SWOT-анализ страны на примере Казахстана
Силы | Слабости |
Заложены основы независимого суверенного государства | Строительство государства еще далеко до завершения |
Произошел отход от старой политической и экономической системы, заработала новая | Цели широкомасштабных социальных, политических и экономических реформ еще не достигнуты |
В обществе возникла качественно иная система ценностей и новый тип человеческих отношений, базирующийся на свободе и частно-индивидуалистическом мировоззрении | Во время переходного периода большинство граждан многое пережили и многим пожертвовали |
Главный актив - качество человеческих ресурсов, высокообразованное население с высоким уровнем научного и творческого потенциала | Нужны новые и более цивилизованные условия для развития человеческого потенциала |
Богатые природные ресурсы | Много трудностей и нет продуманной стратегии использования богатства недр |
Обширные земельные площади, сельскохозяйственные угодья | Не хватает реальной и эффективной стратегии, людей и капитала для использования площадей и угодий |
Политическая стабильность и отсутствие конфронтации в обществе | До консолидации и единства общества еще далеко |
Толерантность и терпение населения, радушие и приветливость | Тяготы переходного периода еще очень чувствительны |
Возможности | Угрозы |
Географическое положение на перекрестке дорог в Евро-Азиатском регионе | Менталитет в духе коммунистических принципов. Медленное привыкание к переменам, ожидание людьми помощи государства |
Поддержка реформ со стороны иностранных государств и донорских организаций | Существенное снижение объемов производства после развала СССР |
Преимущества новых информационных и телекоммуникационных технологий для большой, но малонаселенной страны | Снижение доходов и уровня жизни большинства граждан. Мала прослойка среднего класса |
Малый рост национальных сбережений и накопления капитала, которые должны стать движущей силой экономики | |
Новые большие масштабы бедности и безработицы и, как следствие, преступности, наркомании, общественной депрессии и потенциала общественной нестабильности | |
Демографическая депопуляция, дефицит специалистов | |
Недостаточно подготовленное и плохо организованное государственное управление, крайне низкое качество корпуса менеджеров предприятий | |
Неполнота и нестабильность законодательства |
5.3. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования
Одна из ключевых задач, определяющих степень успешности любой стратегии, - оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования (СЗХ). В отечественных переводах используются и другие названия-синонимы СЗХ - стратегический сегмент или стратегическая область бизнеса (СОБ). СЗХ, или СОБ, по И. Ансоффу, - отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет (или хочет получить) выход. Первый шаг анализа в стратегическом управлении состоит в определении таких зон (из числа принципиально доступных), их исследовании вне связей со структурой фирмы или ее текущей продукцией. Результатом подобного анализа является оценка перспективы, которая открывается в этой области. Данная информация необходима, чтобы решить, как именно фирма собирается конкурировать с другими фирмами в соответствующей области.
От правильности оценки СЗХ напрямую зависит, окажется ли стратегический выбор зоны хозяйствования верным или нет, сможет ли стратегия эффективно реализоваться. Если выяснится, что имеющийся рынок уже недостаточен для реализации потенциала фирмы и достижения намеченного уровня ее притязаний, то фирма окажется перед необходимостью искать новый рынок, новую зону реализации потенциала. Условно говоря, надо будет решать: куда пойти со своим бизнесом - в Тамбовскую область или в Воронежскую?
Частичный ответ на этот вопрос дает сопоставление уровней кон-курированности, сложившейся «рыночной власти» в каждой из возможных зон развития нашего бизнеса. Чтобы провести такое сопоставление, необходимо знать рыночные доли ведущих конкурентов в данном бизнесе, как они сложились в каждой из возможных СЗХ. Затем применяется так называемый индекс Герфиндаля-Гиршмана, представляющий собой сумму квадратов рыночных долей основных конкурентов.
Предположим, что в Тамбовской области лидер имеет рыночную долю 0,4 в совокупном объеме продаж по нашей товарной группе, претендент на лидерство - 0,2; кроме того, есть еще восемь сравнительно мелких конкурентов, рыночная доля каждого из которых составляет 0,05. А в Воронеже ситуация иная: лидер имеет долю, равную 0,3, его ближайший конкурент - 0,1; на этом рынке также действуют еще 12 конкурентов с рыночными долями по 0,05.
Тогда индекс Герфиндаля-Гиршмана для Тамбовской области будет равен 0,42 + 0,22 + 8 х 0,052 = 0,16 + 0,04 + 8 х 0,0025 = 0,22, а для Воронежской 0,32 + 0,12 + 12 х 0,052= 0,09 + 0,01 + 12 х 0,0025 = 0,13. Индекс для Воронежской области оказался существенно ниже, что означает, что при прочих равных условиях ваша фирма будет себя лучше чувствовать именно здесь.
Понятно, что при данной методике расчета индекса его максимальное значение может быть равно единице (при наличии в регионе единственного конкурента со стопроцентной рыночной долей). Ясно также, что часто ускользающая информация о рыночных долях наиболее мелких конкурентов, скорее всего, окажется несущественной для итоговой индексной оценки.
Обстоятельная оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования опирается на алгоритм, предложенный И. Ансоффом, и включает в себя следующие шаги:
1. Оценка необходимой привлекательности СЗХ. Опирается на анализ претензий организации и требования комплекса бизнес-проектов.
2. Анализ элементов действительного потенциала. Предполагает проведение собственно сопоставительной оценки различных СЗХ и осуществление предварительного выбора.
3. Разработка системы стратегий. Она должна учитывать результаты предыдущих этапов и представлять собой систему комплексов, включающих: принципы отношений и действий, конкретные бизнес-проекты, основные средства их реализации.
4. Оценка соответствия действительного потенциала системе стратегий. Необходимо убедиться, что выбранная СЗХ и система стратегий (из имеющихся вариантов) наиболее соответствуют друг другу. В качестве возможного показателя экономической эффективности может быть использован показатель чистого дисконтированного дохода — разность дисконтированных на один момент времени показателей дохода и капиталовложений. Сопоставляются также другие прогнозируемые величины результатов и потребных для их достижения ресурсов, уровень сложности решаемых проблем (политических, социальных, технологических — в русле STEP-анализа, а также, при необходимости, климатических, геофизических и иных). На этом этапе возможны корректировки решения как в отношении выбора СЗХ, так и в отношении системы стратегий.
5. Оценка достаточной привлекательности СЗХ. Принимается окончательное стратегическое решение, учитывающее претензии организации. При необходимости они могут подлежать корректировке.
