В. 2.3. Методологические подходы в практике СП

Принцип единства процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения стратегических программ и планов.

Практическая реализация требований данного принципа в СП предполагает: во-первых,своевремен­ное доведение плановых заданий до исполнителей, участников личных проектов; во-вторых,тщательную проверку хода выполнения стратегических программ и планов с целью:

а) выявить ошибки, допущенные в процессе СП;

б) вскрыть неиспользованные ресурсы, возможности, не учтен­ные ранее или вновь возникшие, и включить их в воспроизводственный процесс;

в) обнаружить сложившиеся или складывающиеся диспропор­ции, несоответствия в планируемом объекте и принять неотлож­ные меры по их устранению;

г) выявить новые потребности, возникшие уже в ходе выполнения плановых заданий и потребности, возникшие уже в ходе выполнения плановых заданий и отыскать необходимые ресурсы, требующиеся для их удовлетворения.

 

В системе методологии СП, в про­цессе разработки прогнозов, стратегических программ и планов, все большее значение начинают приобретать методологические под­ходы.

Под методологическим подходом понимается единое, цело­стное направление использования логики, принципов и методов СП в ходе разработки прогнозов, про­ектов стратегических программ и планов всех уровней и времен­ных горизонтов.

Нельзяотождествлять ме­тодологический подход с каким-то особенным ме­тодом планирования (например, программно-целевым методом, нормативным).

Сущность самого системного подхода состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматри­ваться как большая и сложная система и, одновременно, как эле­мент более общей системы. Системный подход, т.е. любой его методологический подход, предусматривает обязательность изучения и практического использования следующих 8 его аспектов:

1. Системно-элементного или системно-комплексного,состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех со­циальных системах можно обнаружить вещные компоненты (ср-ва производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т.д.) и идеи — научно осознанные интересы людей и их общностей.

2. Системно-структурного,заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы, позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемого объекта.

3. Системно-функционального,предполагающего выявления функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие объекты.

4. Системно-целевого,означающего необходимость научного определения целей исследования, их взаимной увязки между собой.

5. Системно-ресурсного,заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для решения той или иной проблемы.

6. Системно-интеграционного,состоящего в определении сово­купности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность.

7. Системно-коммуникационного,означающего необходимость вы­явления внешних связей данного объекта с другими, то есть, его связей с окружающей средой.

8. Системно-исторического,позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемого объекта, пройденные им эта­пы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Можно говорить о фактическом применении в практике совре­менного СП системного подходав таких его модификациях (методологических подходах) как: А) системно-комплексный подход; Б) сис­темно-программный (программно-целевой) подход; В) системно-мулътипликационный подход; Г) системно-нормативный подход; Д) системный режима экономики подход; Е) системно-динамиче­ский подход.

Рассмотрим содержание каждого методологического подхода.

А) Системно-комплексный подход— конкретизация и приложение системного подхода применительно к различным социальным системам (комплексам) (в их числе коммерческие организации и их объединения, региональные со­вокупности, сферы жизнедеятельности общества, общество в целом). Каждый такой комплекс рассматривается как сложная динамиче­ская система и как компонент более высокой по уровню системы. При этом берутся в органическом единстве все 8 вышеназванных аспекта (элементный, структур­ный, функциональный, целевой, ресурсный, интегративный, ком­муникативный и исторический аспекты).

Б) Системно-программный (программно-целевой) подход —конкре­тизация и приложение системного подхода применительно к ре­шению локальных крупных научных, технических, социальных, эко­номических, экологических и иных проблем, возникающих перед соответствующими объектами стратегического планирования. Важнейшие характерные черты системно-программного подхода: единство четкой целевой ориентации, комплексность намечаемых ме­роприятий, определенность сроков их осуществления, адресность и указание источников ресурсов. В процессе практической реали­зации системно-программного подхода необходимо обеспечить: 1) научное определение цели развития планируемой системы или системы целей для нее; 2) разработку альтернатив, способов, ва­риантов достижения целей; 3) определение объема и структуры ресурсов, требующихся для достижения поставленных целей (це­ли); 4) разработку модели функционирования планируемой систе­мы, показывающей одновременно возможные сочетания исполь­зования наличных и возникающих в будущем ресурсов; 5) отыска­ния критерия для выбора из альтернатив базисного решения.

