В.1.2. Процедуры планирования
а) Прогнозирование
В условиях рыночной экономики существенно возрастает роль такой процедуры стратегического планирования как прогнозирование, т.к., вo-первых, рыночная экономика отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, и значит нужно оценивать возможные альтернативы рыночной динамики, поведения контрагентов и конкурентов на внутреннем и внешнем рынках. Во-вторых, в рыночном хозяйстве стратегическое прогнозирование выступает как исходный пункт при обосновании проектов стратегических программ и планов. Это связано с тем, что многие процессы, охватываемые программами и планами, выступающие в качестве важнейших факторов воспроизводства (природные процессы и зависящие от них колебания продуктивности сельского хозяйства, изменения численности и структуры населения страны и его экономически активной части, спрос на товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и т. д.), имеют чрезвычайно высокую степень неопределенности. Поэтому можно лишь прогнозировать их динамику и воздействие на соц.-эк. развитие.
Прогнозирование — это важнейшая процедура стратегического планирования развития национальной экономики в целом, ее отдельных звеньев и структурных элементов, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанное либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий (обычно двух-трехкратный по сравнению с периодом прогноза) период в прошлом и экстраполировании этих тенденций (генетический подход), либо на использовании нормативных расчетов (нормативный или целеполагающий (телеологический) подход).
Содержанием стратегического прогнозирования является разработка селективных, долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики в целом, ее составных подсистем и элементов.
Под стратегическим прогнозом понимается эмпирическое или научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления.
Стратегическое прогнозирование выполняет две важнейшие функции. Первая - предсказательная (описательная) состоит в описании возможных или желательных перспектив, состояний объекта прогнозирования в будущем. Вторая - предписательная (предуказательная), способствующая оформлению прогноза в план деятельности, состоит в подготовке проектов решения различных проблем планирования, использовании информации о будущем в целенаправленной деятельности различных субъектов управления.
Типология (классификация) прогнозов.
По масштабу прогнозирования выделяют: а) макроэкономические (развитие национальной экономики в целом) и структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы; б) прогнозы развития отдельных комплексов национальной экономики (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной и социальной инфраструктуры, финансово-кредитного и т.д.); в) прогнозы отраслевые и региональные; г) прогнозы деятельности хозяйствующих субъектов и их ассоциаций, а также отдельных производств и продуктов.
По времени и характеру решаемых проблем прогнозы подразделяются на: а) стратегические и тактические; б) оперативные (до 1 мес); в) краткосрочные (до года); г) среднесрочные (до 5 лет); д) долгосрочные (до 15-20 лет) и е) дальнесрочные (более 20 лет). Стратегические прогнозы имеют своей целью предвидение важнейших характеристик (параметров) формирования управляемых объектов в среднесрочной и далеей перспективах. Тактические предназначены для выявления возможностей по решению конкретных проблем стратегических прогнозов в текущей деятельности и краткосрочных перспективах.
В зависимости от характера исследуемых объектов, что связано с различными аспектами воспроизводственного процесса, выделяют следующие виды прогнозов: 1.развитие экономических, социальных и внутриполитических отношений; 2.социально-экономических предпосылок и последствий НТП; 3.динамики развития национальной экономики (ее темпов, факторов и структуры); 4.воспроизводства населения, состояние рынка труда, подготовки кадров; 5.экономического использования природных ресурсов и состояния природной среды; 6.уровня и качества жизни населения, доходов и цен; 7.развития финансово-кредитных отношений; 8.воспроизводства основного капитала и объема инвестиций в него; 9.внешнеэкономических связей, международных отношений.
По функциональному признаку (направлениям прогнозирования) прогнозы подразделяются на два типа: поисковые (генетические) и нормативные (темологические). Поисковый (генетический) прогноз основан на условном продолжении в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем и отвлекается от условий (факторов), способных изменить эти тенденции. Нормативный (темологический) прогноз разрабатывается на базе заранее определенных целей. Его задача - определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве целей. В то время как поисковый прогноз при определении будущего состояния объекта прогнозирования отталкивается от его прошлого и настоящего, нормативный прогноз разрабатывается в обратном порядке: от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям и изменениям в свете поставленной цели.