Особый интерес представляет следующий этап предложенного алгоритма - анализ элементов действительного потенциала СЗХ. Это первый этап известной в маркетинге процедуры, называемой позиционированием. Вот какая весьма наглядная форма позиционирования пяти взаимодействующих муниципальных образований предложена отделом маркетинга администрации г. Ржева (Тверская область). Муниципальные образования сопоставлены по ресурсным составляющим будущей стратегии (рис. 5.1). Интенсивность штриховки соответствует степени обеспеченности муниципального образования ресурсами конкретного вида.
Муниципальные образования | Ресурсы | |||||||||||
Природно-географические | Земля | Транспортные | Историко-культурные | Духовные | Сырьевые | Промышленно-экономические | Экологические | Интеллектуальные | Кадровые | Социальные | Информационные | |
г. Ржев | ||||||||||||
Ржевский район | ||||||||||||
Зубцовский район | ||||||||||||
Оленинский район | ||||||||||||
Селижаровский район |
Рис. 5.1 Ресурсный потенциал развития и сотрудничества пяти муниципальных образований Тверской области[3]
Интересный и продуктивный подход к позиционированию российских регионов - субъектов Федерации - уже в течение нескольких лет практикует рейтинговое агентство журнала «Эксперт». В соответствии с разработанной здесь методикой оценке подлежит инвестиционный климат (инвестиционная привлекательность) регионов, включая инвестиционный потенциал региона и инвестиционный риск.
Общий показатель потенциала или риска рассчитывался как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммировались — каждый со своим весовым коэффициентом. Оценка весов вклада каждой составляющей в совокупный потенциал или интегральный риск в 2001-2002 гг. году была получена в результате опроса, проведенного среди экспертов из российских и зарубежных инвестиционных, консалтинговых компаний и предприятий, а также руководителей инвестиционных департаментов ряда субъектов Федерации. Итоговый ранг региона рассчитывался по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате каждый регион характеризуется не только рангом, но и количественной оценкой, позволяющей установить, насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и до какой степени велик риск инвестирования в данный регион.
5.4. Анализ современных макроэкономических факторов: глобализации и перехода к постиндустриальному обществу
Для того чтобы формировать эффективную стратегию, необходимо учитывать современные тенденции социально-экономического развития, и в первую очередь те из них, которые влияют на воспроизводственные процессы:
– переход от индустриальной к постиндустриальной стадии развития, бурное развитие информационных технологий;
– глобализация социально-экономических процессов.
Универсальной тенденцией современного социально-экономического развития является переход от индустриальной к постиндустриальной стадии развития. Эта тенденция носит глобальный характер и проявляется практически во всех странах мира и практически во всех регионах и городах. Основной характеристикой этого перехода является изменение структуры воспроизводственных процессов как на макро-, так и на микроуровне.
На макроуровне это прежде всего уменьшение удельного веса промышленности и сельского хозяйства и увеличение удельного веса сферы услуг в совокупном продукте. В развитых странах сфера услуг занимает до 70-80% внутреннего валового продукта.
На микроуровне (уровне отдельного предприятия или на уровне цепочки создания стоимости конкретного продукта) все больший удельный вес в стоимости продукта занимают те виды деятельности, которые непосредственно относятся не к стадии производства, а к стадии «обслуживания»:
– создание нового продукта, инжиниринг;
– маркетинг, реклама, продвижение товара на рынок;
– транспортировка, логистика;
– финансы, информационные системы;
– консультации, бухучет, аудит.
Информационные технологии начинают играть ведущую роль в современном обществе. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, копировальных устройств и сканеров, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ.
В целом Интернет, мобильная связь, новые коммуникационные технологии революционным образом изменяют нашу жизнь. Прогресс в этих сферах человеческой активности открывает все новые и новые возможности. Эти возможности возникают в первую очередь благодаря беспрецедентным темпам снижения стоимости услуг связи и проведения вычислительных операций.
Скорость распространения Интернет в мире беспрецедентна. Если для того чтобы появилось 50 млн. пользователей радио с момента его появления потребовалось 38 лет, для распространения в тех же масштабах телевизоров - менее 13 лет, персональных компьютеров - около 16 лет, то для распространения Интернет среди первых 50 млн. пользователей потребовалось немногим более 5 лет.
Интернет не просто уменьшил стоимость передачи данных, он создал полностью новую систему коммуникаций, позволяющую одновременно передавать огромное количество информации ко многим точкам во всем мире. Он дал возможность вести общение между людьми и пользоваться многими базами данных в реальном масштабе времени. Взрывообразный рост технологий передачи данных по сети Интернет уже начал изменять возможности и саму структуру торговли в мире.
В экономике любой развитой страны или региона пользование информацией становится базисом любого улучшения, любого продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Информационные и коммуникационные возможности страны или региона становятся движущей силой их развития. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX века железные дороги: катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.
Информационный характер производства стал критерием развитости общества. Чем более развито общество, тем больше удельный вес занимает в составе ВНП информационная продукция и тем сильнее воздействие информационного фактора на развитие общества в целом.
Новые информационные технологии изменяют многие экономические тенденции и закономерности и привносят принципиально новые явления, которые не всегда и не полностью изучены экономической наукой.
Глобализация социально-экономических процессов - также универсальная тенденция развития современного мира.
В самом общем виде термин «глобализация», по определению ООН, обозначает все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками.[4]
Это сочетание свободной мировой торговли товарами и услугами и свободного движения капитала и рабочей силы. Глобализация проявляется не только в экономике, но и в культуре, в деятельности международных организаций, в изменении функций национальных правительств. Если определить глобализацию наиболее широко, то она означает изменение всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к открытости и взаимозависимости. Она имеет как положительные, так и отрицательные стороны, характеристики.
С одной стороны, глобальная интеграция экономики может привести к лучшему разделению труда, позволит перемещать капитал в любую страну, которая предлагает более выгодные условия для инвестиций.
С другой стороны, глобализация может дестабилизировать финансовые рынки, негативно влиять на экологию, способствовать культурному обеднению, усиливать имущественное неравенство. Ее преимущества и риски распределяются неравномерно: рост и достаток, которые она несет одним, компенсируются все большей уязвимостью и маргинализацией других и разрастанием «антигражданского общества». Вне всякого сомнения, терроризм сегодня тоже существует как глобальное явление.
Аспекты глобализации весьма различны; это прежде всего экономические, социальные, экологические и тендерные аспекты. Среди основных сторон, черт и последствий глобализации выделяются:
1) расширение потоков товаров, технологий, финансовых средств, туристов;
2) неуклонный рост и усиление влияния международных институтов гражданского общества;
3) глобальная деятельность транснациональных корпораций;
4) значительное расширение масштабов международных коммуникационных и информационных обменов, прежде всего с помощью Интернета;
5) перенос заболеваний и экологических последствий через границы;
6) все большая интернационализация определенных типов преступной деятельности.
