоспособного возраста, и 3) особые группы населения.
Защита этих групп населения осуществляется путем создания:
- нормальных и равных условий для развития детей (доступность здравоохранения, профилактики и лечения, доступность образования, учрежд. культуры, спорта, сферы отдыха и т.д.);
- условий для получения профессионального образования, сети профессионального и высшего образования, обеспечения его доступности, поддержки учащихся и студентов через выплату стипендий, обеспечения их системой льгот;
- системы государственного пенсионного обеспечения, охвата пенсиями всех лиц, оказавшихся нетрудоспособными (т.е. пенсии трудовые и нетрудовые).
Третья категория нуждающихся в СЗ - малоимущие: дети-сироты, одинокие пожилые люди, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и мигранты, асоциальные группы (бомжи, бывшие заключенные и т.п.) и др. лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Их защита выражается в: - обеспечении их временным жильем (социальные дома, дома ночного пребывания);
- в трудоустройстве; - выплате пособий, назначении льгот и компенсаций; - организации соц. обслуживания отдельных групп населения через систему спец. учреждений.
Б) Существуют следующие формы и видысоциальной защиты граждан:
•пособия по государственному социальному страхованию и иные социальные пособия;
• государственное пенсионное обеспечение;
•содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан в домах-интернатах;
•обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения;
•содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и других учреждениях;
• социальная и трудовая реабилитация инвалидов;
• санаторно-курортное и лекарственное обеспечение населения;
• социальное обслуживание на дому.
В) Механизмы социальной защиты:
1. обязательное (государственное) страхование;
2. добровольное дополнительное коллективное и личное страхование;
3. государственная социальная помощь через предоставление пособий, выплат и льгот из ГБ социально уязвимым слоям населения;
4. государственные социальные гарантии бесплатной медицинской помощи в определенных пределах, доступности образования, культурных и оздоровительных учреждений, жилья;
5. услуги общественных организаций взаимопомощи (благотворительные организации, церковь, общество инвалидов и т.д.).
Пункты 1 и 3 (Обязательное (гос.) страхование и социальная помощь)– основные механизмы СЗ населения. Первый охватывает преимущественно занятое население, второй – предусматривает услуги и выплаты и другим категориям населения.
Социальное страхование вообще - это установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости, при утрате трудоспособности, при потере кормильца, охране здоровья работников и их семей. Социальное страхование — главный институт экономической защиты работающих в рыночных отношениях.
Необходимость системы социального страхования вызвана развитием новых отношений и превращением рабочей силы в товар, а заработной платы — в источник существования большинства членов общества. В результате возникает риск материальной необеспеченности вследствие утраты заработка. Риск этот носит социальный характер и не всегда зависит от конкретного человека. Утрата заработка может произойти из-за: • отсутствия спроса на рабочую силу; • потери работником способности к труду (болезнь, несчастный случай, старость, инвалидность, смерть). Обеспечить защиту работника(его иждивенцев) в этом случае может только социальное страхование.
Гос. социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных платежей работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета. Размер страховых взносов и порядок их уплаты устанавливаются законом.
Современный институт социального страхования включает в себя следующие виды страхования: 1) государственное социальное страхование, 2) государственное пенсионное страхование и 3) государственное обязательное медицинское страхование.
1. Собственно государственное социальное страхование обеспечивает материальную поддержку гражданам при наступлении рисков, связанных с наступлением временной нетрудоспособности для работников. Источник финансирования - ФСС РФ. Эти средства являются гос. собственностью, не подлежат изъятию и не входят в состав бюджетов разных уровней.
Средства в ФСС поступают за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также взносов от фермерских хозяйств, работающих по прямым контрактам. Кроме - этого, фонд может пополняться за счет доходов от инвестирования временно свободных средств.
Используются средства ФСС на выплату пособий (оплата по больничному листу, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, на погребение), на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
2. Обязательное медицинское страхование (ОМС) обеспечивает необходимую оплату расходов по восстановлению здоровья - лечению и оказанию медицинских услуг (создан в 1993 г.). Из фонда ОМС финансируются базовая и территориальная программы обязательного медицинского страхования. Базовая программа включает первичную медико-санитарную и стационарную помощь. На основе базовой разрабатываются территориальные программы ОМС, которые включают в себя весь объем услуг базовой программы.
