Авиакосмические технологии, новые поколения средств транспорта и связи.

8. Оборонно-технические системы и средства безопасности новых поколений ( в т.ч. для борьбы с терроризмом)

Для научно-технологического прорыва необходимы кардинальные перемены в механизме выработки и реализации селективной научно-технической политики. Направления совершенствования этого механизма:

1. Создание до 2010г. эффективной законодательной базы инновационной деятельности и гос. политики в этой сфере. Не отвечают требованиям «Закон о науке» и патентное законодательство; не утверждены президентом после 3-х чтений в думе «Закон об инновационной деятельности и гос. инновац. политике» и новая редакция Фед. Закона «О гос. прогнозировании и программах соц-эк развития РФ»; нет законов о федеральных целевых программах (ФЦП), венчурном финансировании инновационных проектов;

2. Формирование системы стратегического управления инновациями. Принятые в этой области решения (в рамках специальных разделов в посланиях президента, долгосрочных прогнозов, концепции соц-эк. развития на долгосрочный период и среднесрочной программы) не выполняются. Приоритеты развития науки и техники расплывчаты, также как и Федеральных Целевых Научно-технических программ, Инновационных программ практически нет. Научный совет при Совете безопасности РФ наметил ряд мер в области науки и техники (долгосрочный прогноз до 2030 г., н-т приоритеты на период до 2010 г.), но они не носят инновационный характер, предусматривают частичную модернизацию старых ОФ и технологий.

3. Создание системы ресурсного обеспечения селективной н-т политики, включающей следующие элементы:

– Ориентация собственных средств предприятий на освоение и распространение новейшей техники и технологий, обеспечивающих конкурентоспособность (государство должно обозначить рыночные ниши);

– Прямое (полно или частичное) гос. финансирование приоритетных направлений развития техники и базовых технологий на основе ФЦП, а также проектов нерыночной сферы экономики (фундаментальная наука, образование, здравоохранение, соц. защита, экология, оборона и правопорядок, гос. управление);

Косвенная поддержка коммерческих программ и проектов (в т.ч. малого и ср. бизнеса) посредством налоговых и таможенных льгот, налоговых кредитов при освоении новой техники и технологий; содействие совершенствованию инновационной и информационной инфраструктуры, информационному обеспечению, подготовке кадров и т.д.;

– Обеспечение притока инвестиций через продажу акций высокотехнологичных компаний, осуществляющих базовые инновации;

– Формирование системы венчурного финансирования высокоэффективных, но рисковых инновационных проектов с частичным участием гос. бюджетных и внебюджетных фондов;

– Привлечение российских и иностранных банков и др. финансовых институтов к финансированию приоритетных инноваций.

4. Формирование целевых оргструктур, способствующих поддержанию приоритетов. В их числе: транснациональные корпорации, холдинги, ФПГ, консорциумы, которые и будут реализовать ФЦП.

5. Обучение персонала, прежде всего топ-менеджеров, гос. служащих среднего звена.

6. Совершенствовать руководство разработкой и реализацией селективной н-т и инновационной политики на межведомственной, правительственной основе. Сейчас эти функции выполняет Комиссия по науке и инновациям Правительства РФ, опирающаяся на аппарат министерств и РАН, где много людей с устаревшим, неинновационным мышлением. Следует создать общественный совет с привлечением государственных и негосударственных Академий, вузов, крупных ученых. Этот сове может осуществлять экспертизу приоритетов и прогнозов н-т и инновационного развития.