Процесс глобализации носит всеобъемлющий характер, его различные аспекты входят в предмет изучения почти всех общественных научных дисциплин. Экономисты акцентируют внимание на слиянии рынков, организаций и производственных цепочек, при котором экономические границы государств становятся все более прозрачными.
В настоящее время глобализация обусловлена в значительной мере снижением стоимости средств связи. Глобальные коммуникации позволяют осуществлять контакты между людьми независимо от того, где они находятся. Телекоммуникации и электронные средства массовой информации сближают деятельность людей всего мира.
Стоимость трехминутного телефонного разговора между Нью-Йорком и Лондоном снизилась с 300 долл. (в эквиваленте цен 1996 г.) в 1930 г. до 1 долл. в 1997 г., а к 2003 г. цена такого звонка с учетом возможностей IP-телефонии упала до 30 центов. Затраты на вычислительные мощности компьютеров снижаются в среднем на 30% в год в реальном выражении в течение нескольких последних десятилетий.
Дешевая и эффективная сеть коммуникаций позволяет фирмам размещать различные составляющие производственного процесса в разных странах, сохраняя при этом тесные контакты. Современная информационная технология также уменьшила необходимость физических контактов между производителями и потребителями и позволила некоторым услугам, которые ранее невозможно было продать на международных рынках, стать объектом торговли. Любой вид деятельности, который осуществим на экране или по телефону, от подготовки программного обеспечения до продажи авиабилетов, можно произвести в любой точке мира, связанной с головным учреждением через спутник или компьютер. Даже медицинский совет или образовательные услуги продаются через сеть телекоммуникаций. Бурное развитие воздушного транспорта, глобальных коммуникаций в виде электронных средств массовой информации, Интернета сильно воздействуют на современную производственную и социальную активность.
До сих пор не участвовавшие в международной торговле продукты все активнее включаются в процесс интернационализации. Это в первую очередь сервисные, транспортные, банковские и страховые услуги.
Современная глобализация характеризуется существенными сдвигами в динамике мировой экономической системы. Именно в последние десятилетия процессы глобализации идут все более ускоряющимися темпами. Если в 1997 г. количество пользователей фиксированной телефонной связи составляло 800 млн. человек, сотовой - около 200, а Интернет — около 100 млн. то к 2005 г. прогнозировалось выравнивание этих сегментов рынка связи на уровне 1 млрд. пользователей в каждом из них.
Количество пользователей Интернет по данным международного союза по телекоммуникациям (ITU) увеличилось с 0 в 1985 г. до 315 млн. человек в 2000 г., причем 83 млн. из них проживали в развивающихся странах. Если в 1988 г. Интернет-активность наблюдалась лишь в 8 странах: США, Канаде, Дании, Финляндии, Франции, Исландии, Норвегии и Швеции, то в 2000 г. к Интернет были подключены жители 214 стран. Количество пользователей Интернет в России с 2,5 млн. в 2000 г. должно было, по прогнозам Министерства связи и информатики РФ, возрасти в 2005 г. до 6 млн. но этот рубеж оказался пройденным уже в 2002 г. К 2010 г. прогнозируется дальнейший рост до 26,1 млн. человек.
Количество международных воздушных путешествий менее чем за 50 лет увеличилось с 25 млн. в 1950-м более чем в 16 раз. Так же, но в два с половиной раза быстрее вырос оборот денежного рынка валют: со 100 млрд. долл. в 1979 г. до 1,6 трлн. долл. в 1997 г. Особенно впечатляет динамика депозитов нерезидентов: за 30 лет они выросли практически в 400 раз.[5]
Интеллектуальный капитал в современном воспроизводстве играет все большее значение. Человечество вступает в эру, когда его будущее определяется тем, насколько широко и результативно используются знания. Знания представляют собой глобальный ресурс, в который входят человеческий капитал и технология. Существенным становится процесс не только создания новых знаний, но и их передачи, тиражирования, трансформации и использования. В новых условиях начинают по-новому действовать школы, университеты, консалтинговые организации, а также коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т. е. все участники процесса создания, трансформации и использования знаний.
В современном мире начинают проявляться тенденции, которые ранее либо просто отсутствовали, либо носили зачаточный характер. Знания становятся ключевым ресурсом развития, глобальная конкуренция, основанная на создании наукоемких продуктов и услуг, возрастает.
Роль знаний и информации в контексте социально-экономического развития стран меняется. Переход к новому информационному постиндустриальному обществу, в котором знание становится фактором общественного производства, знаменует одновременно переход к новой структуре стоимости того, что мы потребляем. По существу, не столько изменения на макроуровне, сколько изменения на микроуровне определяют самые существенные сдвиги в экономических характеристиках современного общества. Изменяется структура себестоимости всех материальных продуктов, изменяются конкурентные стратегии, меняется содержание экономической практики.
Способность национальной экономики абсорбировать знание и производительно его использовать в ближайшем будущем будет все в большей мере определять экономическую силу нации и ее благосостояние. Открытость экономики, которая дает возможность получить эффект от товарного экспорта, от импорта капитала и прямых инвестиций, а также открытость общества для импорта знаний, идей и информации и способность экономики продуктивно их использовать -вот что отличает успешное социально-экономическое развитие. Сегодня бедные страны отличаются от богатых прежде всего тем, что у них меньше знаний, а потом уже - отсутствием капитала.
К знаниям относятся не только те знания, которые преподаются в вузах, но и идеи о том, как должно быть организовано производство, как должен быть сделан продукт, для каких продуктов имеется скрытый спрос и пр. Все это является фактором социально-экономического роста. Стратегия роста, основанная на знании, не ограничивается инвестициями в человеческий капитал с помощью образования, она нацелена на обеспечение открытости для инноваций и знаний в более широком смысле. Она предусматривает инвестиции в элементы постоянного капитала, которые содержат знания, а также инвестиции в людей и институты, направленные на увеличение способности абсорбировать и использовать знания.[6]
Человечество вступает в эру, когда его будущее определяется тем, насколько широко и результативно используются знания. Существенным становится процесс не только создания новых знаний, но также их передачи, тиражирования, трансформации и использования. В новых условиях начинают по-новому действовать школы, университеты, консалтинговые организации, а также конкретные предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т. е. все участники процесса создания, трансформации и использования знаний.
Разные авторы по-разному называют новую стадию развития общества. Э. Тоффлер называет ее эрой информации, известны и другие названия - Цифровая эра, Золотая эра, Эра Парадоксов, Постэкономическая эра. Журнал «Экономист» назвал ее Эрой Знаний. В отечественных публикациях используется еще один термин - «новая экономика». Впрочем, называть современный период социально-экономического развития, в который вступает человечество, можно по-разному. Важно другое: знания становятся ключевым ресурсом развития, успеха в глобальной конкуренции, возрастающей на основе создания наукоемких и знаниеемких продуктов и услуг.
