Социальный статус

Каждый человек занимает в обществе определенное положение. Эта позиция в социологии обозначается понятием статус. Впервые данный термин был употреблен английским историком Г. Мейном, а в социологию его ввел американский социолог Р. Линтон. Характеризуя социальный статус личности, обычно указывают на ее права и обязанности, а также положение в социальной иерархии.

Социальный статус - это определенная позиция в социальной структуре общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социальные статусы взаимосвязаны, но не взаимодействуют между собой. Взаимодействуют и вступают в отношения друг с другом только носители статусов, то есть люди. Каждый человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком - это статусный набор. Среди множества социальных статусов, как правило, выделяется один, который определяет положение человека в обществе. Его и называют главным или интегрированным статусом. Главным статусом называется наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют другие люди или он сам. Главный статус относителен, но именно он определяет стиль и образ жизни, круг общения и манеру поведения, например, для мужчин главный статус, как правило, определяется местом работы, профессией или должностью. Различают также социальный и личный статусы. Если социальный - это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста), то личным, статусом называют положение индивида в малой группе с точки зрения членов этой группы.

Социально-группо­вой — это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, клас­са, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, сту­денческой группе, сообществе сверстников и т.д.). Социально-груп­повой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества. Личный же статус опреде­ляется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.

Социологи различают предписанный (аскриптивный) и приобретенный (достигаемый) статусы. Предписанный статус навязывается обществом в не зависимости от усилий и заслуг личности, он обусловлен этническим происхождением, местом рождения, семьей и так далее. Приобретенный статус, то есть достигаемый, определяется усилиями самого человека, он приобретается личностью в результате свободного выбора и целенаправленных усилий.

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

Естественный статус личности предполагает существующие и относительно устойчивые характеристики человека. Профессионально-должностной - это базисный статус личности. Для взрослого человека он чаще всего является основой интегрированного статуса, в нем фиксируется социально-экономическое и производственно-техническое положение (банкир, адвокат, инженер).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает человек в данной социальной системе. Совокупность же требований, предъявляемых индивиду обществом в соответствии с его определенным статусом, образует понятие социальной роли.

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Таким образом, социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус и характеризующаяся предписанными правилами поведения (социальными нормами).

Социальные роли и социальные нормы относятся к системе взаимодействия и описывают динамику общества. А социальные статусы связаны с социальными отношениями и характеризуют статику общества. Подобно статусному набору существует и ролевой набор - это совокупность ролей, которая ассоциируется с определенным статусом. Ролевой набор описывает все виды и все многообразие ролей (шаблонов поведения) закрепленных за одним статусом.

Люди в разной степени отождествляют себя со своими стату­сами и соответствующими им ролями. Иногда они буквально слива­ются со своей ролью и автоматически переносят стереотип своего поведения с одного статуса на другой. Так, женщина, занимающая должность начальника на работе, приходя домой, продолжает об­щаться начальственным тоном с мужем и другими близкими. Мак­симальное слияние индивида с ролью называется ролевой идентификацией.

Но не со всеми ролями человек отождествляет себя одинако­во. Исследования показывают, что с лично значимыми ролями (свя­занными чаще всего с главным статусом) идентификация также осуществляется чаще. Другие роли являются ничего незначимыми для человека. Нередко наблюдается также дистанцирование от ро­ли, когда человек сознательно ведет себя вопреки требованиям норм и ожиданиям людей.

Пример: если начальник приходит в строгом костюме на работу – он ассоциирует себя с ролью, если в спортивном костюме и позволяет подчиненным называть себя на ты – то это дистанционирование от роли. Если человек не играет роли в соответствии с ожиданиями, то он вступает в определенный конфликт с группой или обществом. Например, родители должны заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушным к нашим проблемам. Если родитель не проявляет такой заботы, то общество его осуждает, если мы обращаемся за помощью или сочувствием к близкому дру­гу и не получаем их от него, то мы обижаемся и можем даже порвать с ним отношения.

Термин «сокращение межстатусной дистанции» характеризует отношения между носителями разных, но функционально связанных статусов, например начальник - подчиненный. У каждого человека есть свой ролевой набор, но не со всеми ролями он идентифицирует себя одинаково. С одними (социально значимыми) более сильно, с другими имеет место дистанцирование от роли. Идентификацию с ролью или дистанцирование от нее изучали великие режиссеры создавшие свои школы игры: К. Станиславский, Б. Брехт.

Э. Берн в знаменитом бестселлере «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры», подробно рассматривает как люди воспринимают роли, идентифицируются с ними и как они строят свою судьбу в зависимости от избранной роли. Одни приспосабливают роль к себе, строят свою судьбу сами по принципу «я герой, я пророк», другие приспосабливаются к роли - «амебовидная личность».