Анализ документов

Надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Методы социологических исследований

Использование конкретных методов социологического исследования зависит от условий, места и времени, целей и задач исследования, а также его вида. Для сбора социологической информации могут применяться различные методы: опрос, интервью, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент и тестирование

Наибольший интерес представляет подробное рассмотрение сбора социологической информации, поскольку именно на этом этапе добываются новые знания, столь необходимые для обогащения и нормального функционирования науки;

При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:

1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных;

2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче;

 

Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является метод анализа документов, которые имеются в каждом обществе, вступившем на путь цивилизованного развития. Документ — это специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. В социологии под документом подразумевают те или иные источники, фиксирующие информацию в любом виде (рукописном, печатном тексте, на магнитной ленте, фото- или кинопленке) о социальных фактах, явлениях общественной жизни, тех или иных социальных субъектах.

Документы можно классифицировать по разным основаниям. Так, по способу фиксации информации выделяются:

1. Письменные документы (которые в свою очередь делятся на вербальные и статистические). Примером письменных вербальных документов могут служить книги, письма, пресса; примером статистических документов - данные переписи населения, данные социологических опросов, сборники статистических материалов, содержащие показатели экономического и социального развития страны или региона и т.д.

2. Фонетические, т.е. рассчитанные на слуховое восприятие документы (грампластинки и лазерные диски, магнитофонные записи и радиопередачи).

3. Иконографические документы, воспринимаемые визуально (картины, фотографии, видеозаписи).

По статусу источника документы подразделяются на:

1. Неофициальные (личные письма, семейные альбомы, дневники, т.е. все то, что создается частными лицами по своей инициативе).

2. Официальные (документы различных организаций). Социолог, пришедший на предприятие, в учреждение, должен знать, что официальные документы включают текущую, входящую и исходящую документацию; документы периодической отчетности - месячные, квартальные, годовые справки, отчеты, ведомости; отчеты, обзоры, доклады, не являющиеся периодическими; архивные документы постоянного и временного хранения.

С точки зрения спонтанности появления документы делятся на самопроизвольные, созданные независимо от исследователя, и заданные, созданные специально по просьбе исследователя,

По степени опосредованности выделяют первичные и вторичные документы – одни созданы на основе непосредственного опыта автора, другие – на базе обобщения первичных документов.

По критерию авторства документы классифицируют на индивидуальные, созданные одним автором, и коллективные, созданные несколькими авторами, группой.

Существуют самые разнообразные методы анализа документов. В социологии чаще всего используют два метода: неформализованный (традиционный) и формализованный.

Неформализованный метод предполагает использование умственных операций, направленных на выявление сущности и содержания документов. Это метод качественного анализа документов. Неформализованный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. При его осуществлении существует большая возможность субъективистского подхода.

Как альтернатива, а может быть и дополнение способу качественного анализа документов был разработан формализованный метод количественного анализа или контент-анализ. Этот метод рассчитан на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов. При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.

Контент - анализ основан на стандартизации процедуры поиска информации. Текстовая информация переводится в количественные показатели. Для этого выделяются два типа единиц: единицы анализа и единицы счета. Первые — это понятия (слова, термины, словосочетания и т.д.). Это могут быть имена людей, названия, общественные события, темы публикаций и т.д. Единицы счета — количественная мера взаимосвязи текстовых и иных информативных явлений. Они определяются в зависимости от целей социологического исследования и связаны с частотой упоминаемых в тексте единиц анализа.

Анализ документов позволяет оперативно получить информацию об изучаемом социальном явлении. По форме эта информация носит объективный характер.

Анализ документов имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами:

1) Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте исследования.

2)Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации:

а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов;

б) часть этой информации устаревает;

в) цели создания документов чаше всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом;

г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников.