В.1.3. Сущность, характерные черты и этапы стратегического планирования
На базе разработанных прогнозов разрабатываются не только программы, предназначенные для решения отдельных проблем соответствующих субъектов управления, но и собственно планы развития этих субъектов в целом.
В) Планирование
Б) Программирование
Программирование является второй ступенью в процедуре планирования. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов программ решения важнейших проблем развития национальной экономики страны, межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хоз. субъектов) проблем.
Под программой в макроэкономическом планировании понимают научное предвидение состояния какого-либо локального объекта управления в определенный срок (через 5, 10, 15 и более лет), основанное на четком определении цели и системе мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели, согласованных между собой по ресурсам, срокам исполнения и исполнителям.
Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии должны содержать: а) перечень основных, решаемых ею задач; б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется; в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов; г) распределение заданий по срокам и исполнителям.
Программа - это адресный, различной степени директивности документ, содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, задач, наиболее эффективными путями и в установленные сроки.
Так как цель программы, в конечном счете, заключается в удовлетворении определенных общественных, в т.ч. рыночных потребностей, путем соответствующего преобразования используемых ресурсов, то программный цикл обычно охватывает все стадии воспроизводственных процессов, включая производство, реализацию, потребление и накопление программного продукта. Поэтому взаимосвязанность задач и мероприятий в ЦКП обусловлена не только единством цели, но и такими важными видами связей как общность конечной продукции или услуг, технологии, сырьевых ресурсов, производственной базы, потребителей, территории, транспорта.
Под используемыми ресурсами понимается совокупность затрат материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, необходимых для достижения цели, включая расходы ресурсов не только в сфере производства программного продукта, но и тех участках сопряженных производств, сферы обращения и потребления, которые связаны с изготовлением и использованием программ.
Перечисленные особенности придают программам комплексный характер.
В процессе реализации программы выполняют следующие функции:
1. В соответствии с философией маркетинга программы позволяют ориентироваться не на выпускаемую продукцию, а на удовлетворение определенных общественных потребностей.
2. Усиление целевой направленности плановых расчетов, создание возможности перехода в процессе планирования от языка целей к языку ресурсов.
3. Формирование стратегии для комплексного решения определенных проблем, обеспечение возможности формирования комплекса мероприятий не по отдельным признакам (отраслевым, региональным), а по признаку решаемой проблемы.
4. Резкое изменение сложившихся темпов и пропорций развития (обеспечение структурных сдвигов), не осуществимое в рамках ранее сформулированной системы экономической политики.
Особое место в системе программ, разрабатываемых в процессе стр. пл-я занимают целевые комплексные программы (ЦКП) разного уровня.
ЦКП федерального уровня разрабатываются для решения проблем развития национальной экономики. С их помощью осуществляется: во-первых, глубокое и всестороннее обоснование стратегических решений по глобальным проблемам развития национальной экономики; во-вторых, планомерная концентрация ресурсов, необходимых для решения важнейших задач перспективного развития; в-третьих, повышение уровня сбалансированности мероприятий, обеспечивающих решение основных задач программы; в-четвертых, координация и обеспечение своевременности решения задач всего цикла работ по осуществлению программы; в-пятых, согласование деятельности хозяйствующих субъектов, субъектов федерации и центральных органов власти в решении поставленных задач.
Проект плана представляет собой проект управленческого решения по реализации стратегии политики соответствующих субъектов управления: на уровне хоз. субъектов — его собственников; на уровне местных органов власти, субъектов федерации, страны в целом —партий, стоящих у власти.
План - это научное предвидение состояния целостного объекта управления — делового предприятия, их ассоциаций, региона, субъекта федерации, страны в целом, в определенный период времени.
Это предвидение основано: а) на системе целенаправленных проектировок по развитию соотв. объектов; б) на системе мероприятий, согласованных по срокам, ресурсам, исполнителям (программный разрез проекта стр. плана); в) на мероприятиях по развитию комплексирующих отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры.
