Количественные значения показателей вклада программы для решения социально-экономических проблем
Воздействие предлагаемой программы на другие проблемы | Значение критерия (баллы) |
1.Значительно способствует решению | 1,5 |
2. Способствует решению | 1,2 |
3. Не оказывает существенного влияния | 1,0 |
4. Затрудняет решение | 0,8 |
5. Значительно затрудняет решение | 0,5 |
Чтобы проблема была признана программной, интегральный критерий должен быть ближе к единице. Устанавливая пороговое минимальное значение интегрального критерия, лица, принимающие решение о приемлемости или неприемлемости проблемы для программной разработки, получают возможность отсеивать проблемы, обладающие значением критерия ниже порогового. Другой, более предпочтительный подход состоит в том, что все предлагаемые проблемы ранжируются по величине интегрального критерия и отбираются проблемы, обладающие самым высоким рангом. Наряду с интегральным следует принимать во внимание и входящие в него локальные критерии, которые оказываются важными применительно к рассматриваемой проблеме.
Тема 4. Выбор миссии и целей развитияна различных уровнях управления экономики
4.1. Формулировка миссии. Использование миссии в практике стратегического планирования
4.2. Цели и стратегические приоритеты на различных уровнях управления экономики
4.3. Цели и критерии развития городов и регионов
4.1. Формулировка миссии. Использование миссии в практике СП
Любая организация, любое сообщество людей не может успешно функционировать, если они не имеют целевых ориентиров, основных направлений своей деятельности. Эти ориентиры задают основное направление развития, формируют приоритеты деятельности. Организации, как и любые другие организованные сообщества людей, в своем развитии и функционировании подобны кораблю, который должен следовать в порт назначения.
Целевое начало возникает вследствие того, что люди, составляющие данную организацию, всегда преследуют определенные цели. Организации существуют всегда для людей, а не сами по себе. Люди, в свою очередь, организуются для того, чтобы добиться собственных целей. Это придает организации целевую направленность.
Координация общих целей организации, целей ее сотрудников и ее клиентов составляет предмет стратегического менеджмента. Если в процессе стратегического планирования удается сформировать цели организации таким образом, что они соответствуют целям и потребностям ее клиентов, не вступают в неразрешимые конфликты с внешним окружением и соответствуют целям ее сотрудников, то можно сказать, что это успешный менеджмент. Часто речь идет не столько о координации целей всех перечисленных групп, сколько о воздействии на эти цели, а также о манипулировании этими целями с помощью технологий PR и других коммуникационных механизмов.
Выработка миссии и соответствующих целей - важнейшая составная часть стратегического планирования любой организации. При этом обычно выделяют общую цель, которую определяют как миссию, и конкретные цели более низкого уровня.
Понятие «миссия» пришло из английского языка, как и многие другие термины менеджмента. «Миссия» в переводе означает «цель». В отечественной управленческой теории и практике в определенном контексте употребляется именно термин «миссия», а не «цель». Дело в том, что в английском языке имеется четыре слова для обозначения понятия «цель»:
– aim - цель, намерение;
– goal - цель, задача, место назначения;
– target - цель, задание, мишень, план;
– mission - цель, предназначение, призвание, поручение.
Все эти слова имеют один и тот же общий смысл - «цель», однако они имеют небольшие смысловые отличия, и практикой употребления этих слов несколько различаются.
Миссия в стратегическом планирования - это четко выраженная общая цель деятельности организации, в которой дается ответ на следующие основные вопросы:
– для чего существует организация (причина ее существования), какую продукцию производит и какую потребность удовлетворяет организация;
– кто основные потребители и каково отношение организации к ним;
– в чем заключается основная философия организации, как она относится к обществу, партнерам и конкурентам, к своим работникам, каковы основные ценности, разделяемые работниками;
– каковы основные принципы деятельности организации.
Миссия определяет суть деятельности организации, ее базовые цели и принципы деятельности, помогает объединить усилия в одном направлении, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ответственность и ресурсы, дает основу и контекст для разработки стратегии, служит базой для построения и коррекции целей организации.
Главный вопрос, на который отвечает миссия, - это вопрос о том, какую человеческую потребность удовлетворяет организация. Например, автомобильный завод удовлетворяет потребность людей в передвижении; университет - в образовании; мэрия — в создании условий достойной жизни для горожан. Правильный ответ на вопрос о потребностях, которые удовлетворяет организация, уже сам по себе способен привнести много нового в деятельность этой организации. Скажем, автомобильный завод начинает развивать сеть предприятий по обслуживанию потребителей (ремонтные мастерские, авторизованные дилеры, лизинговые схемы продаж), университет расширяет сферу деятельности (краткосрочные курсы, спортивные услуги, услуги библиотек), а мэрия субсидирует услуги Интернета для школьников города.
Миссия устанавливает связь и ориентирует интересы и ожидания людей, которые рассматривают организацию как извне, так и изнутри. В широком смысле слова миссия - это и философия, и предназначение организации, и смысл ее существования. Она формулируется и закрепляется в различных управленческих документах и доводится до заинтересованных лиц посредством специальных PR-акций и в процессе обычных коммуникаций.