Средства ОМС формируются за счет страховых взносов работодателей за работающее население и средств бюджетов местных органов власти за неработающее население.
Плательщиками страховых взносов в рассмотренные фонды являются работодатели, граждане, применяющие труд наемных работников в личном хозяйстве, граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой или работающие по прямым контрактам с иностранными предпринимателями.
3. Государственное пенсионное страхование обеспечивает получение доходов при наступлении пенсионного возраста. В Пенсионный фонд взносы платят все работающие граждане и работодатели.
Размер взносов в фонды социального страхования и порядок их уплаты определены законодательством РФ. В настоящий момент работодатель уплачивает единый социальный налог (ЕСН) (26% от фонда оплаты труда), средства которого идут в три фонда: ФСС, ПФ, ФОМС.
Г) органы социальной защиты населения:
♦ сеть организаций (учреждений и предприятий) социальной защиты и социального обслуживания различных организационно-правовых форм, реализующих формы и виды социальной защиты населения, в т.ч. лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники);
♦ органы управления социальной защиты населения;
♦ органы финансирования социальной защиты граждан и, прежде всего государственные внебюджетные и добровольные фонды социального страхования.
Действующая система социальной защиты еще недостаточно адаптирована к современным условиям. Многоукладность экономики, наличие разных форм собственности, расширение прав субъектов федерации, органов местного самоуправления и работодателей оказывают влияние на перераспределение средств, идущих на эти цели. При этом усиливается роль и значение регионов, работодателей и самих paбoтников, особенно в системе социального страхования, в развитии добровольных форм социального страхования.
В то же время существует ряд нерешенных вопросов в области социальной защиты, решение которых будет способствовать ее совершенствованию.
1. Социальная защита не обеспечена достаточным числом нормативных актов. В частности, необходим закон о социальном страховании в России, который стал бы базой для развития различных видов страхования с самостоятельными фондами.
2. Существующая система не обеспечивает социальной защиты работников, пострадавших на производстве, при ликвидации, банкротстве, неплатежеспособности предприятия, и их семей.
3. Не сбалансирована общая величина страховых платежей, что возлагает на предприятия непомерное бремя платежей. Так, величина страховых взносов по всем фондам страхования составляет в последние годы около 40% (сейчас 35,6%) (в развитых странах - около 30%, остальное - из государственного бюджета).
4. Действующий в стране механизм социального страхования не оценивает финансовую нагрузку на плательщика, страхователь отстранен от участия в управлении фондами, размер страховых взносов не увязан с уровнем профессионального и социального риска, с объемом прав и гарантий страхователей и застрахованных. Так, при равных страховых взносах по социальному страхованию и по старости защита отдельных категорий трудящихся оказывается несопоставимой (например, число и размер выплат шахтерам и работникам образовательных учреждений).
5. Серьезное внимание должно быть уделено не только финансовым вопросам социальной защиты, но и созданию системы возмещения утраты трудоспособности, формированию соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей приемлемый уровень социальных услуг по реабилитации пострадавших работников.
6. Следует сохранить (как во всем мире) самостоятельность фондов социального страхования, не передавать так называемые внебюджетные фонды в бюджет. В страховании должно участвовать и государство, и работодатель, и работник.
7. Социальная защита — дело, прежде всего государственное, и основную нагрузку в этом вопросе должен нести федеральный бюджет. Дело в том, что уровень благополучия регионов очень разный, некоторые регионы не смогут обеспечить нормального уровня социальной защиты, что приведет к значительному обнищанию населения.
8. Очень серьезная проблема - незначительный размер государственных пособий (например, пособия на детей, стипендии), так как они связаны с минимальным размером зарплаты, а она в свою очередь составляет около 20% прожиточного минимума. Это касается и пенсий.
9. Предприятия ранее осуществляли большую работу по социальной защите работников за счет своей прибыли. В настоящее время в вязи с разным экономическим положением предприятий одни оказывают защиту сверх меры, другие минимальную (помощь при погребении). Это вызывает определенную социальную напряженность. Однако система социальной защиты должна выстраиваться таким образом, чтобы приоритеты были отданы человеку труда. Работающий должен быть максимально защищен в труде и после выхода из процесса труда, у него должны быть стимулы к производительной работе, а не к иждивенчеству. Развитие различных форм занятости, увеличение числа рабочих мест, установление заработной платы и трансфертов в соответствии со стоимостью жизни снимет часть вопросов в области социальной защиты.
