ТЕМА 3.3. культура как фактор социальных изменений. социальная регуляция, социальный контроль и девиация
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?
Каждый ли человек личность? Какая личность XX века, на ваш взгляд, является наиболее выдающейся? Почему? - Какова структура личности?
- Каковы основные социологические теории личности?
- Что такое социальный тип личности? Какие социальные типы личности вам известны, по какому критерию они определяются? Какие типы личности связаны с особенностями разделения труда, социальной стратификацией? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?
- Каковы функции личности? Что такое «социальный статуе» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой?
- Что вы знаете о статусно-ролевой концепции личности. Какие противоречия видите в этой концепции?
- В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?
- Чем по 3. Фрейду определяется внутренний конфликт личности? Существуют ли способы его преодоления?
9. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Дайте краткую характеристику взглядам М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса на эту проблему.
10. Как специфика переходного периода развития обществ отражается на уровне индивидуального и группового сознания поведения?
- Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации? Какова роль образования и воспитания, школы и учителя в этом процессе? Как человек становится личностью? Что такое социальная зрелость?
- Что изучает валеология?
- Существуют ли резервные возможности и ресурсы в условиях экстремальной ситуации у социальной системы в целом и у личности?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (СРС)
1. Социологическое понятие личности, его структура, основные элементы.
2. Понятие личности в социологии и психологии.
3. Социокультурная типология и социально-исторические типы личности.
4. Социальный статус и социальные роли личности: компоненты структуры социальной роли.
5. Ролевые конфликты: внутриролевые, межролевые, личностно-ролевые. Личность и социальные роли.
6. Социализация личности, ее формы. Агенты социализации.
7. Формирование личности в семье.
8. Самореализация личности.
9. «Отчуждение» личности, формы отчуждения, проблемы ее преодоления.
10. Культура самосознания.
11. Проблемы социализации личности в современном обществе.
12. Гражданские права и свободы, механизм их реализации в демократическом обществе.
13. Проблемы взаимоотношения личности и общества.
14. Ценностные ориентации и социальные установки: опыт социальных исследований.
15. Валеология — наука о социальном поведении человека в экстремальных ситуациях.
16. Внутренние и внешние регуляторы социального поведения человека.
17. Пути и средства гармонизации интересов личности и общества.
18. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в современных условиях, человеческое измерение общественного развития.
19. Личность и общество в переходный период: человек в системе рыночных отношений современной России.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2001. Гл. Социология личности.
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. М, 1998.
3. Кравченко А.И. Социология. М., 2001.
4. Ковалева A.M. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996.
5. Кравченко А.И. Социализация // Введение в социологию. М., 1995. Гл. 4.
6. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.
7. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.
8. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. М, 2000.
9. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999.
10. Скиннер Б. Технология поведения // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.
11. Смелзер Н. Дж. Межличностные взаимодействия и социальная структура. Понятие роли // Социология. М., 1994.
12. Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного. М., 1990.
13. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 2002.
14. Шибутани Т. Социальная роль как функциональная единица. Культурная матрица играния ролей // Социальная психология. М., 1997
- Культура как объект социального познания. Элементы культуры.
- Типы и взаимодействие культур (субкультура, контркультура, этноцентризм и культурный релятивизм).
- Социальные функции культуры. Взаимодействие экономики, социальных отношении
культуры.
- Социальное изменение и социальное развитие. Социальные движения. Концепция социального прогресса. Прогресс и регресс. Реформы и революции.
- Концепция эволюционного и революционного развития общества. Теория культурно-исторических типов.
- Понятие социального контроля. Социальные нормы и ценности. Нормативные функции в обществе.
- Социальные санкции и их типология.
- Система социального контроля и его методы. Агенты формального и неформального контроля.
- Понятие отклонения, девиантное и делинквентное поведение. Виды и формы
девиации.
- Основные теории девиантного поведения.