Часто вопрос формулировки миссии организации кажется слишком очевидным. В коммерческих организациях на вопрос о том, какова миссия организации, можно получить простой, лаконичный и в корне неверный ответ: «прибыль». Однако дело в том, что миссия отражает не столько внутренние проблемы самой организации, сколько потребности внешних по отношению к ней субъектов, отвечая на вопросы о том, чем и кому полезна организация, какую и чью потребность она удовлетворяет.
Миссия любого бизнеса состоит в решении проблем потребителя. Поэтому все, что делает компания, должно быть ориентировано на эту цель. То же справедливо и для муниципальной, и для региональной администраций, и для правительства страны. Их миссия также состоит в решении проблем потребителей их услуг. В государственной сфере очень важно, чтобы государственные служащие представляли общие цели организации, в которой они работают. Между тем экспресс-опросы среди государственных служащих показывают, что лишь небольшая часть респондентов имеет четкое представление о целях организации, в которой они работают. Это не способствует повышению эффективности и результативности их работы.
Миссия нужна не только для того, чтобы объединить персонал на основе общего понимания общих целей организации. Другие люди из внешнего окружения идентифицируют организации также в соответствии с их целями и формируют свое отношение к ним в зависимости от того, в какой степени цели организации корреспондируются с их собственными целями.
Основные группы заинтересованных лиц (стейкхолдеры) применительно к коммерческой организации могут составлять:
– собственники;
– сотрудники;
– клиенты;
– деловые партнеры;
– местное сообщество.
Стейкхолдеры города (региона) - это:
– жители города;
– предприниматели;
– реальные и потенциальные инвесторы;
– центральные власти;
– общественные организации.
Для собственных сотрудников и для внешних контрагентов миссия помогает ответить на самые простые и одновременно самые сложные вопросы:
– что такое наша организация?
– какой она будет?
– какой она должна быть?
Важной составляющей миссии являются принципы работы организации и ценности, которые разделяют сотрудники. Миссия используется не только для последующей разработки целей, но и для формирования корпоративной культуры. Миссия должна быть официально сформулирована и ее содержание должно быть известно сотрудникам организации. Миссия служит ориентиром для принятия всех управленческих решений.
Миссия способствует формированию общего видения целей сотрудниками организации. В любой организации, частной или государственной, очень важно иметь общее видение, которое определяет общий взгляд и общий ответ на следующие вопросы:
– кто наши клиенты?
– что мы делаем для людей и для мира, какие предоставляем продукты и услуги?
– каковы области деятельности и сегменты рынка?
– какие технологии используются, каково отношение фирмы к внедрению передовых технологий?
– какие обязательства должна выполнять фирма для обеспечения стабильности своего существования и развития в части клиентов, продуктов и услуг, рынков и технологий?
– в чем состоит философия и этика ведения бизнеса, какова система ценностей?
– какая концепция управления применяется?
– в чем наши преимущества в сравнении с конкурентами?
– в чем состоят обязательства перед работниками; в чем ценность работника для фирмы?
Государственные учреждения развитых стран также имеют свою организационную культуру. Ее формирование происходит под воздействием многих факторов, в том числе и под влиянием сформулированной миссии, которая включает в себя основную цель и основные принципы работы. Четкая формулировка миссии организации способствует формированию позитивной культуры организации, повышает социальную ответственность работников и направляет усилия работников на достижение конечных целей организации.
В российской практике использование четко сформулированной миссии организации пока еще не стало широко распространенным инструментом государственного менеджмента. Однако этот управленческий прием уже достаточно прочно вошел в практику управления государственными организациями во многих странах мира. В Великобритании миссия имеется у правительства, у отдельных министерств, департаментов и отделов. Даже лондонское метро имеет свою миссию, которая не только широко известна всем работникам метро, но и доведена до каждого пассажира: на входе в метро каждый может взять листочек с изложением миссии этой организации. В данном случае миссия организации служит одновременно целям повышения эффективности работы персонала метро и установлению положительного образа данной организации в глазах потребителей ее услуг.
Примером реального использования миссии для формирования корпоративной культуры и укрепления общих ценностей, разделяемых работниками предприятия, может служить практика известной американской компании Minnesota Mining and Manufacturing Company - ЗМ.[1] В компании ЗМ каждый сотрудник знает, что его миссия - «всемерное удовлетворение потребностей клиентов через предложение им новых технологий и услуг».
Компания ЗМ - одна из тех тридцати компаний на основе динамики курсов акций которых рассчитывается индекс Доу Джонса. Ее штаб-квартира расположена в городе Сент-Пол на севере США, а ее история насчитывает почти сто лет.
Обращает на себя внимание тот факт, что компания широко использует визуальные образы для того, чтобы донести некоторые базовые идеи до сотрудников компании. Так, в корпусах можно увидеть постер с изображением багрового заката и парящего над горами американского орла, ниже крупным шрифтом набрано «ЦЕЛЬ» и помельче: «Кто видит цель, добьется успеха».