Современный воспроизводственный процесс расширяет свои традиционные рамки: он начинается с изучения потребностей рынка и включает в себя стадии фундаментальных и прикладных исследований, инвестирования, производства, сбыта и обслуживания, а также соответствующие стадии маркетинга, инновационной деятельности и обучения. В связи с этим расширяются границы инфраструктуры производства: она включает в себя инфраструктуру интеллектуальной деятельности, технологической реорганизации, маркетинга и организационного развития. Изменяется и суть современного производства. Основным его содержанием становится добровольное творческое участие персонала (и не только персонала, но и всех контрагентов) в процессе постоянного совершенствования совместной работы.
Меняется не только производство, но и менеджмент. На место бюрократии с присущими ей автократическим управлением, иерархией, жестким разделением функций и ответственности приходит так называемая адхократия, характеризующаяся малыми командами, управлением на основе участия, постоянным обучением персонала, гибким разделением функций и ответственности.
Применение новейших систем и методов управления социально-экономическими процессами становится неотъемлемой чертой современного экономического развития; речь идет в первую очередь о методах стратегического управления, маркетинга, интеллектуального прорыва, реинжиниринга бизнес-процессов, управления интеллектуальным капиталом, формирования обучающей и обучаемой организации.
Знания и информация обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Эти различия изменяют всю современную экономику.
Традиционные ресурсы характеризуются, как правило, материальными потоками и запасами, в то время как знания и информация характеризуются нематериальными потоками и запасами. Знания увеличиваются, если они разделяются, передаются, тиражируются и используются. Знания уменьшаются, разрушаются, амортизируются, если не используются. Этим они отличаются от физических элементов капитала, которые, наоборот, чем больше используются, тем в большей мере изнашиваются, уменьшаясь по стоимости.
Знания, как правило, неотчуждаемы. Традиционный ресурс представляет собой, как правило, частное благо, т. е. такое благо, потребление которого одним потребителем исключает его потребление другим потребителем. Информационный ресурс обычно представляет собой общественное благо, потребление которого одним потребителем не исключает его потребления другим потребителем. Таким образом, в общественное производство втягивается все большее количество общественных благ. Эта фундаментальная характеристика современного мира заставляет по-новому оценить многие традиционные представления экономической теории и классические методы управления.
Традиционные ресурсы, как правило, носят ограниченный характер. Информационные ресурсы, воспроизводимые людьми, часто неограниченны. Ярким примером неограниченного информационного ресурса могут служить информационные возможности Интернет.
Традиционные ресурсы могут «тиражироваться» с большими затратами: чтобы сделать еще один автомобиль, необходимо затратить почти столько же труда и капитала, сколько было затрачено на производство предыдущего автомобиля, при этом затраты на производство первого прототипа, распределенные на совокупный выпуск всей серии, в расчете на один автомобиль, составляют относительно небольшую величину. При тиражировании информационного ресурса ситуация обратная: стоимость процесса копирования информации, как правило, ничтожна, так что в каждой копии основным компонентом цены информационного ресурса являются затраты на производство «прототипа».
В новых условиях, т. е. в самом конце XX века и в начале XXI века условия конкуренции изменились самым существенным образом. Когда земля была основным активом и фактором производства, государства боролись за этот актив и, таким образом, происходили войны. То же происходит теперь с переманиванием талантливых людей. Мы сегодня наблюдаем постепенную трансформацию стратегии, основанной на использовании активов, в стратегию, основанную на использовании талантов людей.
Большинство компаний, находясь в рамках прежних представлений о старой экономике, которая в большей мере ориентирована на изделия, сегодня тратит ресурсы, направляя их на развитие изделия, системы управления и совершенствование материально-технического обеспечения. В то же время они могут достичь больших результатов, вкладывая капитал в торговую марку и ее позиционирование на рынке. Начало XXI века несет обществу самое большое изменение в экономике с того момента, когда обезьяны спустились с деревьев на землю. Мир старой конкуренции умер. Будущее уже наступило. Только оно еще не везде заявило о себе в полный голос. Старые парадигмы встречаются с новыми условиями современного мира. Новые вызовы требуют новых решений, в том числе и в стратегическом планировании.
Тема 6. Анализ конкурентных преимуществ и выбор конкурентной стратегии
6.1.Теории конкурентоспособности и основные конкурентные силы.
6.2.Центральная компетенция и цепочка стоимости.
6.3.Конкурентные преимущества товаров, организаций, стран, регионов и городов
6.4.Конкурентные стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
6.5.Конкурентные стратегии фирм-лидеров
6.6.Менеджмент знаний как конкурентная стратегия
6.1. Теории конкурентоспособности и основные конкурентные силы
Понятия конкуренции и конкурентоспособности - одни из центральных в современной теории и практике стратегического управления.
Конкуренция - это процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции. Этот процесс зависит от того, какова структура рынка. Если имеется много мелких конкурентов, барьеры входа на рынок низки и все участники в равной степени обладают необходимой информацией, то это совершенная конкуренция. Если же имеется лишь несколько конкурентов на рынке, то это олигополистическая конкуренция. Эти два вида конкуренции сильно отличаются друг от друга. Если в условиях совершенной конкуренции все определяется уровнем качества и эффективности выпуска продукции, то в условиях олигополии основными инструментами конкуренции становятся сговор, выстраивание барьеров входа, ограничение доступа к информации и пр. Большинство практических ситуаций можно отнести либо к первому, либо ко второму типу. В последнее время во всем мире, в том числе и в России, все чаще встречаются случаи олигополистической конкуренции. Именно этот вид конкуренции становится доминирующим в отечественной и зарубежной хозяйственной практике.
В самом общем виде конкурентоспособность - это способность товаров или различных субъектов экономики конкурировать, а конкурентные преимущества - это те преимущества, которые позволяют им конкурировать. Конкурентные преимущества - это проявляющиеся у конкретных товаров или субъектов факторы конкурентоспособности.
Одним из первых исследователей конкуренции в экономической теории был А. Смит (1723 -1790) - шотландский экономист, чьи труды сформировали основу классической экономической теории. В его трудах конкуренция в основном рассматривается как конкуренция цены и качества, т. е. в основных и простейших ее формах. Конкурентоспособность, по А. Смиту, - это, прежде всего, способность производить тот или иной товар лучшего качества с наименьшими издержками и соответственно предлагать его конкретному рынку по наименьшей цене.
Дальнейшее исследование конкуренции и конкурентных преимуществ предпринял Д. Рикардо (1772 - 1823) - английский экономист, заложивший основы трудовой теории стоимости. Он исследовал международный аспект конкурентных преимуществ. Предметом его исследований были условия, при которых странам становится выгодным вести торговлю друг с другом. Основным выводом Д. Рикардо было то, что к международной торговле приводят не столько абсолютные преимущества в условиях производства, сколько относительное соотношение издержек производства товаров внутри стран.
