Социальные конфликты в современной России.
Формами проявления социального конфликта могут выступать "социальный кризис" и "социальная борьба", затрагивающие фундаментальные основы организации социальной системы в целом или отдельные ее подсистемы. Причинами возникновения социальных кризисов и социальной борьбы выступают:
- нарушения рационального процесса функционирования и воспроизводства основных видов социальных связей и отношений в обществе;
- недовольство людей распределением базовых для общества ресурсов, богатства, власти, престижа. Осознание этого ставит под вопрос законность институтов и властей, ответственных за распределение ресурсов.
Социальный кризис и социальная борьба сопровождаются последствиями, которых, как правило, никто не ожидает. Борьба изменяет как противоборствующие стороны, так и существующую систему действия.
Социальный кризис отличается от социального конфликта:
- по степени охвата социальных связей и отношений;
- по силе социального напряжения в обществе, вовлеченности в него индивидов, групп и общностей;
- побудительными причинами;
- последствиями, к которым они могут привести;
- способами разрешения.
Примером социального кризиса является современное российское общество. В силу актуальности этой проблемы для нашей страны, важно проанализировать причины, следствия и те средства, которые используются сегодня руководством страны для выхода общества из кризисного состояния.
Факт социального кризиса нашего общества ученые определили еще в 1989 году. Открытая публикация доклада "Социальная и социально-политическая ситуация в СССР: состояние и прогноз" (1990) констатировала глубокий экономический и социально-политический кризис советского общества. В 1990-е годы этот кризис продолжал усиливаться и перешел в качественно новую стадию. К систематическому снижению жизненного уровня народа, ускоряющимся темпам разрушения среды обитания человека, растущему беззаконию добавились более глубинные и разрушительные явления.
Кроме того, стали набирать силу и приобретать необратимый характер негативные центробежные социальные и социально-политические тенденции:
- усиливающаяся социальная дифференциация и политическое расслоение российского общества;
- расширение социальной базы для формирования критической массы недовольных в обществе;
- нарастание массового психического возбуждения среди широких слоев населения страны;
- осознание того, что удовлетворение потребностей, обеспечение нормального уровня и качества жизни оказываются под угрозой или даже становятся невозможными;
- нарастание социальной напряженности сочетается с ростом чувства социальной безысходности.
В чем причины социального кризиса российского общества? Причины провалов в социально-экономической сфере за период перестройки нередко ищут в субъективных факторах, например, выявляя "носителей зла" — будь то конкретные люди (Ельцин, Гайдар, Черномырдин, Чубайс), или целые группы ("номенклатура", "аграрии", "демократы", "монетаристы") или внешние силы ("империалисты", "масоны", МВФ). Соответственно этому и пути выхода из кризиса представляются достаточно простыми — надо сменить "неправильную" программу на "правильную", отстранить от власти "носителей зла" и "агентов влияния", тогда все проблемы разрешатся. Но подобный подход оставляет в стороне нечто более существенное — природу переживаемого нами кризиса.
Недостаточно аргументированной является попытка обосновать причины ухудшающейся ситуации в стране ошибками, допущенными первыми лицами государства, его элитой.
Более верным является рассмотрение социального кризиса российского общества в качестве многогранного исторического процесса, объективно обусловленного всем ходом развития страны. Это кризис перехода общества из одного качественного состояния в другое. Такой кризис является системным, всеобщим, затрагивающим все стороны общественной жизни.
Современный российский кризис есть закономерный результат развития. Острота и глубина кризисных процессов обусловлены именно тем, что, в отличие от стран Запада, мы долго уклонялись от решения проблем, вставших перед человечеством уже в 40— 50-е годы прошлого века.
Кроме того, сложность модернизации социализма обусловлена избыточной прочностью социальной конструкции общества. Пожалуй, в мире не было общества, которое базировалось бы на столь всеобъемлющем огосударствлении, отсутствии автономных подсистем. Система социализма была построена на жестком и однозначном переплетении всех подсистем общества. Политическая система, партийный аппарат проникли во все сферы общества, а идеология и культура выступали главными проводниками государственного диктата. Экономика социализма оказалась не в состоянии жить без партийно-государственной регламентации. Рухнула идеология, а за ней стали разваливаться все остальные сферы общества. И потому любая попытка затронуть одну часть подобной системы немедленно отзывается на всех остальных ее элементах.