Сотрудник ЗМ получает интересную работу, стабильную и высокую зарплату (доход менеджера среднего звена составляет около 200 тыс. долл. в год), медицинскую страховку на крупную сумму, а под старость - хорошую пенсию из фонда компании. За счет компании его обучат и потом будут продвигать по службе. Ему простят неудачи, если таковые случатся, и всегда дадут шанс. Взамен он будет работать в единой «команде» ради цели ЗМ.
Цель ЗМ, или ее «миссия», в том, чтобы «всемерно удовлетворять потребности клиентов, предлагая им новые технологии и услуги». Осознание миссии пронизывает всю компанию, ее идея проникает во все действия. Десять из десяти высших руководителей ЗМ начинали свои выступления с того, что, не сбиваясь, озвучивали миссию.
Смысл деятельности ЗМ в том, чтобы создавать новые продукты и новые услуги, необходимые клиентам. Стратегия ориентирована на то, чтобы адаптировать рожденные в лаборатории изобретения для нужд максимально большего числа рынков, отраслей и потребителей.
Компания производит абразивные материалы, самоклеящиеся пленки и ленты, перевязочные материалы и одноразовое белье, проекторы, канцелярские товары и световозвращающие материалы. Многие из этих продуктов, прежде чем стать стандартом в своей отрасли, появились на свет в лабораториях ЗМ как ответ компании на реальные запросы покупателей.
Исследования нужд потребителя здесь ведут сразу на многих уровнях. Руководство подразделений компании общается с руководством заказчика; финансовые подразделения и те, что выпускают новую продукцию, - с отделом планирования; службы логистики и поддержки клиентов - со складами покупателя. Тесный контакт с потребителями помогает ЗМ постоянно дорабатывать и улучшать свою продукцию. В сотрудничестве с клиентами часто рождаются и новые идеи, собирать и доводить до ума которые ЗМ научилась в совершенстве. Так, теперь уже трудно сказать, кому первому пришла в голову мысль делать «автобусную обертку» — оклеивать автобус пленкой, прозрачной только изнутри, а с внешней стороны наносить на нее рекламу. Идея была плодом совместного творчества клиента, рекламного агентства и ЗМ. Компании оставалось только изобрести такую пленку.
В составе ЗМ 40 дивизионов, ведущих в общей сложности 60 различных бизнесов. В полном соответствии с миссией компании руководители дивизионов имеют полную свободу действий в принятии и финансовых, и управленческих решений, касающихся своего бизнеса. Дивизионы могут сами определять направление исследований, необходимый объем инвестиций в оборудование, количество занятых в проекте, размер оплаты труда персонала, находить поставщиков и покупателей и даже строить новые производства, деньги на которые в конечном счете выделяет компания.
Технологиями владеет компания в целом, что позволяет передавать технологии из одного дивизиона в другой. А производят и продают продукцию дивизионы, отвечающие за определенные рынки и хорошо ориентирующиеся в спросе. Таким образом, ЗМ в целом хорошо контролирует сбыт и производство и может быстро реагировать на изменения рынка.
В практике отечественного бизнеса уже немалое количество компаний не только имеет собственную миссию, но и активно использует еe во взаимоотношениях с работниками, партнерами, потребителями. Некоторые компании широко популяризируют свою миссию, в том теле с помощью Интернета.
Например, торговый дом «Русьимпорт» имеет следующую миссию: «Безусловный и значимый рост культуры потребления настоящих вин в России, а также развитие данного рынка в целом». Исходя из этой миссии строится глобальная философия действий всего холдинга, которая основывается, прежде всего, на доскональном знании специфики вина как продукта и безукоризненной деловой репутации всех подразделений и сотрудников компании.
4.2. Цели и стратегические приоритеты
На основе миссии вырабатываются цели организации. Развитие таких объектов, как организация, город, регион, страна, всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Цели определяют критерии, которые дают основание для оценки развития.
Так, значительная часть коммерческих организаций может в качестве цели развития определить прибыль. Инвестиционный фонд может определить в качестве цели развития прибыль на вложенный капитал, а торговая организация - сначала долю того или иного рынка, а затем - прибыль.
Применительно к территориальным структурам (страна, регион, город) наряду с чисто экономическими рассматривают социальные цели и соответствующие параметры развития. Социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями степени развития любой страны, любого региона, города или района. В качестве цели развития страны может рассматриваться уровень благосостояния людей. В связи с этим такие показатели, как ВВП на душу населения, уровень образования, продолжительность жизни, могут быть показателями, с помощью которых получает количественную определенность цель и соответствующий критерий социально-экономического развития.