Мини-кейс
« Проблемы проникновения на зарубежный рынок»
по теме 7 « Разработка маркетинговой стратегии на различных уровнях управления экономики»
Главная цель обсуждения ситуации: развитие маркетингового мышления, привлечение полученных знаний и навыков к рассмотрению и оценке различных вариантов принимаемых решений, организация логического подхода к обсуждению проблем, тренировка интуиции и умения дискутировать, приобретение навыка работать в команде.
Методические указания.
Для разбора кейса учебная группа разбивается на команды составом не более чем по 5 человек. Команды разбирают и решают кейс самостоятельно и докладывают полученные ими результаты на практическом занятии.
В ходе совместного обсуждения группа должна прийти к одному (возможно к двум) варианту разрешения каждой ситуации.
Как подготовиться к анализу ситуации
Этот вопрос, как и ситуационный анализ вообще, не имеет какого-либо единственно правильного ответа. У каждого предпринимателя может быть свой подход. Однако дадим некоторые рекомендации.
1. Сначала прочитайте всю имеющуюся информацию и составьте целостное представление о ситуации. Не пытайтесь сразу ее анализировать.
2. Еще раз внимательно прочитайте информацию. Выделите те абзацы, которые вам показались важными.
3. Постарайтесь охарактеризовать ситуацию. Определите ее сущность, главные и второстепенные аспекты. Затем письменно зафиксируйте выводы - основную проблему и проблемы, ей подчиненные.
4. Зафиксируйте факты, касающиеся этой проблемы (не все факты, изложенные в ситуации, могут быть прямо связаны с ней). Это поможет проследить взаимосвязь между приведенными данными.
5. Сформулируйте критерий для проверки правильности предложенного решения.
6. Попробуйте найти альтернативные варианты решения, если такие существуют. Определите, какие из них наиболее удовлетворяют критерию.
7. Разработайте перечень практических мероприятий по реализации вашего решения. Многие окончательные решения не имеют успеха из-за невозможности их практического осуществления.
Какие вопросы следует себе задать
1. Внимательно ли я прочитал информацию или лишь просмотрел ее?
2. Учел ли я все относящиеся к делу факты?
3. Удалось ли сделать правильные выводы из имеющейся информации?
4. Не принимаю ли я чужое мнение за свое?
5. Не ошибаюсь ли я, думая, что все ориентируются на мое мнение?
6. Не слишком ли узко я понимаю абсолютную правильность любого высказывания? Ведь совсем не обязательно, что выводы будут правильными.
7. Правильно ли я делаю, доказывая неразумность и невозможность каких-либо фактов?
8. Правильно ли я выбрал информацию, соответствующую моей точке зрения, и учел ли я другие важные сведения?
9. Принял ли я во внимание тот факт, что могу попасть под влияние своих собственных предубеждений, предрассудков или лишь предвзятого мнения?
10. Не слишком ли я обобщаю? Не стоит ли вернуться к деталям? И правильно ли сделаны обобщения?
11. Много ли внимания я придаю какому-либо одному факту в принятии решения? Если да, то прав ли я?
12. Как я представляю себе реализацию принятых решений на практике? Каковы будут последствия? Могут ли возникнуть новые проблемы? Не принял ли я решение, не проанализировав ситуацию? Не противоречат ли мои выводы и факты друг другу?
14. Действительно ли я прислушиваюсь к мнению других сотрудников или лишь жду, когда я смогу выразить свое мнение?
15. Будут ли мои замечания уместны в данный момент? С другой стороны, если группа заблуждается, отвлекается от темы или уходит от основной линии дискуссии, должен ли я молчать?
Вопросы, на которые следует ответить после рассмотрения ситуации:
1. Что нового я узнал? Какие выводы я сделал?
2. Насколько они касаются моей практической деятельности?
Ситуация для решения:
Фирма X.GmbH (Германия) более 20 лет специализируется на производстве арматуры и принадлежностей для ванных комнат и водопроводной системы (краны, узлы, крепежные детали, душевое оборудование). Фирма предлагает свою продукцию как для домашних хозяйств, так и для различных организаций. Доля фирмы на внутреннем рынке - 32%, на рынке Франции - 8, Бельгии - 3, а крупная торговая компания в Майами ежегодно закупает около 4% производимой продукции фирмы для продажи в США (доля 5%).
