Показатели должны иметь четкую меру, то есть быть определенными, измеряемыми.
Способность показателей агрегироватьсяи дезагрегироваться (укрупняться и разукрупняться), их сопоставимость.
В. 2.4. Система показателей стратегического планирования
Разработка всех видов управленческих решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей. Только с их помощью могут быть реализованы логика, принципы и методологические подходы стратегического планирования.
Под показателем в современном учете и статистике понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе. Причем качественная сторона его отображает сущность явлений или процесса в конкретных условиях места и времени, а количественная — его размер, абсолютную или относительную величину.
Применительно к СП, под показателем следует понимать меру (количественную или качественную) планового задания, придающую его количественную или качественную определенность.
Различают несколько систем показателей:
- Систему показателей планирования в целом. Она включает: показатели федеральных программ, комплексных соц-эк прогнозов, показатели системы национальных счетов, государственного бюджета, сводного финансового плана страны;
- Систему показателей, используемых в процессе разработки этих документов рабочими органами государственной власти;
- Систему показателей развития субъектов федерации, в т.ч. показатели региональных целевых программ и местных бюджетов;
- Систему показателей развития отдельной отрасли;
- Систему показателей прогнозов, стратегических программ и планов развития коммерческих организаций и их ассоциаций (объединений).
Требования к системе показателей:
1. Единство и обязательность показателей для данного уровня планирования. (для этого разработан перечень утверждаемых и используемых для расчетов показателей).
4. Обеспечение комплексной характеристики всех аспектов функционирования планируемых объектов.
5. Система показателей должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования.
6. Показатели должны быть адресными, т.е. содержать указания на конкретных исполнителей плановых заданий.
7. Показатели, используемые в стратегическом планировании, должны ориентировать соответствующие объекты планирования на рост продуктивности, результативности и эффективности.
8. Число показателей, содержащихся в прогнозах, стратегических программах и планах всех уровней и временных горизонтов должно быть численно ограниченным.