Направленность развития имеет свою определенность только в той или иной системе координат, т. е. по отношению к тому или иному критерию. Если эта направленность положительная, то говорят о прогрессе, если отрицательная - то о регрессе или о деградации. В частности, по динамике продолжительности жизни в стране, регионе и городе можно определить направленность развития: если динамика положительная, то имеет место прогресс. Если продолжительность жизни падает, то можно констатировать регресс в развитии данного сообщества людей. Любое развитие может быть положительным (прогрессивным) относительно одних целей и критериев и отрицательным (регрессивным) относительно других целей и критериев. Ярким примером такой относительности развития может служить экономическое развитие, связанное с расширением металлургического комбината в том или ином городе. С точки зрения экономических параметров происходит положительное развитие, в частности увеличивается валовой внутренний региональный продукт. В то же время с точки зрения экологии может наблюдаться регресс, поскольку при увеличении объема производства увеличивается количество вредных выбросов.
Прогрессивное изменение в экономической сфере может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно может быть качественным, и тогда говорят либо о структурных изменениях, либо об изменении содержания развития, либо о приобретении объектом управления новых характеристик.
Цели должны обладать рядом характеристик:
– приемлемостью для участников процесса их достижения;
– измеримостью: любую, даже качественную цель целесообразно переводить в количественное измерение. Если цель нельзя измерить, то это свидетельствует о неверно сформулированной или даже о ложной цели;
– определенностью во времени, сроках достижения: к какому моменту времени планируется достижение той или иной цели. Если цель не ориентирована во времени, то это то же самое, что ее отсутствие;
– достижимостью: цель должна быть реальной. Если цели недостижимы, то страдает мотивация сотрудников;
– взаимной поддержкой: следует стремиться к тому, чтобы разные цели дополняли друг друга и «работали» друг на друга. Нельзя допускать, чтобы различные цели вступали друг с другом в конфликт.
Цели используются для ориентации в процессе принятия решений, а также в процессе работы по повышению эффективности ее деятельности. Различают стратегические и тактические цели. Тактические цели - это те промежуточные состояния, через которые достигаются долгосрочные цели. Тактические цели должны быть количественно определены, реалистичны, последовательны и расположены по приоритетам. Они должны быть установлены и адекватны для всех уровней организации. Ежегодные тактические цели должны быть заявлены в терминах управления, маркетинга и финансов, а также в терминах и в контексте бухгалтерского учета, производства, информационных систем и организационных структур. Набор ежегодных тактических целей необходим для каждой долгосрочной цели. Исходя из ежегодных целей происходит распределение ресурсов.
Цели определяются спецификой объекта управления. Если это коммерческая организация, то они могут заключаться в достижении конкретных рубежей в положении компании на рынке, в инновационной активности, в прибыльности собственной работы и эффективности использования ресурсов, в отношении своих работников к собственной деятельности, в качестве выпускаемой продукции, в степени социальной ответственности данной организации. Если это региональная или городская администрация, то цели ее работы в основном определяются целями развития региона или города и состоят из подцелей, характеризующих уровень жизни населения региона. Например, главной целью развития города может быть устойчивое улучшение качества жизни всех жителей города.
4.3. Цели и критерии развития городов и регионов
При формировании стратегии развития на местном уровне точно так же, как и в случае с отдельной организацией или со страной в целом, необходимо исходить из целей и критериев этого развития. Общей целью социально-экономического развития региона и города является повышение уровня жизни населения. Наряду с ней можно рассматривать частные, относительно самостоятельные цели, определяющие экономические, экологические, социальные и другие условия, обеспечивающие достойную жизнь и благосостояние людей. Целесообразно разделять долгосрочные и краткосрочные, стратегические и тактические цели экономического развития. Так, например, к краткосрочным целям развития можно отнести преодоление кризиса, достижение тех или иных показателей в следующем году или квартале, к стратегическим — обеспечение жильем по европейским нормам, преодоление излишней дифференциации доходов, повышение уровня образования, достижение среднеевропейского уровня ВВП на душу населения.
Практически все цели и критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития, действующие на уровне страны, действуют и на уровне региона и города. Действительно, на уровне региона и города можно рассматривать:
– валовой региональный продукт - ВРП (в абсолютных величинах и на душу населения) и темпы его роста;
– средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
– продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
– уровень образования;
– уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
– уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых мед. услуг);
– состояние окружающей среды;
– равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
– обогащение культурной жизни людей.
Традиционная российская практика регионального и городского управления не всегда уделяет должное внимание всему спектру критериев и социально-экономического развития. Так, мэр города редко знает динамику продолжительности жизни населения своего города, динамику валового регионального продукта в постоянных ценах, уровень услуг связи, количество пользователей Интернетом, экологические характеристики, динамику количества зарегистрированных в городе предприятий, динамику заработной платы на вновь образованных рабочих местах. В то же время эти и ряд других показателей развития города крайне необходимы для проведения стратегического анализа, для выработки мер стратегического характера.
При управлении социально-экономическим развитием отдельного региона или города целесообразно выделять все вышеперечисленные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения целесообразно отслеживать другие важнейшие параметры социально-экономического развития. Расширенный спектр целей и критериев заставляет по-новому посмотреть на проблему экономического развития регионов и городов России.
Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей - важнейшие показатели социально-экономического развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке - это также параметры оценки уровня развития региона. Еще одна очень значимая группа показателей развития включает уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды.
