Принцип единства централизма и самостоятельности.
В.2.2. Принципы (закономерности) методологии стратегического планирования
Согласование ресурсов и потребностей, приведение их в оптимальное соответствие между собой - заключительная стадия в логике СП.
Поскольку объем ресурсов в планируемом периоде есть всегда некоторая конечная величина, важнейшей проблемой стадии согласования является обеспечение наибольшей эффективности производства, всего ресурсного потенциала общества и его хозяйствующих субъектов. Большое значение на этой стадии имеет шкалирование, ранжирование потребностей по признаку наибольшей насущности, выделение системы приоритетов в удовлетворении потребностей. Лишь на основе искомого соответствия между потребностями и ресурсами можно завершить разработку прогнозов и формировать стратегический план.
СП, его логика опирается на определение закономерности, получившие название принципов планирования.
Под принципом планированияследует понимать объективную категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития, как объекта планирования, так и самой практики планирования, и определяющего задачи, направление и характер составления, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения.
Так как СП является центральным элементом системы управления обществом, фирмой, для него также общезначимыми являются четыре общих принципа управления, которые применительно к СП имеют следующее содержание.
1. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики.На макроуровне -- плановые документы являются инструментом реализации политики, господствующих в данное время классов, социальных общностей людей и выступают поэтому, не только в качестве соц.-эк. и хозяйственных решений, но и решений политических (политика - концентрированное выражение экономики). Без приоритетного начала политики в управлении экономикой, последняя не может успешно развиваться, чем и определяется соотношение между экономикой и политикой.
На микроуровне собственники коммерческих организаций формируют политику, определяющую направление их развития, распределение финансовых результатов деятельности в соответствии со своими интересами.
В рыночном хозяйстве централизм обеспечивается прежде всего системой государственного заказа, разработкой и реализацией федеральных и региональных целевых комплексных программ, мероприятиями финансовой, кредитной и валютной политики, сольной защиты населения и т.д. Вместе с тем, в рамках существующего законодательства коммерческие организации свободны в их действиях, в подготовке и реализации планов своей текущей и перспективной работы.
В рамках фирмы: филиалы свободны в хозяйственной деятельности, в т.ч. и в планировании, но в рамках общей стратегии фирмы, корпорации.
Соотношение между централизмом и самостоятельностью носит конкретно-исторический характер, т. е. может изменяться в зависимости от задач и особенностей развития страны в тот или той период времени, в зависимости от внешних и внутренних условий.
3. Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов, стратегических программ и плановозначает необходимость учета в процессе их составления следующих требований:
а) действия всей системы законов развития общества (экономических законов рыночного хозяйства, законов развития социальных отношений, науки и техники); сущности, содержания и форм проявления практической деятельности;
б) глубокое изучение и практическое использование достижений науки и техники в целях прогрессивной структурной перестройки экономики, экологизации производства, обеспечения его социальной направленности, интенсификации и эффективности;
в) на основе широкого использования экономических инструментов ориентировать фирмы, корпорации на своевременное техническое перевооружение, реконструкцию и обновление производства, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, быстрое реагирование на постоянно изменяющиеся потребности общества;
г) органическое единство стратегических и тактических пл. документов;
д) достоверность планово-учетной информации для расчетов показателей пл. документов;
е) совершенствование технологии разработки всех плановых документов;
ж) обеспечение комплексного использования всех других элементов методологии стратегического планирования.
4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении заданий стратегических программ и планов.
Несогласованность интересов хозяйствующих субъектов, внутри трудовых коллективов не позволяет управлять экономическими и социальными процессами, достигать намеченных целей, а отсутствие экономических стимулов трудовой активности людей, ведет к низкой эффективности труда, к разрушению самой экономической системы.
Кроме охарактеризованных выше общих принципов управления СП опирается на три специфических или локальных принципов.
1.Обеспечение оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев.
2. Принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических программ и планов.
3. Принцип единства процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения программ и планов.
1.Сущностьпринципа обеспечения оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев (приоритетов)состоит впланомерном, сознательномформировании, соответствующими субъектами управления,пропорций, соответствиймежду структурными элементами управляемой подсистемы, исходя при этом из определенногокритерия оптимальности.В качестве критерия оптимальности могут выступать: а) время, необходимое для решения той или иной проблемы стратегического планирования; б) объем капитальных вложений, требующихся для реализации плановых решений или объем материальных ресурсов во всех их разновидностях; в) количество работников, необходимых для решения плановой задачи.
Для общества в целом ведущим звеном (приоритетом) могут быть определенные сферы его жизнедеятельности, те отрасли и регионы страны, от успешного развития которых зависят как подъем всей экономики, ее отраслей, так и решение основных социальных задач. На микроуровне ведущими звеньями могут являться отдельные участки производства, технологические процессы, отдельные направления совершенствования менеджмента, маркетинговой деятельности и т.д.
В связи с изменением внешних и внутренних условий объекта СП должны меняться и приоритеты, ставиться иные стратегич. цели, задачи.
Объективной основой данного принципа является относительная ограниченность ресурсов. В свою очередь, сами потребности не равноценны по своей значимости для субъектов и объектов СП. Поэтому возникает необходимость предпочтения одних перед другими на основе шкалирования и ранжирования.
2. Принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических программ и планов.Объективной основой данного принципа является единство воспроизводственного процесса в рамках фирмы, региона, страны в целом, существование единого экономического пространства, единого рынка с присущей ему инфраструктурой.
Единстворазличных плановых документовможет быть формальным (обеспечиваться едиными формами, показателями, таблицами, способами расчета показателей) или материальным (опираться на конкретные ресурсы, необходимые для выполнения заданий).
Единство стратегических планов фирм достигается посредством координации в единое целое планов их структурных подразделений, филиалов, разработанных в русле общей стратегии организации. На макроуровне указанная проблема решается путем взаимного согласования федеральных и региональных программ и планов, взаимной увязки их показателей.
Комплексность пл. документов всех уровней и временных горизонтов обеспечивается в результате учета в процессе их составления всех внешних и внутренних факторов, отражения в пл. документах многомерности окружающего объект планирования мира.