В условиях рынка необходима разработка целой системы планов, которая включает в себя планы стратегические и тактические.
По функциональному признаку все проекты планов делятся на производственные (выпуска продукции, капитального строительства, развития транспорта и т.д.), планы снабжения и сбыта, повышения уровня жизни народа, планы финансовые и кредитные и т.д.
В зависимости от уровня иерархии в системе национальной экономики различают планы хозяйствующих субъектов, их ассоциаций, субъектов федерации, национальной экономики в целом.
В условиях рыночной экономики должно соблюдаться следующее правило: чем выше уровень управляемой системы, тем более развернутой должна быть в проектах стр. планов система прогнозов эк., соц., научно-технич., экологического, внешнеэкономич. и внешнеполитического развития.
В процессе проектирования должны разрабатываться различные варианты развития соответствующих объектов управления с тем, чтобы было возможно: а) выбрать оптимальный в данной хозяйственной ситуации проект стр. плана; б) иметь в наличии такой вариант проекта плана, который в будущем будет соответствовать изменившимся условиям хозяйствования, рыночной конъюнктуры.
В рыночной экономике самая высокая степень обязательности выполнения показателей плана — на уровне первичного звена национальной экономики (хозяйствующих субъектов). С повышением уровня управления степень обязательности (директивности) ослабляется и обеспечивается не административным принуждением, а институтами права и экономическими методами. Единственным видом плана, приобретшем силу закона в условиях рыночного хозяйства, является государственный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Но они выполнимы в той мере, в какой предвидимая конъюнктура в национальной экономике, ее отдельных подсистемах соответствует фактически сложившейся.
В современной практике планирования в России и ее регионах, разрабатываемые в них среднесрочные планы (от 3-х до 5-ти лет) разрабатывают с использованием технологии программно-целевого управления и называют «Программа соц-эк развития», и только долгосрочные документы по развитию соответствующего объекта называют «Стратегический план».
Слово «стратегия» произошло от греческого слова «искусство генерала».
Было бы неверно считать, что еще 20-30 лет назад фирмы совершенно не имели стратегического поведения. Однако термин "стратегическое управление" был введен в обиход только на стыке 60-х - 70-х годов для того, чтобы внести различия между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.
В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению (планированию) от оперативного управления (планирования), явилась идея переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.
По мнению Виханского О.С. «стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе».
Отсутствие стратегического управления (и планирования как его центральной функции) проявляется, прежде всего, в следующих двух формах.
Во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение либо не будет вообще меняться, либо же в нем не будет происходить качественных изменений. Попытка составить долгосрочные планы, в которых предписывается, что и когда делать в достаточно длительной перспективе, либо же определить в исходный период решение на многие годы вперед, либо же приобретать "на долгие годы" - все это признаки нестратегического управления. Видение долгосрочной перспективы очень важная составляющая стратегического управления. Однако это ни в коей мере не означает экстраполяции существующей практики и существующего состояния окружения на много лет вперед.
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемой цели в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже, т.е. при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее. При этом для стратегического управления характерно, что не только фиксируется желаемое в будущем состояние организации, но и, что является важнейшей задачей стратегического управления, вырабатывается способность реагировать на изменения в окружении, позволяющая достичь желаемых целей в будущем. В противоположность при нестратегическом управлении составляется план конкретных действий, как в настоящем, так и будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться.
Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе оказывается, что организация не в состоянии достичь своей цели, так как ее достижение принципиально зависит от желаний и потребностей клиентов, а также от поведения конкурентов. Все, что может организация определить на основе анализа своих внутренних возможностей, - это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она может осуществить. Какое количество будет куплено и по какой цене, определит рынок. Поэтому начинать планировать деятельность организации с анализа внутренних ресурсов и возможностей рационально использовать эти ресурсы означает полностью идти вразрез с принципами стратегического управления.
Стратегия организации – это комплекс принципов деятельности организации и ее отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствующих решений по выбору достижения этих целей (с определенными запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации. Это одновременно перспектива развития и образец, модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация.
В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Исходя их этого стратегия включает в себя несколько элементов:
1. Система целей, включающая миссию, общеорганизационные (корпоративные) и специфические (деловые и функциональные ) цели.
2. Политика или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.
3. Планы, т.е. система конкретных действий по реализации принятой политики, призванная решать задачи распределения ресурсов.
Стратегическое пл-е вид плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
Стратегич. планированию присущи следующие характерные черты:
- устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективы (на период более одного года);
- ориентация на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание, социально-экономический прогресс;
- органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;
- учет воздействия на планируемый объект внешних факторов, разработка мероприятий максимально ослабляющих их негативное влияние, либо использующих позитивное влияние этих факторов для успешного решения стратегических задач планируемой системы;
- адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.
Стратегическое планирование реализуется последовательно по этапам:
Формулировка миссии организации ► Постановка целей ►
► Оценка и анализ внешней среды ► Управленческое обследование организации
► Анализ стратегических альтернатив ► Выбор стратегии
► Реализация стратегии ►Последующая оценка результатов (контроль)
Таким образом, этапы формирования стратегического плана предполагают развитие миссии и видения, определение внешних возможностей и угроз, внутренних положительных и отрицательных сторон организации, установления долгосрочных целей, разработку альтернативных стратегий и выбор конкретных стратегий для применения. Для коммерческих организаций эта стадия предполагает определение того, в какой новый бизнес войдет организация, из какого уйдет, как распределить ресурсы, в какой части распространить диверсификацию, распространять ли свою деятельность на те или иные международные рынки, где и в каком бизнесе сформировать совместные предприятия, как избежать враждебных поглощений, а также многие другие практические вопросы, определяющие судьбу организации и ее будущее.
Стратегический план - это последовательность укрупненных действий для достижения поставленных целей. Стратегическое планирование определяет основные цели и направления действий организации, обеспечивает достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых.
Стратегическое планирование определяет, какие продукты будет выпускать организация, на каких рынках будет присутствовать, какие ресурсы вовлекать, а также какие технологии использовать на перспективу. Деловые стратегии могут включать в себя географическое расширение, разнообразие, приобретение, развитие изделия, рыночное проникновение, сокращение, ликвидацию, и объединение предприятий. Стратегия, в конечном счете, определяет конкурентные преимущества.
Этап реализации стратегии не менее важен, чем этап ее формирования в рамках стратегического планирования. Сформулированная, но не реализованная стратегия - это не просто бессмысленная трата времени, это абсурдная ситуация. Каждая стратегия формируется для ее воплощения.
Реализация стратегии предполагает, что организация устанавливает тактические цели, мотивирует работников и распределяет ресурсы таким образом, чтобы могла быть достигнута стратегическая цель. При этом формируется, развивается и поддерживается корпоративная культура, которая способствует реализации стратегии. Также создается определенная организационная структура управления, распределяются маркетинговые усилия, подготавливаются бюджеты, развивается соответствующая информационная система, а также устанавливается соответствующая система оплаты труда. Персонал мобилизуется для того, чтобы реализовать выбранную стратегию, что предполагает дисциплину и ответственность. Успех реализации стратегии критическим образом зависит от адекватной мотивации сотрудников.
На стадии стратегического контроля осуществляется анализ того, насколько успешна принятая стратегия, насколько полно она осуществлена.
Циклы стратегического планирования, периодически повторяются. На любом этапе возможен возврат к любому предыдущему этапу планирования. Основной тенденцией последних десятилетий является сокращение периодов изменения стратегий и переход к непрерывному стратегическому планированию. Представление о стратегическом планировании как о повторяющемся с периодичностью в несколько лет долгосрочном планировании – ложное и чревато опасными последствиями. На самом деле необходимо постоянно поддерживать необходимый уровень активности в рамках стратегического планирования – постоянно отслеживать изменения внешней среды, изучать новые стратегические альтернативы, прогнозировать будущие вызовы, корректировать стратегию организации.