Критерии развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условий успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:
- привлечение новых видов бизнеса;
– расширение существующего бизнеса;
– развитие малого бизнеса;
– развитие центра города;
– развитие промышленности;
– развитие сферы услуг;
– повышение уровня занятости населения региона;
– привлечение средств Населения в инвестиции.
Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной.
Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие аспекты, как образование, питание, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культурная жизнь. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.
Относительно самостоятельным критерием развития территории стал экологический критерий. В последние годы большая часть российских регионов выходит из экономического кризиса в узком смысле этого слова. Реальный сектор характеризуется положительной динамикой роста. Однако вряд ли можно говорить о позитивных сдвигах в динамике социально-экономического развития в современном понимании, так как экологическая составляющая еще долго будет тормозить продвижение регионов вперед. В настоящее время ближайшие пригороды многих российских городов представляют собой большие свалки. Многие так называемые дачные поселки расположены в местах складирования отбросов. Значительная часть земель безвозвратно утрачивается в результате экологического невежества при общем недостатке финансовых средств. Экологическое состояние многих городов характеризуется многократным превышением допустимых норм загрязнения воды и воздуха. Значительные площади плодородных земель ежегодно безвозвратно утрачиваются и навсегда выводятся из сельскохозяйственного оборота. Негативные тенденции экологического развития оказывают влияние на общую динамику социально-экономического состояния российских регионов и городов. Экологическая обстановка в большинстве городов и регионов Российской Федерации катастрофически ухудшается.
В современных условиях сама жизнь на первое место поставила проблемы экологии, потребности физического существования человека. Поэтому при оценке уровня и качества жизни, а также эффективности деятельности органов управления необходимо учитывать показатели и нормативы чистоты воздуха и воды, чистоты и плодородия земли, чистоты продуктов питания.
В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудно измеримая субстанция, как культурная жизнь населения. Повышение уровня культурной жизни населения данного региона в связи с этим является одним из важнейших критериев развития региона и города. Этот критерий не всегда поддается количественной оценке, что, однако, не может быть причиной его игнорирования при оценке степени и динамики социально-экономического развития города и региона.
Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, возможной только при наличии развитого рынка жилья.
Распространение принципов оценки экономического развития стран на регионы - одна из форм реализации известного принципа: «Мыслить глобально, действовать локально». На практике подчас бывает трудно применять общемировые мерки к конкретному региону, месту. Традиционными стали отговорки типа: «А что мы можем сделать в регионе или городе, если общая ситуация в стране настолько тяжела и специфична?» Важно не ограничиваться рамками технократизма, сугубо производственного подхода к управлению регионом, когда вопросы развития производства становятся довлеющими.
Вот примерный список показателей, отражающих степень социально-экономического развития города или региона:
– уровень физического и психического здоровья;
– продолжительность жизни;
– уровень обеспеченности населения основными благами (жильем, автомобилями, услугами, товарами длительного пользования);
– валовой региональный продукт;
– валовой региональный продукт на душу населения;
– средний доход на душу населения;
– степень дифференциации доходов;
– образование населения (доля населения с высшим образованием, со средним образованием, доля обучающихся в вузе, в школе в % соответствующей возрастной группы);
– количество предприятий на 1000 человек населения;
– средний срок, необходимый для регистрации нового предприятия;
– состояние окружающей среды (загрязненность воздуха, питьевой воды, состояние рекреационных зон).
Тема 5. Стратегический анализ внутренней и внешней среды
5.1. Внешняя и внутренняя среда управления. Анализ внутренней среды фирмы (управленческое обследование организации)
5.2. STEP- (PEST-) и SWOT-анализы среды
5.3. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования
5.4. Анализ современных макроэкономических факторов: глобализации и перехода к постиндустриальному обществу
5.1. Внешняя и внутренняя среда управления. Анализ внутренней среды фирмы
(управленческое обследование организации)
Среда управления как его объемлющая система - это важнейший объект внимания стратегического планирования и первый объект стратегического анализа. Ведь для осмысления и того, где находится организация, и того, куда она хочет переместиться, нужно прежде всего видение среды. Для стратегического управления в России это тем более существенно, что здесь с 1985 г. среда управления потеряла устойчивость и менялась многократно и каждый раз - довольно радикально. Сменился способ хозяйствования, на смену устойчивой экономической модели пришел почти перманентный поиск новой, на арену управления вышли совершенно иные социальные слои, институты, изменились общественные ценности и приоритеты, иными стали роль страны в мире и ее взаимоотношения с внешним миром. Иными стали не только субъекты управления, но и его объекты, принципы и инструменты.