Под влиянием классиков экономической науки долгое время в экономической теории (и в опирающейся на нее управленческой практике) господствовал достаточно упрощенный взгляд на конкуренцию и конкурентные преимущества. Этот взгляд был порожден простейшей моделью совершенной конкуренции в экономической теории, которая сводит всю конкуренцию преимущественно к простейшим ее видам - конкуренции по цене и качеству. В соответствии с этим упрощенным взглядом на конкуренцию стратегия любой фирмы сводилась к поиску путей и методов улучшения качества предлагаемого товара и снижения издержек его производства.
В последние годы экономическая теория и практика существенно продвинулись в изучении вопросов конкурентных преимуществ и применении выводов теории на практике. Среди авторов последних лет необходимо отметить М. Портера - профессора Гарвардской школы бизнеса, родоначальника современной теории конкуренции и конкурентоспособности. Он разработал основы многих современных представлений о сущности конкуренции и соответственно конкурентоспособности. М. Портер выделяет следующие основные группы факторов конкурентоспособности коммерческой организации:
– барьеры входа на рынок (инвестиционные, лицензионные, ноу-хау);
– ценовая власть потребителей;
– ценовая власть поставщиков;
– угроза заменителей услуг и товаров;
– степень конкуренции имеющихся фирм (структура отрасли, условия спроса).
Формировать конкурентную стратегию - значит постоянно искать ответы на вопросы, вытекающие из классификации факторов конкурентоспособности, по М. Портеру:
– как я могу уменьшить власть покупателей диктовать условия?
– как я могу уменьшить власть поставщиков диктовать условия?
– как я могу уменьшить вероятность замены моего продукта или услуги?
– как я могу воспрепятствовать проникновению новых участников на мой рынок или в мою сферу деятельности?
– как я могу ослабить конкуренцию в моей отрасли?
Современный контекст конкуренции подразумевает, что продукты могут быть клонированы, а технология - дублирована. Преимущества в физических условиях производства уже не играют той роли, которую они играли несколько десятилетий назад, при этом на первое место выходят преимущества в нематериальных условиях производства (навыки, опыт, квалификация, инновационные возможности, ноу-хау, информационные системы, базы данных, понимание рынка, дистрибьюция).
Наиболее исчерпывающая отечественная работа, посвященная вопросам конкурентоспособности, принадлежит Р.А. Фатхутдинову. Он определяет конкуренцию как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства или в естественных условиях.
Емкое определение конкурентоспособности дает И.М. Смолейчук. По его мнению, конкурентоспособность – это способность исследуемого объекта (субъекта) выполнять свои функции в условиях рынка не менее эффективно, чем конкуренты.
Однако на наш взгляд, наиболее обобщающим определением является определение конкурентоспособности, используемое в странах Организации экономического и социального развития (ОЭСР): конкурентоспособность – это способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.
Среди отечественных авторов, разрабатывающих проблемы конкурентоспособности, следует отметить А.Ю.Юданова, который предложил оригинальную классификацию видов конкурентных стратегий для фирм различной природы.
А.Ю.Юданов предлагает рассматривать несколько основных типов конкурентной стратегии коммерческих фирм.
Виолентная стратегия - стратегия конкурентной борьбы наиболее крупных фирм, состоящая в ставке на снижение издержек производства. Это достигается за счет организации массового выпуска продукции и достижения экономии на масштабе производства. Такие фирмы нередко сравнивают со слонами и бегемотами.
Патиентная стратегия - стратегия нишевой конкурентной борьбы, состоящая в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества. За свою способность побеждать не столько силой, сколько хитростью и умением эти фирмы часто сравнивают с хитрыми лисами.
Коммутантная стратегия - стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших потребностей локальных рынков. Мелкие фимы, придерживающиеся этой стратегии, называют серыми мышами за их неприметность и небольшую величину.
Эксплерентная стратегия - стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на радикальные нововведения. Эти фирмы подобны первым ласточкам.
6.2. Центральная компетенция и цепочка стоимости
Многие идеи М. Портера получили свое дальнейшее развитие в трудах Г. Хамела и К.К. Прахалада, которые разработали идею центральной компетенции фирмы (core competence). Центральная компетенция - это основное конкурентное преимущество фирмы, которое появляется в том или ином виде деятельности сотрудников.
Центральная компетенция - это не простая сумма отдельно взятых навыков и технологий, а именно комбинация взаимосвязанных навыков и технологий. Это синтез всех знаний и всех навыков. Обычно владелец ключевой компетенции - именно фирма, а не отдельно взятый человек или небольшая команда. Чтобы достичь статуса ключевой компетенции, набор навыков должен обладать определенной ценностью для потребителя, быть уникальным и оцениваться руководством именно как ключевая компетенция, т. е. как ресурс, позволяющий выиграть конкурентную гонку.
Выявлению центральной компетенции фирмы помогает ответ на вопрос: «В чем мы можем достичь лучших в мире показателей?» После того как этот ответ получен, доминирующую часть ресурсов компании целесообразно направить на тот вид активности, который фирма способна осуществлять лучше других субъектов рынка и который поэтому представляет собой центральную компетенцию фирмы.
При этом полезно все элементы бизнеса рассматривать как услуги, которые можно либо купить, либо произвести на месте самостоятельно. Целесообразно оценить потенциальные конкурентные преимущества каждой активности и на этой основе выявить истинные конкурентные преимущества компании.
Стратегия увеличения конкурентоспособности на базе центральной компетенции заключается в том, что компания должна культивировать центральную компетенцию, чтобы обеспечить отрыв от других конкурентов, и оберегать ее с помощью строительства дополнительных рыночных барьеров, чтобы оградить себя от новых конкурентов.
Источниками центральной компетенции фирмы могут быть ресурсы:
– материальные - земля, здания, оборудование и т. д.;
– нематериальные - репутация, связи, бренд, патенты и т. д.
Источником центральной компетенции являются не просто ресурсы, а уникальные ресурсы, т. е. такие, которые имеются у данной фирмы и отсутствуют у ее фактических и потенциальных конкурентов. В этой связи в современной экономике источниками центральной компетенции все чаще становятся способности персонала, планирование, основанное на уникальном знании, логистика, рыночная информация, технология, финансы, навыки обслуживания.
При формировании эффективной стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности фирмы, необходимо ответить на вопросы: «Насколько ресурсы и способности уникальны и не могут быть скопированы?»; «Насколько преимущества устойчивы и имеют длительный характер?» При этом в стратегическом плане целесообразно развивать несколько выбранных видов активности, которые базируются на одной из центральных компетенций фирмы, окружать их барьерами входа, а также создавать стратегические блоки и альянсы с поставщиками внешних услуг и комплектующих.
Рассмотрим несколько примеров из практики зарубежных и отечественных фирм, иллюстрирующих идею центральной компетенции.
Известный производитель спортивной одежды и инвентаря фирма Nike - это компания, осуществляющая только НИОКР, дизайн и маркетинг. Именно эти виды активности составляют ее центральную компетенцию, именно в этих видах активности она сильнее своих конкурентов. В то же время само производство не относится к сферам, в которых фирма Nike может побороть других производителей спортивной одежды и инвентаря. Поэтому она отказалась от того, чтобы иметь собственные производственные мощности и все то, что в мире продается под товарной маркой Nike, произведено на заводах контрагентов фирмы. Другими словам она полностью передала непрофильный вид активности на субподряд. Более того, такая деятельность, как реклама, также не является центральной компетенцией фирмы, поэтому вся реклама осуществляется профессиональной компанией W&K. При этом Nike довела объемы производства только обуви до 100 млн. пар в год и продолжает расширять свой бизнес с темпом 20% в год. Примерно то же можно сказать о крупных отечественных корпорациях и об их стремлении избавляться от непрофильных активов. Избавляясь от непрофильных активов, они как бы вычищают свою деятельность, оставляя только профильный бизнес, т. е. ту деятельность, в которой скрыта их центральная компетенция.
Аналогичный пример можно привести и из практики отечественных компаний. Так, производитель компьютеров отечественная фирма R&K так же, как и многие другие производители компьютеров мира, базируется на собственной центральной компетенции, которая заключатся в инженерной проработке, дизайне новых продуктов и маркетинге. Она осуществляет инженерную проработку и дизайн новых продуктов, размещает заказы на комплектующие среди фирм Юго-Восточной Азии и США. Производство осуществляется на зеленоградском заводе «Квант». Главный объект инвестирования - реклама и бренд. Избегая инвестирования в производство, фирма остается гибкой и адаптивной структурой, что позволяет ей быть конкурентоспособной в быстро изменяющихся условиях ведения бизнеса в России. Центральная компетенция фирмы - создание и продажа качественной продукции отечественной сборки.
Часто центральная компетенция фирмы перемещается в сферу взаимодействия с потребителями. Например, компания Procter & Gamble имеет хорошо отлаженную систему обратной связи с потребителями своей продукции. В частности, имеется горячая линия, по которой можно осуществить бесплатный телефонный звонок и сообщить свое мнение или замечание, касающееся продукции фирмы. В течение года фирма обрабатывает более 900 000 звонков и таким образом выявляет проблемы потребителей, меняющиеся вкусы, пр. В результате одной из центральных компетенций фирмы становится сама база данных о предпочтениях и вкусах потребителей, а также организация постоянного потока информации о качестве товаров, производимых фирмой, и использование этой информации в инновационной и производственной активности фирмы.
Еще одной продуктивной идеей теории конкурентоспособности является концепция цепочки стоимости. Под цепочкой стоимости подразумевается последовательность создаваемой добавленной стоимости на всех стадиях производства и потребления продукта. Эта последовательность включает в себя идею, разработку этой идеи, создание и отработку опытного образца, внедрение его в производство, маркетинг, продажу, обслуживание, потребление и утилизацию. Речь идет не только о материальных продуктах, но и об услугах, которые проходят аналогичную последовательность. Иногда рассматривают укороченную цепочку стоимости, ограничиваясь такими стадиями, как: сырье - полуфабрикат - промежуточный продукт - конечный продукт - обслуживание - утилизация. Концепция цепочки стоимости позволяет каждую стадию и каждый системный блок производства рассматривать как необходимый элемент производственного процесса, вносящий свой вклад в создание добавленной стоимости. Данная концепция позволяет рассматривать человеческие ресурсы, информационные системы, инфраструктурные услуги бизнесу в качестве полноправных элементов производственного процесса.
Концепция цепочки стоимости позволяет формировать эффективную стратегию конкурентоспособности фирмы. Для этого необходимо выделить те виды деятельности, которые в большей мере и наиболее эффективно создают вновь добавленную стоимость. Именно эти виды деятельности позволяют доминировать среди конкурентов.
Наиболее выгодные бизнесы в будущем будут действовать как брокеры знания, связывая знание того, что является доступным, со знанием индивидуальных потребностей клиентов и их предпочтениями. Это компании, которые построены на основе собственного бренда и которые продают «удовлетворение клиентов». Nike фактически не продает туфли. Nike продает опыт использования этих туфель, а также чувство победителя. И фирма выражает это в своем девизе: «Просто сделай это!» Этот девиз и это чувство являются абсолютно уникальными на мировом рынке.
Все больше компаний стремится сосредоточить внимание на своем главном бизнесе и перевести на субконтракт все второстепенное, вплоть до функций управления человеческими ресурсами, закупками и бухгалтерского учета. Формируются компании без активов. Консультанты по бизнесу советуют: «Не сохраняйте ничего в собственности, если только это возможно и целесообразно. Если можете, арендуйте даже ботинки».
Сегодня перспективность фирмы определяется не столько на сегодняшних, сколько на будущих рынках. Это можно назвать интеллектуальным лидерством. Такие рынки еще не существуют, но их необходимо представлять уже сейчас и стремиться к их формированию, на что может потребоваться пять, десять и более лет.
В практику стратегического управления вошли в последние годы термины «стратегические намерения» и «стратегическая архитектура», означающие прояснение контуров будущей отрасли по мере ее создания. Чтобы «застолбить» место в будущем, важно не ограничивать стратегические цели имеющимися сегодня ресурсами, а, напротив, «отодвигать» цели от ресурсов как можно дальше. Если направление выбрано правильно и все подразделения фирмы движутся к цели согласованно, ресурсы нужно наращивать «на марше». Движение к будущему - не бег с завязанными глазами, а использование тех возможностей, которые необходимы для очередного шага, в том числе создание альянсов фирм с разными преимуществами, пробный маркетинг и т. д.
Важнейшим условием лидерства сегодня является умелое использование центральных компетенций. Если какой-то конкретный товар не пользуется спросом, ключевые компетенции позволят выйти с другими предложениями. Под таким углом зрения компания Canon не просто производитель видеокамер, копировальных машин и принтеров, а обладатель уникальных возможностей в области точной механики и оптики, электроники и химического синтеза, компания Honda - в области производства двигателей и т. д. Подобные компании стали создавать «свои» отрасли 15-20 лет назад и, когда планы реализовались, заняли в них ведущие места.
