В. 10.2. Формирование государственной стратегии развития экономики и промышленности. Система приоритетов инвестирования
Таблица 1-Отрасли промышленности
Топливно-энергетический комплекс |
в т.ч. 1.электроэнергетика |
2. топливная |
Обрабатывающие отрасли первичного звена (производство конструкционных материалов) |
в т.ч. 3. металлургическая промышленность |
4. химическая и нефтехимическая |
5. лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
6. промышленность строительных материалов |
7. Машиностроение и металлообработка (обрабатывающие отрасли вторичного звена) |
Потребительский комплекс |
в т.ч. 8. легкая |
9. пищевая |
10. Прочие отрасли |
Промышленность – всего |
Теоретически рыночный способ ведения хозяйства обеспечивает необходимую гибкость и мобильность структуры экономики. Но в реальности структурные преобразования экономики практически всегда осуществляются при активном участии государства, что позволяет уменьшить болезненность процесса структурной перестройки для общества, в ходе которой ресурсы высвобождаются и часть из них может не найти применения в новой структуре. Кроме того, государство должно обеспечить оптимальные сроки структурных преобразований и выбрать тот вариант из множества альтернатив структуры, который отвечает интересам наиболее широких слоев общества.
В связи с тем, что стратегия включат такие элементы, как миссия и цели, а также политику, целесообразно анализировать структурную и инвестиционную политику, которые проводятся в стране, а также показать направления ее трансформации в сторону обеспечения основных целей развития экономики и промышленности страны, которые конкретизируются в рамках структурной и инвестиционной политик.С
Комплекс мер государственное воздействия на ускорение прогрессивных структурных изменений по всем видам экономической структуры называют структурной политикой государства.
Ведущей функцией структурной политики является деятельность государства по совершенствованию производственно-технологической структурыэкономики через выбор государством приоритетных направлений развития экономики исходя из анализа глобальных закономерностей технико-технологического прогресса и национальных конкурентных преимуществ, и их реализацию с помощью конкретных инструментов и механизмов структурной политики.
Но На данном этапе социально-экономического развития страны промышленная политика – это комплекс мер по реализации ее основной цели – созданию эффективной структуры индустриальной системы, совершенной по важнейшим направлениям, характеру и методам воздействия (воспроизводственному, научно-техническому, инновационному, организационному и другим). (П - п промышленная политика рассматривается ими как система мер государственного вмешательства с целью реализации приоритетов структурной национальной политики, базирующихся на ясно сформулированных стратегических целях, а также на четком представлении о национальных конкурентных преимуществах, являющихся повсеместно апробированным средством преодоления ограничителей роста, связанных с несовершенством рыночных отношений.)
Т.е. на данном этапе можно говорить о тождественности этих двух видов политик (хотя промышленная политика конечно шире) и первоочередным объектом структурной политики является именно промышленность как высокотехнологичная отрасль, продукция которой должна обеспечить формирование современной прогрессивной и эффективной структуры экономики.
Структурная политика изначально включает инвестиционную составляющую в качестве компоненты, обеспечивающей ее реализацию, что и проявляется в использовании специального понятия структурно-инвестиционная политика (СИП).
СИП определяется как система мер государственного воздействия на целенаправленную перестройку структуры общественного производства путем направления инвестиций в соответствующие отрасли, предприятия и отдельные производства с учетом общественного и индивидуального спроса и использованием прогрессивных сдвигов в науке, технике и технологии.
Построение модели СИП теоретическиограничено рамками двух основных применяемых в настоящее время моделей государственного регулирования экономики (ГРЭ): либеральной и дирижистской.В реальной практикереализуются, как правило, различного рода смешанные модели, сочетающие совместимые и не противоречащие друг другу механизмы ГРЭ и рыночной самоорганизации.
Построение действенной СИП становится возможным, если в стране имеется разработанная концепция развития экономики и промышленности, вкоторой определены генеральная цель и стратегия развития индустриального комплекса страны, отражено четкое видение того, на формирование какой модели промышленного развитиядолжна быть направлена СИП государства. В соответствии с выбранной моделью развития индустриальной системыстроится адекватная ей система приоритетов СИП.
Модернизация индустриальной системы, как правило, ориентирована на один из приоритетных элементов конечного спроса, что определяет четыре ее модели:
¨ модель 1- потребительски ориентированная, с опорой на насыщение первичных потребностей;
¨ модель П - потребительски ориентированная, с опорой на капитальные блага;
¨ модель Ш - экспортно-ориентированная;
¨ модель IV-инвестиционно-ориентированная, в т. ч. связанная с импортозамещением.
Модель I преимущественно используется в странах с низким исходным уровнем насыщения первичных потребностей (Индия, Китай). Эта модель предусматривает, как правило, включение в состав структурного ядрасектора сельскохозяйственного производства и сопряженных с ними отраслей.