Не случайно слом политических и идеологических устоев социализма привел к ослаблению государственности, разрушению экономических отношений и правопорядка. Природа тоталитарного общества такова, что на "незрелой" стадии из него нет "благополучного" выхода. Сохранение партийно-государственного социализма все более вело к нарастанию социальной напряженности, но и его преодоление было сопряжено со значительным риском для общества.
Распад СССР и социалистической системы породили больше негативных следствий, чем позитивных. Главная наша беда заключалась в том, что переход к политическим реформам, устранению коммунистической идеологии в условиях не только не завершенных, но, по сути, и не начатых социально-экономических преобразований, имел своим результатом чрезмерное ослабление государственности, базовых устоев общественного порядка.
Уничтожение власти и авторитета партийно-государственного аппарата в ситуации, когда экономика остается нерыночной и все институты поддержания общественного порядка по-прежнему построены так, что способны эффективно работать лишь по модели управления "сверху — вниз", — такое уничтожение создало угрозу системам жизнедеятельности в каждой первичной клеточке общественного организма.
Ослабление и последующее разрушение партийно-государственных органов породило вакуум административного управления, общественное развитие в его обычном состоянии нарушилось на всех уровнях: резко понизилась степень соблюдения государственной дисциплины, перестали выполняться решения вышестоящих органов; ухудшился сбор налогов; ослабла безопасность повседневной жизни граждан.
Соответственно, главным проявлением кризиса государственности в России начала 90-х годов стал не распад Союза, не сужение границ, но крайнее ослабление всей системы общественного порядка. Столь же характерен в этом отношении скачкообразный рост криминализации общественной жизни.
Преступность приобрела такие формы и масштабы, что стала подменять государство, прежде всего в сфере становления рыночных отношений. Преступные группы начали выполнять в обществе ту же роль, которую не в силах выполнить государственные органы.
Чрезмерное ослабление государственности в начале 90-х годов — главная составляющая российского кризиса. Поэтому он достиг особой глубины и приобрел черты разрухи. В таких условиях резко обострились и все остальные составляющие кризиса переходного периода. И дело все-таки не столько в руководстве страны (при всех их ошибках и слабостях), сколько в том, что экономические реформы пришлось проводить в обществе с полуразрушенным государством.
Данные социологических и политологических исследований современного российского общества показывают, что причины социального кризиса кроются также:
- в потере четких жизненных ориентиров;
- профессиональной некомпетентности и социальной безответственности людей, включенных в высшие эшелоны власти;
- медлительности, нерешительности, запаздывании в принятии социально значимых решений, способных если не предотвратить, то хотя бы притормозить центробежные тенденции и кровопролитные конфликты;
- продолжающемся игнорировании результатов исследований социальных и гуманитарных наук, в отсутствии научной экспертизы принимаемых решений;
- наличии "теневых кабинетов" советников, решения которых часто оказываются некомпетентными, и их практическая реализация обходится государству огромными материальными и моральными потерями;
- дальнейшей бюрократизации (особенно на средних уровнях исполнительной власти) всей общественной жизни страны.
В наше время любое ошибочное решение, какие бы благие цели оно ни преследовало, может обернуться для общества социальной катастрофой, а его последствия окажутся непредсказуемыми.
Всестороннее изучение мирового исторического опыта в решении задач, аналогичных тем, какие стоят перед нашей страной в настоящее время, показывают, что есть наиболее общие или общепризнанные, проверенные опытом многих государств, пути выхода из социального кризиса:
- компетентное политическое руководство;
- концентрация реальной власти в руках правительства;
поэтапная структуризация реформ (их политической, экономической, идеологической составляющих);
- последовательность и поступательность в проведении реформ;
- правильный учет временного фактора;
- создание достаточно прочной и влиятельной коалиции различных прогрессивных социально-политических сил;
- правильное сочетание мирового опыта проведения подобных реформ с особенностями развития российского общества.