Богатство и процветание принесут принципиально новые виды бизнеса, нелинейные инновации и нестандартные решения. Так, услуги по Интернету потребовали новых организационных форм и управления в режиме реального времени. Стратегическая гибкость (способность быстро изменить продукт, каналы распределения и т. д.), безусловно, важна, но и она мало помогает, когда речь идет о новом бизнесе. Недостаточно предугадать, что может случиться с компанией в будущем, необходимо проектировать будущее, т. е. управлять им.
Чтобы радикальные идеи не заглохли в рутине стратегического планирования, необходимо превратить инновационность в постоянно действующий фактор. Для этого нужны: дерзновенная мечта; эластичное понимание бизнеса; «новые голоса» молодых сотрудников и менеджеров; открытые рынки идей, капиталов, талантов; экспериментирование; «клеточная» структура (как у развивающихся живых организмов); вознаграждение новаторов.
В инновационном портфеле должны находиться свежие идеи, результаты их экспериментальной проверки (негодные идеи отбрасываются), венчурные проекты. На стадии венчурного проектирования идет поиск партнеров для получения инвестиций, приобретения недостающих умений и активов, ускоренного проникновения на рынки. При поэтапном проведении инноваций их портфель должен «худеть», а сама корпоративная стратегия приобретать устойчивую форму.
Вместе с тем не отрицаются некоторые традиционные факторы конкурентоспособности. Так, для превращения инновационного портфеля в корпоративную стратегию по-прежнему важны размер фирмы для использования эффекта масштаба; выгоды от ассортимента и отраслевой стандартизации (например, вокруг поддерживаемой компанией Microsoft операционной системы Windows выстраиваются сотни небольших инноваций во всей отрасли программного обеспечения); ключевые компетенции; ценность торговой марки; потребительские активы. Все это позволяет преобразовать разрозненные проекты в завершенную стратегию.
6.3.Конкурентные преимущества товаров,
организаций, стран, регионов и городов
Конкурентные преимущества товара - это такие его свойства, которые позволяют данному товару на рынке успешно конкурировать с аналогичными товарами.
Примеры конкурентных преимуществ товаров в современном мире весьма разнообразны. Традиционные преимущества - цена и качество. Например, многие китайские товары конкурентоспособны по критерию «цена». Чаще применяют одновременно два критерия - «цена» и «качество». Тогда говорят о конкурентном преимуществе по соотношению цена-качество. Так, конкурентоспособным является автомобиль «Фольксваген Пассат»: при относительно небольшой цене для автомобиля данного класса он обладает хорошими техническими характеристиками и долговечностью. По соотношению цена-качество конкурентоспособными являются вина чилийского и аргентинского производства. При схожих с французскими винами вкусовых качествах они продаются по существенно более низким ценам.
Часто модные товары конкурируют друг с другом на основе собственного бренда. Так, например, галстук фирмы Germes может не очень сильно отличаться по качеству от галстуков корейского производства, продаваемых по цене 3 доллара за пару, однако потребителю он обойдется в 150 долл. Здесь в конкуренцию вступает бренд модной фирмы. Потребитель в ряде случаев согласен заплатить за «раскрученный» бренд фирмы Germes.
Конкурентное преимущество организации - это активы и характеристики фирмы (оборудование, торговая марка, права собственности на сырье, гибкость, адаптивность, квалификация персонала и пр.), дающие ей преимущества над соперниками в конкуренции. Фирмы конкурируют, используя ценовую политику, варьируя качество товаров, а также выбирая собственную рыночную нишу и обеспечивая в ее рамках монопольное положение. Иногда выбор рыночной ниши обусловлен тем, что коммерческая фирма имеет технологические или технические преимущества, постоянно обновляя их за счет плотного потока нововведений. Конкурентные преимущества часто кроются в удачной интеграции производства или же, наоборот, в специализации фирмы.
Практика деятельности многих современных фирм показывает, что одним из решающих факторов конкурентоспособности сегодня является информационный фактор. Формируя базу данных о клиентах, об их предпочтениях, о регулярности и составе заказов, фирма наращивает собственный интеллектуальных капитал. Она получает дополнительные преимущества перед конкурентами по ряду позиций. Среди них - способность в наименьшие сроки и качественно обслужить клиента по максимально полному списку заявленных позиций, а также снижение товарных запасов в расчете на единицу торгового оборота, что создает эффект финансового рычага и позволяет повысить отдачу от вложенных средств.
Одним из ключевых факторов конкурентоспособности современной коммерческой, как, впрочем, и некоммерческой организации становится человеческий фактор. Активное участие персонала фирмы в организационных и финансовых инновациях, формирование команд, развитие корпоративной культуры фирмы, нацеленной на постоянные новшества и на поиск эффективных путей разрешения каждодневных проблем, - все это стало не только средством стабилизации коллектива фирмы, но и ее устойчивым конкурентным преимуществом.
Успехи многих современных организаций и фирм в значительной степени определяются тем, насколько слаженно и согласованно взаимодействуют в них люди. Обучение сотрудников в современных условиях становится важнейшей функцией менеджмента. Практически все ведущие компании мира создают у себя целостную систему развития персонала, его обучения и повышения квалификации. Забота об обучении, непрерывном повышении квалификации каждого — непременный атрибут любой успешно действующей компании. Обучение персонала становится относительно самостоятельным фактором формирования нововведенческого климата на фирме, создает предпосылки для постоянной адаптации к постоянно меняющимся условиям, повышает ее конкурентоспособность.
Конкурентные преимущества организации в современном мире не всегда касаются технологии производства, очень часто они перемещаются в стадию маркетинга, обслуживания, НИОКР, управленческих и финансовых инноваций. Например, современные производители лекарств свои конкурентные преимущества сконцентрировали именно в сфере построения брендов, в дистрибьюции и НИОКР. Основные компоненты цены и затрат этих фирм - это НИОКР, патентная защита, быстрая и эффективная процедура испытания новых форм, налаженная система дистрибьюции. Очень часто крупнейшие производители лекарств не имеют собственных производственных мощностей, так как производство не является их центральной компетенцией. В большей степени их центральной компетенцией становится разработка новых лекарств и удержание патентов на их производство. Фармацевтические фирмы, имеющие в своем распоряжении патенты на те или иные лекарства, в течение долгого времени (до тех пор пока не истечет срок действия патента), имеют монопольные права на выпуск этих лекарств. Эти права обеспечиваются патентным правом, действующим во многих государствах.
