Актуальность применения программно-целевого подхода в планировании и управлении экономикой
Критерии отбора проблем для программной разработки
Классификация целевых программ
Сущность программно-целевого подхода.
Актуальность применения программно-целевого подхода
Тема 3. Программно-целевой подход в планировании и управлении экономикой
В течение последних 50 лет широкое распространение во всем мире получил программно-целевой подход в планировании и управлении самыми разнообразными социально-экономическими объектами и процессами. Разработка и реализация целевых комплексных программ стала действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности целереализующих действий.
Программно-целевой метод применяется в управлении экономическими объектами, процессами, отношениями на межгосударственном, государственном, региональном, отраслевом уровнях. В значительной степени он представлен и в управлении на уровне хозяйствующих субъектов: предприятий и организаций. Существует несколько предпосылок, способствующих расширению использования программно-целевого метода в управлении объектами социально-экономической природы.
Современный мир характеризуется развитием общественного производства, рынков и рыночных процессов, увеличением многообразных и настоятельных потребностей государства, населения, социальных групп, семей наряду с ограниченностью и уязвимостью природных ресурсов, возрастанием политической напряженности. Все это приводит к росту количества и повышению значения непрерывно возникающих социально-экономических проблем, требующих своего решения. Так как программно-целевой метод как раз и призван быть инструментом решения таких проблем, то соответственно расширяется и поле его практического применения.
Использованию программно-целевого метода управления в современной экономике в значительной степени способствует его приложимость, применимость, действенность в условиях практически любой экономической системы. Программно-целевой метод управления использовался в централизованно управляемой советской экономике в той же мере, что и в рыночной экономике капиталистических стран в силу его относительной инвариантности применительно к типу, природе социально-экономических систем. Проблемы возникают в странах с любыми формами политических, экономических систем. Вне зависимости от вида такой системы проблемы могут быть решены и реально решаются на программной основе, с использованием ПЦП.
По мере возникновения и обострения политических, национальных, социально-экономических, морально-этических, религиозных, экологических проблем, требующих для своего решения проведение комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, использования самых разных ресурсных источников, роль программно-целевых методов, целевых программ в управлении будет неуклонно возрастать. Процессы мировой экономической интеграции, глобализации, вовлекающие в свою орбиту разные страны, регионы, социальные группы, могут быть скоординированы, упорядочены только на основе применения программной методологии.
В отличие от ряда других инструментов управления экономикой программно-целевой метод, целевые программы применяются как в централизованно управляемой, так и в рыночной экономике, хотя условия и характер их пользования заметно различается.
В странах с централизованно управляемой экономикой отмечается тяготение к директивным, распорядительным формам государственного программно-целевого управления. При таких формах установление проблем программной природы и формулирование программных целей является прерогативой органов исполнительной власти общегосударственного, отраслевого, регионального, муниципального уровней. Те же органы в директивном порядке назначают разработчиков целевых программ или других программных комплексов, утверждают состав программных мероприятий и их исполнителей, централизованно выделяют и распределяют ресурсы, необходимые для выполнения программных мероприятий. Программные задания доводятся до исполнителей в директивно-распорядительной форме. Управление разработкой и реализацией программно-целевого комплекса поручается структурам, назначенным органами исполнительной власти или другими органами государственного, муниципального управления. Финансирование программных мероприятий осуществляется на бюджетной основе.
В странах со смешанной, переходной экономикой за центральными органами власти сохраняются полномочия установления круга программных проблем, определения целевых установок программного комплекса, утверждения принятых к исполнению целевых программ. Часть программных мероприятий реализуется на основе государственных заказов, финансируемых из бюджетов разных уровней, другая часть ─ из внебюджетных фондов и средств участников реализуемого программного комплекса. На уровне крупных корпораций, акционерных обществ реализуются негосударственные программно-целевые комплексы. Некоторые из них пользуются государственной поддержкой, если государство заинтересовано в достижении программных целей.
В странах с развитой рыночной экономикой разрабатываются и реализуются программно-целевые комплексы на государственной и негосударственной основе. Государственные ЦП инициируются государственными органами, финансируются частично из средств государственного бюджета, но основную роль в них играют финансовые средства предприятий-исполнителей программных мероприятий и привлеченные ими средства, прежде всего кредитные ресурсы. Реализуются государственные целевые программы на основе государственных заказов и контрактов организациями разных форм собственности. Аналогичным образом разрабатываются и осуществляются региональные и муниципальные программы. В итоге верхний уровень представлен государственными федеральными, государственно-региональными, муниципальными социально-экономическими, Н-Т, экологич. программами. В то же время транснациональные и нац. корпорации, компании, фирмы разрабатывают и реализуют производственные, технико-технологические, маркетинговые программы с целью повышения технич. уровня и качества, конкурентоспособности продукции, проникновения на новые рынки, расширения сбыта, преодоления кризисных ситуаций.