В. 10.4. Инвестиционное обеспечение стратегии развития экономики и промышленности
Можно выделить следующие три формы участия государства в инвестиционной деятельности (в части, нацеленной на развитие и структурную перестройку промышленности): 1) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемое за счет бюджетных средств; 2) использование макроэкономических подходов с целью создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности (косвенное государственное регулирование инвестиций); 3) мобилизация и формирование инвестиционных ресурсов.
В настоящее время инвестиционная плитика в традиционном представлении предусматривает лишь регулирование прямого участия государства в инвестиционной деятельности. Вместе с тем, такая мера государственного регулирования, как создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, предусматривается в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Ее реализация в рамках СИП позволит значительно увеличить как общее инвестирование в любой форме, так и объем инвестиций для целей структурной перестройки промышленности.
Что касается третьей формы участия государства в инвестиционной деятельности – мобилизации и формирования инвестиционныхресурсов и привлечения их на цели структурной перестройки промышленности, то ее использование в настоящее время является особенно актуальным. Это определяется тем, что, с одной стороны, налицо явный дефицит источников и форм инвестиций, а с другой – стороны, наличие значительной массы сбережений населения, которые не трансформированы в инвестиции из-за отсутствия соответствующих механизмов и государственных гарантий. Более того, в рыночной экономике формирование и концентрация инвестиционных ресурсов, характеризующихся разнообразием видов и источников, является необходимой сферой деятельности различных сберегательных, специализированных инвестиционных институтов, инвестиционных паевых фондов, трастов и др., чья деятельность всегда должна находиться под государственным контролем.
Вместе с тем, указанный выше закон не относит к инвестиционной деятельности такую ее форму как формирование (мобилизация) инвестиций. Поэтому необходима корректировка самого понятия "инвестиционная деятельность", которое определяется в законе как «вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта», и включение в него действий по «мобилизации и формированию инвестиционных ресурсов».
Арсенал конкретных механизмов и инструментов СИП должен предусматривать совокупность отобранных научно-обоснованных методов ее осуществления и отработанных рычагов, механизмов и инструментов взаимодействия структурной и инвестиционной составляющих в рамках разработанной концепции.
Предполагается, что они должны соответствовать трем главным принципам, игнорирование которых обрекает на неудачу даже самые благие концептуальные ориентиры. Во-первых, они должны иметь преимущественно рыночный характер (даже в рамках прямого участия государства в инвестиционной деятельности предусматривается окончательный переход на рыночные формы возвратного, платного и конкурсного размещения инвестиций). Во-вторых, эффективная система методов и рычагов воздействия на структурную перестройку промышленности не может быть непоследовательной и внутренне противоречивой (например, включать набор структурных приоритетов, не подкрепленных механизмами их инвестирования).
В-третьих, структурная перестройка промышленности (экономики), все механизмы и рычаги ее осуществления должны носить системный, комплексный характер.Например, государство в структурной политике не может ограничиваться рамками отдельных приемов регулирования. Оно должно быть представлено по всему комплексу своих функций, характерных для рыночного хозяйства: как экономический субъект, непосредственный участник экономического процесса; как творец экономико-правовых норм и правил поведения рыночных агентов; как субъект различных видов политик; как инициатор, исполнитель и контролер всякого рода институциональных преобразований.
Рассмотрим стратегические меры по совершенствованию каждой из трех форм участия государства в инвестиционной деятельности.
Бюджетное финансирование остается важным инструментом инвестиционного оживления и сохраняет ключевую роль в финансовом обеспечении структурных преобразований, так как:
* связывает экономические процессы, протекающие в н/х;
* имеет более высокую прямую управляемость и мобильность;
* обеспечивает масштабность сфер приложения;
* обеспечивает инвестициями унитарные гос. предприятия;
* поддерживает конверсионную оборонную промышленность и часто убыточные отрасли жизнеобеспечения.
Следует говорить не о расширении сферы или значительном росте гос. инвестирования, а о повышения качества гос. инвестиций, рыночной трансформации и совершенствовании форм, методов, действующих механизмов прямого гос. финансирования
Сейчас: бессистемность, отсутствие четких критериев и приоритетов их распределения, недостаточный контроль целевого назначения и эффективности вложенных средств, недофинансирование инвестиций, недостатки программно-целевого бюджетного инвестирования.
СИП использует понятие качества инвестиций, т.е. их государственной или региональной эффективности. Качество инвестиций определяется преобладающей направленностью инвестиций на реализацию структурных приоритетов, а также характеризует их воплощение в технологиях и производствах, повышающих конкурентоспособность национальной экономики.
Обеспечение высокого качества инвестиций достигается посредством использования комплексной системы механизмов и мер как прямого, так и косвенного воздействия государства в структурно-инвестиционной сфере.
Механизмы прямого воздействия государства на формирование структурных сдвигов в экономике:
- прямое бюджетное инвестирование, льготное кредитование, гарантии правительства и т.д. (государство участник и гарант инвестиционной деятельности);
- система целевых и инвестиционных программ;
- государственный заказ и государственные закупки;
- протекционистские меры сбалансированной внешнеэк. политики.
Предпосылки создания действенного механизма прямого государственного инвестирования: рыночная трансформация форм и методов гос. поддержки с использованием принципов возвратности средств и платности, конкурсной системы отбора проектов, разделения рисков между инвесторами, приоритетности эффективных проектов, а также направленность проектов на реализацию задач структурной перестройки экономики (через сертификацию проектов).
Наиболее актуальны в настоящий период такие новые формы гос. инвестирования: долевое участие в инвестировании проектов частных инвесторов на основе сертификации проектов и государственные гарантии инвесторам (до 40% заемных средств).
2. Меры косвенного воздействия на инвестиционную деятельность, направленные на создание благоприятного климата для инвестиций:
· формирование нормативно-правовой базы инвестирования;
· совершенствование системы налогообложения;
· регулирование амортизационной политики;
· антимонопольные мероприятия;
· регулирование ценовых пропорций;
· реструктуризация неплатежеспособных предприятий;
· льготные условия пользования землей и природными ресурсами;
· создание системы информационно-аналитических центров в сфере инвестирования, в т.ч. для иностранных инвесторов;
· развитие инвестиционной инфраструктуры (страховые, пенсион. и паевые фонды);
· совершенствование и развитие рыночных методов инвестирования (система залогов, финансовый лизинг и т.д.);
· протекционистская внешнеэкономическая политика по защите российских потребителей и отечественного рынка;
· политика в области иностранного инвестирования;
3. Мобилизация и формирование инвестиционных ресурсов.
* сокращение оттока капитала за границу и меры по его возвращению;
* задействование финансового потенциала экспортеров;
* использование сбережений населения;
* кредитная эмиссия и канализация ее в производственную сферу;
* аккумулирование финансовых ресурсов и их трансформация в инвестиции через ФПГ, реформированную банковскую систему, фондовый рынок.
Проблемы, сдерживающие инвестиционный спрос, обусловленные незавершенностью системных рыночных преобразований.
Первая – отсутствие рыночных механизмов (частные банки и фондовый рынок) капитализации в реальном секторе сберегаемых ресурсов (пока С. Глазьев предлагает систему государственных институтов развития).
Вторая проблема – невосприимчивость реального сектора к инвестициям: мало высокоэффективных инвест. проектов, большинство предприятий не готовы «переварить» эффективные инвестиции (нужны: реформы на микроуровне, формирование рынка высокоэффективных инвест. проектов, расширение информационных услуг).
Третья проблема – отсутствие четкого механизма доведения финансовых ресурсов (бюджетных средств, амортизационных отчислений, налоговых платежей, кредитной эмиссии и т.д.) до запроектированных пунктов их использования (нецелевое использование, хищения). Необходимо: совершенствование казначейской и банковской системы, создание банков развития или инвестиционных компаний; специализация кредитно-финансовых институтов и др.
Тема 11. Стратегическое планирование научно-технического прогресса