Социальная роль
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальная роль» и «социальный статус».
Социальная роль - это модель поведения, объективно заданная « социальной позиций» личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания - это то, что согласно «правилам игры» ждут от той или иной социальной роли и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.
Всякий раз, беря на себя ту или иную социальную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось согласно правам и обязанностям роли. Для этого существует целая система социального контроля от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая им система социальных санкций - от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Границы ролевого поведения достаточно жесткие, поскольку смешение разных функций или неадекватное их использование может привести к нарушению равновесия всех социальных систем.
Роль задает общую направленность и цель действия, а стиль их выполнения - это фактор вариативный. Например, роль директора предполагает выполнение функции руководства, управления, но осуществить это руководство можно различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими. В этом плане ограничения не накладываются. Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Помимо ролей, несущих общественную нагрузку и имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним, выполняет какие-то функции. Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль. Как и социальные, межличностные роли также могут быть различными и совершенно противоположными в разных малых группах. Поэтому человек очень часто в своем поведении вынужден учитывать эту разнообразную палитру ожиданий, предъявленных к нему и ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу.
Т.Парсонс считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:
1) способом получения — одни предписываются, другие — завоевываются;
2) эмоциональностью — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности;
3)масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта;
4) формализацией — действия в строго установленных правилах либо произвольно;
5) мотивацией—на общее благо, на личную прибыль и т.д.
Американский социолог и социальный психолог Джордж Морено предложил наиболее общую классификацию ролей, в соответствии с которой роли подразделяются на три группы:
1) психосоматические, которые исходят из биологических потребностей, адаптированных к культуре и носят бессознательный характер;
2) психодраматические - это такие, в которых поведение личности определяется ее социальным окружением;
3) социальные - это такие роли, которые связаны с поведением, соответствующим определенному социальному статусу.
Для того чтобы пользоваться понятием социальная роль, необходимо иметь представление о типичном или эталонном поведении в соответствии с определенным статусом.
Роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Так, например, статус преподавателя вуза включает в себя и роль учителя, и роль наставника. Каждая из этих ролей требует особой манеры поведения. Роль учителя заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтения лекций, проведения семинаров, проверки контрольных работ, принятии зачетов и экзаменов. Роль наставника в большей мере обусловлена неформальными отношениями и проявляется в стремлении помочь студенту разобраться в жизненных обстоятельствах. И здесь преподаватель выступает в роли старшего товарища, мудрого советчика и т.д.