Внешняя среда управления - это совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность деятельности ее субъектов менеджмента. Выделяются политические, экономические, научно-технические, социальные, экологические и другие компоненты внешней среды. Внешняя среда включает в себя макросреду, состоящую из факторов широкого социального плана и системного, общего, преимущественно косвенного действия, и микросреду - конкретных субъектов, чьи действия и отношения могут быть направлены на данного субъекта: потребителей, посредников, конкурентов и др. В любом случае внешняя среда может быть средой как прямого, так и косвенного (опосредованного и отсроченного) воздействия. Возможности обратного воздействия субъекта менеджмента, организации на элементы макросреды опосредованы и существенно ограничены. В отношении элементов микросреды возможны определенные действия, сглаживающие негативные и усиливающие позитивные влияния или позволяющие их избежать или переменить путем соответствующего стратегич. выбора; сама организация и субъект менеджмента тоже может активно воздействовать на элементы этой среды.
Внутренняя среда управления понимается как совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей), влияющих на положение и перспективы фирмы. К ним могут быть отнесены: сложившаяся организационная структура, распределение функций, ответственности, ресурсов и прав подразделений и отдельных работников в организации, ее этика и традиции, отношения руководства - подчинения, доминирующий стиль руководства и отношения неформального лидерства, социально-психологический климат в коллективе и др. В любом случае для внутренней среды характерно, что это среда прямого воздействия - совокупность элементов и факторов, оказывающих непосредственное и немедленное влияние на организацию.
В логике классификации факторов среды по макро- и микроуровням может быть выделена также мезосреда - отраслевая, региональная, имеющая соответствующие промежуточные характеристики.
Наиболее расхожие, популярные экономические факторы для анализа макросреды российского бизнеса - это разнообразные факторы глобализации и перехода на принципы рыночной экономики, мировые цены на классические компоненты российского экспорта (нефть, газ, металлы и другое сырье), курсы доллара и рубля и др. Среди правовых факторов - распределение властных полномочий (прежде всего, между органами управления центром, регионами и местными сообществами), обеспечение выполнения законов и др. В числе ведущих демографических факторов - снижение общей численности населения, его старение, дисбаланс полов, снижение брачности, ухудшение здоровья, изменение этнической структуры, масштабная миграция населения.
Управленческое обследование или анализ внутренней среды представляет собой методичную оценку функциональных сфер деятельности организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В простейшем случае в обследование рекомендуется включить пять пункций — маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ организации.
Маркетинг.При обследовании функций маркетинга выделяют семь областей для анализа и исследования.
1. Доля рынка и конкурентоспособность. Желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости является существенной целью, которая обычно контролируется руководством успешно действующих предприятий. В процессе анализа необходимо установить тенденции изменения доли рынка предприятия по сравнению с конкурентами.
2. Разнообразие и качество ассортимента товаров и услуг. Многие предприятия довольствуются единственным или ограниченным ассортиментом товаров или услуг, в то время как другие активно внедряют на рынок десятки и сотни изделий. Ассортимент должен быть оптимальным по прибыльности. Анализ должен дать оценку отклонений от оптимальности.
3. Рыночная демографическая статистика. Проблемы могут создать изменения на рынках и в интересах потребителей. Например, старение населения России создает проблемы для производителей некоторых товаров детского ассортимента, но оно открывает возможности для производителей витаминов, которые потребляют пожилые люди.
4. Рыночные исследования и разработки. Еще одной проблемой являются исследования и разработки новых товаров и рынков. В конкурентной среде крайне необходимы исследования и разработки новых и лучших товаров и услуг.
5. Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов. Одним из наиболее слабых мест в современном предпринимательстве является функция обслуживания. Эффективное и добротное обслуживание помогает продать больше товаров, оно создает и сохраняет лояльность клиентов. Многие фирмы могут устанавливать высокие цены благодаря превосходному обслуживанию клиентов.
6. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара. Агрессивная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным достоянием фирмы. Аналогичным образом творчески направленная реклама и продвижение товара служат хорошим дополнением к ассортименту изделий. Координация сбыта, рекламы и продвижения товара является важнейшей управленческой функцией.
7. Прибыли. Лучшие товары или стимулирующие усилия окажутся фактически ничего не стоящими, если в результате отсутствует прибыль. Постоянный контроль над прибылью от различных товаров и услуг является важным рычагом управления при анализе функции маркетинга.
Финансы и бухгалтерский учет. Анализ финансового состояния — процедура обязательная. Он может принести пользу благополучно развивающемуся предприятию и содействовать повышению эффективности процесса стратегического планирования.
Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости в организации, а также положение организации в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству области внутренние сильные и слабые стороны и в долгосрочной перспективе.
Производство. Важным для развития фирмы является непрерывный анализ управления операциями, которые в узком смысле можно назвать производством. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями необходимо ответить на следующие вопросы:
Может ли предприятие производить товары или услуги с более низкими издержками по сравнению с конкурентами? Если нет, то почему?
Доступны ли новые материалы и комплектующие? Зависит ли предприятие от одного или ограниченного количества поставщиков? Почему?
Являются ли оборудование и производственные мощности современными, и хорошо ли они обслуживаются?
Можно ли снизить материальные запасы и время реализации заказов? Существует ли система управления и контроля запасов и заказов?
Подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса? Что вынуждает прибегать к использованию временных работников? Как можно исправить данную ситуацию?
Может ли предприятие обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать конкуренты?