1.4.Объекты, субъекты и уровни стратегического планирования
Объектами стратегического планирования могут быть коммерческая фирма, страна, регион, город, университет, религиозная община, клуб любителей подводного плавания, МП и т. д.
Субъектом стратегического планирования является руководство организации, но это не единственный субъект стратегического планирования. Для стратегического планирования во многих современных организациях обязательным является участие всего персонала в обсуждении и выработке стратегии их развития. Так, например, сотрудники фирмы участвуют в формировании и реализации стратегии этой фирмы. В университете преподаватели и студенты должны участвовать в формировании и реализации стратегии развития этого университета. На малом предприятии в процесс стратегического планирования естественным путем втягиваются все его сотрудники, а не только владельцы и соучредители.
Часто в формировании стратегии развития сложных объектов участвуют внешние по отношению к ним заинтересованные лица. Так, например, в формировании стратегии развития предприятия могут участвовать органы местной власти и местное население, особенно если планы развития этого предприятия существенным образом влияют на жизнь людей, живущих поблизости. В формировании стратегии развития города могут принять участие власти областного и федерального уровня, потенциальные инвесторы, общественные организации.
Таким образом, в стратегическом планирования всегда присутствует система субъектов этого планирования, которая охватывает многих участников, и прежде всего членов самой организации.
Стратегия организации может рассматриваться на разных уровнях. Так, например, для коммерческой корпорации можно выделить:
– корпоративную стратегию, которая определяет, какие виды бизнеса и в какой комбинации будет развивать данная корпорация;
– стратегии бизнеса (или деловые стратегии), которые определяют, каким образом и за счет каких факторов будут развиваться отдельные виды бизнеса;
– функциональные стратегии, которые определяют стратегию осуществления тех или иных функций.
В каждой организации могут существовать различного рода функциональные (специальные) стратегии: финансовая, кадровая, маркетинговая и пр.
Исследования крупнейших в мире компаний по рейтингу журнала американских деловых кругов "Форчун-500" позволили выявить основные особенности практики стратегического планирования.
1. За стратегическое планирование отвечают плановый отдел корпорации и отделы в ее стратегических хозяйственных подразделениях или центрах (СХП или СХЦ)).
2. Основные элементы стратегического плана формируются на совещаниях высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно или чаще.
3. Годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом, их совокупность и образует внутрифирменный план.
На крупных предприятиях, занимающихся сложным формальным стратегическим планированием, планы оформляются в письменном виде.
Точно так же можно рассматривать различные по уровню и виду стратегии развития территорий. Могут существовать мировые стратегии, страновые, региональные, городские, а также функциональные стратегии применительно к каждому уровню.
Стратегия развития страны в целом может формироваться как относительно самостоятельный инструмент управления, в то же время она может опираться на стратегии более низкого уровня (регионов и городов). Стратегия развития региона точно так же может существовать как относительно самостоятельный инструмент регионального управления, в то же время учитывать основные положения стратегии развития страны. Стратегия развития региона, в свою очередь, может быть определенной основой для стратегий развития составляющих его муниципальных образований, в том числе городов.
На каждом уровне (страна, регион, город) может быть сформирована и реализована функциональная стратегия, которая определяет ту или иную сторону развития данного объекта управления. Так, например, можно на всех уровнях рассматривать экологическую стратегию, миграционную стратегию, стратегию в сфере занятости, инновационную стратегию и т. д.
Можно выделить основные направления совершенствования стратегического планирования:
1) внедрение программ планирования на разных уровнях; 2)объединение стратегических, финансовых и оперативных планов; 3) сосредоточение усилий на формировании стратегий; 4) повышение роли высшего руководства; 5) усиление маркетингового подхода, внимания к внешним факторам; 6) специальная подготовка в области стратегического планирования.