Показатели должны иметь четкую меру, то есть быть определенными, измеря­емыми.

Способность показателей агрегироватьсяи дезагрегироваться (укрупняться и разукрупняться), их сопоста­вимость.

В. 2.4. Система показателей стратегического планирования

Разработка всех видов управленческих решений в форме про­гнозов, стратегических программ и планов невозможна без исполь­зования системы показателей. Только с их помощью могут быть реализованы логика, принципы и методологические подходы стра­тегического планирования.

Под показателем в современном учете и статистике понима­ется количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе. Причем качест­венная сторона его отображает сущность явлений или процесса в конкретных условиях места и времени, а количественная — его размер, абсолютную или относительную величину.

Приме­нительно к СП, под показателем следует понимать меру (количественную или качественную) пла­нового задания, придающую его количественную или качествен­ную определенность.

Различают несколько систем показателей:

- Систему показателей планирования в целом. Она включает: показатели федеральных программ, комплексных соц-эк прогнозов, показатели системы националь­ных счетов, государственного бюджета, сводного финансового плана страны;

- Систему показателей, используемых в процессе разработки этих документов рабочими органами государственной власти;

- Систему показателей развития субъектов федерации, в т.ч. показатели региональных целевых программ и местных бюджетов;

- Систему показателей развития отдельной отрасли;

- Систему показателей прогнозов, стратегических программ и планов развития коммерческих организаций и их ассоциаций (объ­единений).

Требования к системе показателей:

1. Единство и обязательность показателей для данного уровня планирования. (для этого разработан перечень утверждаемых и используемых для расчетов показателей).

4. Обеспечение комплек­сной характеристики всех аспектов функционирования планируе­мых объектов.

5. Система показателей должна быть гибкой, адаптивной, спо­собной отражать все изменения в состоянии объекта планирования.

6. Показатели должны быть адресными, т.е. со­держать указания на конкретных исполнителей плановых заданий.

7. Показатели, используемые в стратегическом планировании, должны ориентировать соответствующие объекты планирования на рост продуктивности, результативности и эффективности.

8. Число показателей, содержащихся в прогнозах, стратегиче­ских программах и планах всех уровней и временных горизонтов должно быть численно ограниченным.