Существует ли на предприятии эффективная и результативная система регулирования и контроля качества?
Человеческие ресурсы. Истоки большинства проблем предприятий сосредоточены в их персонале, в людях. Некоторые основные проблемы, связанные с человеческими ресурсами, можно выявить, отыскав ответы на следующие вопросы:
Каков характер нынешнего и будущего типа сотрудников отрасли?
Каковы компетентность и подготовка высшего руководства?
Имеется ли эффективная система вознаграждения?
Спланирован ли порядок преемственности руководящих кадров?
Эффективна ли подготовка, повышение квалификации руководства?
Имелись ли потери ведущих специалистов? Если да, то почему?
Когда проводился анализ системы оценки деятельности персонала?
Можно ли улучшить качество работы сотрудников путем использования кружков качества или участия работников в управлении?
Участвует ли персонал в доходах, прибылях и собственности?
Насколько эффективна организация труда?
Если организация обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае вероятность успеха мала. В начале следует изменить кадровую политику.
Культура и образ организации. Эти нетрадиционные для многих отраслей факторы имеют решающее значение для успешной деятельности организации в долгосрочной перспективе.
Атмосфера или климат в организации называются культурой организации. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания в организации. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Имидж, образ организации как внутри, так и вне ее относится к тому впечатлению, которое создается ею с помощью сотрудников у клиентов и общественного мнения в целом. Это впечатление стимулирует клиентов к покупке товаров у определенных фирм. Имидж может привлекать, например, студентов к какому-то конкретному колледжу и университету, а не к другим.
Культура и образ фирмы подкрепляются или ослабляются репутацией компании. Хорошая ли репутация у фирмы в отношении достижения ею своих целей? Была ли она последовательна в своей деятельности? Какова эта компания по сравнению с другими в данной отрасли? Привлекает ли она хороших людей? Ответы на эти вопросы покажут, насколько удачными являются культура и образ компании.
5.2. STEP- (PEST-) и SWOT-анализы среды
Исследование среды управления производится с помощью ряда современных методов анализа. К ним, в частности, относятся методы STEP- (или PEST-) и SWOT- (реже - SNW-) анализа. С их помощью исследователи ищут ответы на стратегические вопросы:
– каково нынешнее положение организации?
– в каком положении организация могла бы оказаться в будущем?
– какие препятствия могут возникнуть и что благоприятствует организации на пути к поставленным целям?
– какие возможности необходимо реализовать, чтобы достигнуть этих целей?
– как управлять реализацией стратегии?
По результатам STEP- и SWOT-анализа формируются варианты стратегического развития управляемой системы - фирмы, организации, социума.
STEP- (или PEST-) анализ. «Поведение» внешней среды удобно анализировать и соответственно проектировать будущую стратегию организации, если адекватно оценить воздействие на организацию комплекса, состоящего как минимум из четырех типов факторов макросреды: социальные (С), технологические (Т), экономические (Э), политические (П). Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения организации - STEP-factors analyzing (СТЭП-анализ), или PEST-анализ.
Это разновидность экспертного анализа. Эксперты обычно разделяются на команды по числу основных подсистем организации. Они определяют состав основных значимых факторов макросреды и ранжируют их по значимости, отдельно для каждой группы факторов. Результаты работы подводятся в два этапа: сначала выявляются индивидуальные мнения всех участников, а затем — мнения команд. В дальнейшем определяются статистические характеристики результатов ранжирования (оценки математического ожидания и среднеквадратического отклонения рангов). Кроме количественных характеристик предпочтения, целесообразно бывает также попросить экспертов дать качественные характеристики факторов макросреды, описывающие ее состояние в перспективе (прогнозы на 5 и 10 лет).
Преимущества, которые дает анализ СТЭП-факторов:
1. Когда руководитель со своими ближайшими сотрудниками работают со СТЭП-факторами, они начинают думать о внешнем окружении, а не только говорить о нем.
2. У людей появляется «видение» внешнего окружения. Воспитывается культура учета факторов внешнего окружения.
3. Вы свободно передвигаетесь от фактора к фактору, и у Вас выстраивается целостная картина внешнего окружения.
4. Вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения.
5. Вырабатывается устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не увлекаться внутренними проблемами.
Конкретный пример СТЭП-анализа будет рассмотрен на практическом занятии.
Аббревиатура SWOT складывается из первых букв английских слов Strengths - сильные стороны, Weaknesses - слабости, Opportunities - возможности, Threats - угрозы. Речь здесь идет о внутренней среде (сопоставление собственных характеристик с характеристиками основных конкурентов, что позволяет оценить собственные силы и слабости) и о внешней среде, предоставляющей организации определенные положительные возможности и несущей в себе отрицательные факторы, угрозы. На практике сначала анализируется именно внешняя среда; поэтому, строго говоря, буквы О и Т должны были бы предшествовать буквам S и W. Расширенную первую часть SWOT-анализа, в которой характеристики фирмы могут быть оценены не только как силы или слабости, но и нейтрально (N - Neutral), на уровне основных конкурентов, называют SNW-анализом.