Основное конкурентное преимущество фирмы Microsoft состоит не в том, что она создает безупречные программные продукты, а в том, что многие из ее продуктов стали фактическим отраслевым стандартом. Для потребителя важно не столько совершенство текстового редактора Word, сколько тот факт, что, пользуясь данным текстовым редактором и пересылая свои файлы другим пользователям даже в другие страны, пользователь уверен, что тот, кто получит его файлы, прочтет их без труда. Дело в том, что другой пользователь с вероятностью близкой к единице пользуется тем же текстовым редактором. Монополия на отраслевой стандарт обеспечивает фирме Microsoft значительные конкурентные преимущества.
Крупные международные консалтинговые компании, имеющие устойчивый авторитет и пользующиеся доверием, имеют безусловное преимущество перед мелкими конкурентами за счет своего авторитета. При этом цена такого признания отражается в тарифах на услуги консалтинговых фирм.
Отели, соперничая друг с другом, конкурируют прежде всего по качеству услуг, которые, в свою очередь, определяются качеством персонала. Хорошо обученный, доброжелательный персонал, всегда готовый придти на помощь клиенту, становится основным конкурентным преимуществом многих успешно функционирующих и развивающихся отелей и их сетей.
В различных отраслях существенным конкурентным преимуществом становится степень развития на предприятии современных информационных технологий. Компании, поставившие и освоившие у себя современные информационные системы, такие как ERP и/или CRM, приобретают конкурентное преимущество перед другими компаниями, которые в меньшей степени продвинулись в деле освоения новых информационных технологий.
Во всех приведенных примерах в качестве конкурентного преимущества выступает интеллектуальный капитал фирмы. Последние исследования показали, что инвестиции в человеческий капитал, в информационные технологии и в другие составляющие интеллектуального капитала стали главным и ведущим фактором их экономического успеха и конкурентоспособности многих организаций. В последние годы все чаще конкурентные преимущества обусловливаются свойствами персонала, а также эффективно встроенными в бизнес-процессы информационными технологиями. Источники конкурентных преимуществ коммерческих организаций сегодня - это не столько материальные ресурсы (земля, здания, оборудование и пр.), сколько нематериальные активы (репутация, связи, бренд, патенты, способности людей, навыки обслуживания, уникальная рыночная информация).
Города, регионы и страны также конкурируют друг с другом, пытаясь обеспечить для своих жителей наилучшие условия жизни. Предмет конкуренции здесь во многом схож с предметом конкуренции товаров и фирм. С одной стороны, это цена, качество товаров и услуг для различных территорий, а с другой — качество и соответственно цена специфических услуг общественного сектора. Территории стремятся обеспечить собственное динамичное устойчивое развитие, которое на долгосрочной основе формирует условия повышения доходов населения и бизнеса, функционирующего в городе, снижения уровня нищеты, стабилизации политических и социальных условий.
Конкурентное преимущество территории (страны, региона, города) - это преимущество, которое обеспечивает дополнительный приток высококвалифицированных людей на данную территорию, а также капиталов, способствующих ее развитию. Территории конкурируют друг с другом по следующим направлениям:
– жизнеобеспечение (создание современной инфраструктуры жизнеобеспечения населения города);
– создание лучших условий для бизнеса, привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
– сохранение имеющихся производственных мощностей;
– повышение уровня коммунального обслуживания и услуг общественного сектора (совершенствование набора и качества услуг, а также снижение цен на них);
– развитие индустрии гостеприимства;
– использование информационных технологий (развитие информационной инфраструктуры, стимулирование применения новых решений в сфере информационных технологий и Интернета);
– наличие квалифицированной и высокообразованной рабочей силы;
– ответственное и эффективное муниципальное управление (повышение открытости местной власти, развитие партнерства местных властей и частного сектора, использование лучшей практики муниципального управления).
Традиционным конкурентным преимуществом многих территорий является климат: люди без дополнительных стимулов не поедут в места с экстремальными условиями для жизни, и наоборот, стремятся в места с наиболее благоприятным климатом, как, например, в Силиконовой долине в Северной Калифорнии. Еще одно традиционное конкурентное преимущество для города или небольшой территории - близость к транспортным магистралям. Так, одно из основных конкурентных преимуществ таких городов, как Сингапур, Роттердам, Санкт-Петербург, состоит в том, что это крупные порты.
В последнее время все большее значение наряду с другими конкурентными преимуществами приобретают такие, как качество образовательных услуг на территории, качество системы жизнеобеспечения, развитость транспорта и связи, безопасность личности и бизнеса.
6.4.Конкурентные стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
Стратегия конкурентной борьбы - это центральная часть стратегии компании в целом. Стратегия в целом затрагивает не только вопрос о том, как добиться конкурентоспособности, но и отражает функциональные стратегии, которые отвечают на вопрос о том, как проводить наилучшим образом ту или иную деятельность (планирование, мотивацию, обучение персонала и пр.). Стратегия конкурентной борьбы направлена прежде всего на то, как вести конкурентную борьбу и как развивать собственные конкурентные преимущества, как сделать эти преимущества стабильными и долгосрочными. Существует и обратная связь между двумя понятиями - стратегия и конкурентоспособность. Именно стратегическое управление обеспечивает долгосрочную конкурентоспособность организации.
Конкурентная борьба в условиях, приближенных к условиям совершенной конкуренции и в условиях олигополии, принципиально отличается. Именно на этом основаны практически все современные теории конкуренции и соответствующие им конкурентные стратегии. Если структура рынка, на котором действует та или иная организация, приближается к идеальным условиям совершенной конкуренции (большое число покупателей продукции, большое число продавцов, отсутствие продуктов-заменителей, минимальные барьеры входа, все имеют одинаковую информацию), то в этом случае превалирующей конкурентной стратегией будет стратегия низких издержек. Стратегия низких издержек особенно успешна, если эластичность спроса по цене высока, т. е. покупатели чувствительны в своем поведении к цене приобретаемого товара. Те фирмы, которые будут производить товар с минимальными издержками, в этих условиях получат главное конкурентное преимущество.
Суть преимущества в том, что у фирмы появляются две новые возможности: либо увеличивать свою долю на рынке, предлагая продукцию по ценам ниже, чем у конкурентов, либо с большей выгодой продавать по ценам конкурентов. В обоих вариантах фирма получает большую прибыль. Основная угроза при этой стратегии состоит в том, что всегда может найтись производитель, у которого издержки будут еще ниже. Если основные издержки — это затраты труда, то в таких странах, как Бангладеш, Шри Ланка или Таджикистан, издержки будут ниже. Если речь идет об уникальной технологии, то она может быть дублирована, и аналогичные преимущества может получить та компания, которая осуществит это дублирование.
Стратегия достижения лидерства по издержкам наиболее успешна, если:
– ценовая конкуренция среди продавцов особенно сильна;
– производимый продукт стандартен;
– различия в цене для покупателя существенны;
– большинство покупателей используют продукт одинаковым образом,
т. е. отсутствует дифференциация покупателей по способу использования продукта;