В) Системно-мультипликационный подход(лат. мультипликация — умножение) конкретизация и приложение системного подхода к исследованию процессов, связанных с возникновением и мульти­пликацией эффектов, образующихся в разных подсистемах обще­ства. Для системно-мультипликационного подхода характерны сле­дующие три важные особенности: 1) мультипликационный эффект должен постоянно нарастать и умножаться.Он реализуется в случа­ях, когда данное нововведение (новый метод производства, изме­нение в организации производства, совершенствование техноло­гии и т.д.), осуществленное в определенной части соответствую­щей подсистемы, вызывает эффект, который распространяется, как правило, по цепочке подсистемы в остальные ее части, соответст­венно умножаясь при переходе от одной подсистемы к другой. Этот эффект может мультиплицироваться, умножаться последова­тельно, по мере развития самой системы; 2) мультипликационный эффект — это совместный эффект.Он несравнимо больше, чем суммарный эффект системы. Поэтому его реализация дает макси­мальную эффективность в масштабах данной системы. Исключи­тельно важными его чертами является совместность и одновремен­ность;третья) мультипликационный эффект является интегральным эффектомв том смысле, что он одновременно и метрический(из­меряемый) эффект в области производства и неметрическийэф­фект в области культуры, идеологии, духовных ценностей. Таким образом, мультипликационный эффект охватывает все области ма­териальной и духовной жизни общества.

Г) Системно-нормативный подход— конкретизация и приложение системного подхода применительно к стратегическому планированию требований субъектов планирования к его объектам по оптимальному использованию выделенных в их распоряжение различных ресурсов (трудовых, материальных, производственных, финансовых и т.д.). Обычно он реализуется в следующих трех важнейших направлениях:

1) установление социальных ориентиров,основанное на формулировании в стратегических программах и планах целевых установок, предусматривающих достижение определенного уровня состояния общественной системы (например, снижение уровня безработицы до 5,0% экономически активного населения страны). На достижение этого уровня и должны быть направлены соответствующие программы и разделы стратегического плана;

2) использование в управлении производством в других сферах системы норм.Под нормой понимается научно обоснованная мера общественно-необходимых затрат ресурса на изготовлении единицы продукции (выполнение работы) заданного качества в условиях базисного или планируемого периода;

3) разработка и использование системы нормативов. Норматив — поэлементная составляющая нормы, характеризующая степень пользования ресурса или его удельного расхода на единицу измерения (продукции, работы, поверхности, объема и т.п.). Эк. нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса на конечный результат или регламентируют отношения по поводу распределения результатов деятельности (амортизационные отчисления, налоговые ставки, нормативы управления, режимов труда и производства).

Д) Системный — режим экономии подход— конкретизация и приложение системного подхода к исследованию, разработке и обоснованию мероприятий, обеспечивающих реализацию требований закона экономии времени во всех сферах жизнедеятельности общества, его отдельных подсистем и элементах. В практике СП этот методологический подход используется для разработки мероприятий и определению заданий по экономии, а также по эффективной замене одних ресурсов другими, устаревших технологий более прогрессивными и производительными. Режиму экономии соответствует такое сокращение затрат, при котором они уменьшаются на единицу полезного эффекта (удельные затраты). Основные направления использования этого подхода — снижение затрат основного и обо­ротного капитала, экономия живого труда, экономия естествен­ных ресурсов, экономия в процессе обращения и потребления то­варов и непроизводственных фондов, экономия внерабочего вре­мени (свободного и несвободного).

Е) Системно-динамический подход — представляет собой конкре­тизацию и приложение системного подхода к исследованию, раз­работке и обоснованию мероприятий, направленных на придание большего динамизма в развитии соответствующих объектов СП, повышение его качественных характе­ристик. Его сущность состоит в том, что, решая любую проблему СП, ставя задачи перед различными его объектами, планирующие органы должны исходить из того, на­сколько реализация подготавливаемых ими решений будет спо­собствовать экономическому и социальному прогрессу страны, ее отдельных подсистем, а также усилению динамичности и эффек­тивности функционирования коммерческих организаций.