В зависимости от специфики деятельности организации те или иные аспекты внешней среды оказывают большее или меньшее влияние на результаты деятельности организации. Для коммерческой организации это предполагаемый рост заказов государства как потребителя, прогноз будущей инфляции, цикл жизни продукта, возможное развитие международного рынка и фирм-конкурентов, а также оценка технологических тенденций, изменений в структуре потребителей, отношения общества к бизнесу и пр. Коммерческая организация, осуществляющая экспортно-импортные операции, в большей мере зависит от таможенной политики, чем органы местного самоуправления. В то же время государственная организация больше зависит от политических факторов, чем коммерческая торговая фирма.
Анализ внутренних сильных и слабых сторон включает в себя оценку плюсов и минусов самой организации. В частности, в коммерческой организации анализируются и оцениваются: маркетинг, финансы, человеческие ресурсы, культура организации, производство. В государственной организации оцениваются многие аналогичные аспекты ее деятельности: маркетинг (степень нацеленности на удовлетворение потребностей граждан), финансы, интеллектуальный потенциал, культура организации.
Классические экономические угрозы для современной развивающейся России названы президентом в послании Федеральному собранию. Это сырьевая направленность экономики России (ставящая страну в зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых рынков), замедление роста экономики, сохранение неблагоприятного делового климата, отток капиталов и длительное недоинвестирование экономики, секвестр бюджета (для бюджетозависимых отраслей) и непорядок в межбюджетных отношениях, в целом деградация ресурсной базы экономики, качественное ухудшение производственно-технологического потенциала и другие факторы, способные привести к экономической стагнации. Трудно найти отрасли экономики и даже предприятия, не испытывающие на себе негативное действие этих факторов.
В последние годы XX века России представились новые возможности вырваться из состояния перманентного экономического кризиса. Четырехкратная девальвация рубля в 1998 г. улучшила позиции отечественных производителей, расширила возможности импортозамещения; рост мировых цен на нефть позволил избежать очередного кризиса неплатежей во взаимоотношениях с мировым сообществом. Избрание новой власти увеличило ожидания радикальных экономических реформ. Однако к началу нового тысячелетия посткризисный потенциал развития потерял силу, стали востребованы новые движители развития.
Силы и слабости России отчасти лучше видятся со стороны. Например, из Лозанны, где Международный институт развития менеджмента (IMD) уже более десятка лет ежегодно оценивает сравнительную конкурентоспособность многих стран мира. Методика, разработанная и реализуемая IMD под руководством профессора С. Гарелли, использует восемь крупных критериев конкурентоспособности стран, которые, в свою очередь, включают в себя следующие комплексные показатели (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Факторы конкурентоспособности
(по методике Международного института развития менеджмента)
Агрегированные факторы | ||||||||
Внутренний экономический потенциал | Внешнеэкономические связи | Государственное регулирование | Кредитно-финансовая система | Инфраструктура | Система управления | Научно-технический потенциал | Трудовые ресурсы | |
Составляющие факторы | Добавленная стоимость | Текущий платежный баланс | Национальный долг | Капитализация экономики | Базовая | Продуктивность | Затраты на НИОКР | Демографические характеристики |
Инвестиции | Экспорт товаров и услуг | Правительственные расходы | Доступность капитала | Технологическая | Затраты на рабочую силу | Уровень научных кадров | Характеристики рабочей силы | |
Сбережения | Импорт товаров и услуг | Фискальная политика | Динамизм фондовых бирж | Деловая (для бизнеса) | Корпоративная интенсивность труда | Технологический менеджмент | Занятость | |
Конечное потребление | Курс национальной валюты | Эффективность гос. управления | Эффективность банковского сектора | Энергетическая | Эффективность управления | Научная среда | Безработица | |
Развитие секторов экономики | Инвестиции в ценные бумаги | Правосудие | - | Экологическая | Корпоративная культура | Интеллектуальная собственность | Система образования | |
Стоимость жизни | Прямые иностранные инвестиции | Правоохранительные органы | - | Уровень жизни | ||||
Адаптивность | Национальный протекционизм | - | Национальные культурные ценности | |||||
- | Открытость экономики | - |
Обзорная информация представляет собой данные опроса менеджеров (Executive Opinion Survey). Это всесторонний опрос, который проводится среди менеджеров высшего и среднего звена каждой из 47 стран. Респондентам предлагается оценить существующие и ожидаемые конкурентные условия той страны, которую они представляют. Это позволяет оценить факторы, которые не находят отражения в статистических данных, но тем не менее являются чрезвычайно важными при формировании национальной конкурентоспособности.
Ведущая управленческая слабость России, по мнению исследователей из IMD, - отсутствие конструктивной стратегии выхода из экономического кризиса. По большому счету, менеджмент за многое должен взять ответственность на себя: мы живем не так, как работаем, атак, как организованы.
Силы и слабости новой независимой страны - Казахстана, как они видятся ее президенту Н.Назарбаеву, будут рассмотрены на практическом занятии.[2]
Таблица 5.2