Общий ежегодный оборот компании превышает 40 млн. немецких марок. Фирма выпускает продукцию разных видов, цветов, стилей, отделки (металлической и пластиковой), что дает ей возможность занять более прочные рыночные позиции.
В настоящее время фирма X.GmbH исследует рынок России. Обнадеживающие результаты исследования побудили компанию к активной деятельности на российском рынке, наметив срок внедрения продукции - один год.
Задание:
1. Порекомендуйте пути внедрения фирмы X.GmbH на российский рынок.
2. Выявите потенциальные трудности, связанные с возможностью проникновения товаров фирмы на рынок.
3. Выберите и дайте обоснование методу проникновения на российский рынок.
4. Предложите рекомендации по системе товародвижения и распределения.
Методические рекомендации по решению вышеперечисленных заданий.
Внимательно прочитайте задание, так как в этой ситуации практически каждая фраза имеет смысловую нагрузку. Иногда лучше прочитать задание дважды. Полезно ознакомиться с заданием перед тем, как изучать текст ситуации. Это поможет вам при чтении ситуации выделить в ней ключевые моменты. Например, в нашем задании следует отметить такие данные:
– 20-летняя известность фирмы;
– ассортимент и дифференциация производимой продукции с целью овладения большой долей рынка;
– целевые рынки: домашние хозяйства и организации;
– доли рынка, %: Германия - 32, Франция - 8, Бельгия - 3, США - 5; итого - 48, прочие рынки - 52;
– общий оборот - свыше 40 млн. немецких марок;
– оборот по внешним рынкам - 25 млн. немецких марок;
– принято решение о внедрении продукции на рынок России с обозначенным сроком (один год).
Вопросы, поставленные в задании, требуют структурированных ответов в форме сведений и/или рекомендаций.
Вы выступаете в роли советника или консультанта фирмы.
Проведите прежде всего общий анализ данных ситуационной задачи. Конечно, глубина этого анализа ограничена, поскольку мини-кейс не дает обширной информации. Поэтому некоторые вопросы могут решаться на основе интуиции, что весьма полезно для развития у обучающихся маркетинговой интуиции.
Так, если валовой оборот продаж составил 40 млн. немецких марок и у вас есть данные о долях рынков в зарубежных странах, то можно по крайней мере на интуитивном уровне утверждать, что продажи на новом рынке не будут больше, чем на одном из завоеванных рынков. Значит, продажи не превысят 4-5 млн немецких марок. Первая проблема - как обеспечить успешный доступ на российский рынок - зависит от эффективности маркетинга, логистики и т.п.
Фирма имеет опыт маркетинговой деятельности за пределами Германии, владея определенными долями рынка, т.е. обладает силой воздействия на рынок. Рекомендации по развитию российского рынка будут связаны и с проблемами распространения товаров. Продукция имеет широкую область применения, производство не является специализированным. Марка фирмы получила признание на рынке. Стимул, который движет ситуацию, - расширение фирмы, запланированный рост.
Такой анализ необходимо провести перед подготовкой более конкретных ответов на поставленные вопросы в задании.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ
по теме 7 « Разработка маркетинговой стратегии на различных уровнях управления экономики»
Цели разбора хозяйственных ситуаций:
закрепить знания в области разработки маркетинговой стратегии;
научиться принимать маркетинговые решения;
научиться отстаивать предлагаемые решения;
научиться участвовать в коллективном принятии решений.
Методические указания: Для разбора хозяйственных ситуаций учебная группа разбивается на команды составом не более, чем по 5 человек. Команды разбирают и решают хозяйственные ситуации самостоятельно и докладывают полученные ими результаты на практическом занятии.
В ходе совместного обсуждения группа должна прийти к одному (возможно к двум) варианту разрешения каждой ситуации.
Ситуация 1. Фирма действует в регионе, состоящем из четырех районов (сегментов). Для каждого района известны изменения в условиях реализации нового товара A(L), интенсивность покупок товара А в среднем одним покупателем в год (У руб./покупателей), выигрыш или потеря доли рынка в результате конкуренции производителей товара A(±d), издержки по сегментации рынка в каждом из районов (С). Все данные приведены на территориальной схеме региона (рис. 1).
Определите район, в котором фирме выгоднее реализовать свою партию нового товара А. Какова будет величина объема чистых продаж?
Ситуация 2. Ответьте на вопросы, используя приведенные ниже подсказки.