Этнические конфликты: типология, причины.
Классификация и типология конфликтов
Дисфункциональные последствия конфликтов.
Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т. е. условия, мешающие достижению целей.
Повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе.
Неудовлетворенность, плохое состояние духа и, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности.
Меньшая степень сотрудничества в будущем.
Препятствие осуществлению перемен и внедрению нового.
Высокая преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.
Представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицительных.
Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения и взаимодействия и общения.
Конфликт часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу истинные интересы сторон.
Конфликтов в обществе великое множество. Они различаются масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Их стараются классифицировать по сферам жизни, например, конфликты в области экономики, в национальных отношениях, в социальной сфере и т.д.
Конфликты можно классифицировать и в зависимости от субъектов и зон разногласий. Такая классификация может быть выражена следующим образом.
Личностный конфликт — включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания.
Межличностный конфликт — разногласия между двумя или более людьми одной или нескольких групп. Они противостоят друг другу, но к ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.
Межгрупповой конфликт — конфликт между социальными группами и социальными общностями людей с противоположными интересами. Это самый распространенный конфликт.
Конфликт принадлежности — когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность. Например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.
Конфликт с внешней средой — индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
Тип любого конфликта определяется конкретной ситуацией социальной жизни, в условиях которой он возникает. Это и формирует в каждом конкретном случае характер и особенности социального конфликта, возможные пути и способы его разрешения.
Конфликты рождаются по причине взаимозависимости индивидов и групп. Конфликтам благоприятствуют несовпадения целей и интересов по поводу приобретения или использования ресурсов.
Существенные черты конфликтов делают их схожими с феноменом конкуренции. Но в конфликте индивид действует осознанно, с определенной целью, блокируя деятельность другого индивида, чего не бывает при конкуренции. Конфликты проявляются в тех сферах деятельности, где существует возможность для подобных блокирующих действий.
Рождение конфликта происходит следующим образом:от нарушения равновесия в системе отношений и действий - к появлению проблем,затем - критический момент (перевод нарушенного равновесия на язык конфликта).
В ходе конфликта его участники могут изменить свои оценки ресурсов, противников и возможные действия по преодолению конфликтной ситуации.
Вышеперечисленное дает возможность определить и типологию социальных конфликтов, согласно которой выделяют:
истинный конфликт, т. е. не зависящий от меняющихся условий среды. Это объективно существующий тип конфликта, воспринимаемый "правильно" (граница государства, территория, оружие). Таков, например, конфликт между потребностями и интересами человека и реальными возможностями их удовлетворения (контроль над природными ресурсами, властью, ценностями);
случайный, когда конфликт зависит от некоторого набора обстоятельств, не осознаваемых сторонами конфликта;
подмененный" — спор, борьба по "неправильному" поводу (например, спор между мужем и женой по поводу выполнения домашних обязанностей);
безатрибутивный. Здесь мы имеем дело с "неподлинными" участниками конфликта и, как результат, с "неподлинными" основаниями конфликта (безработица, межнациональный конфликт);
латентный. Это конфликт, который должен возникнуть, но не возникает по причине того, что конфликт подавлен или он не воспринимается психологически;
фальшивый, возникающий тогда, когда для него нет объективных условий. Он всегда предполагает неверное восприятие или неверное понимание ситуации;
деструктивный и конструктивный: конфликт является деструктивным, если его участники недовольны его исходом; конфликт конструктивен, если участники довольны его исходом.
Социальные конфликты классифицируются по вертикальным и горизонтальным уровням.
Основанием классификации по вертикальным уровням служат субъекты конфликта (взаимодействующие стороны). Выделяются четыре уровня:
- конфликт между отдельными личностями (ролевой конфликт);
- конфликт между личностью и обществом; конфликт между социальными группами;
- межнациональные и межгосударственные конфликты.
В основе конфликта между отдельными личностями находятся противоречия между отдельными людьми. Источники и средства разрешения такого конфликта связаны с межличностными отношениями.
Конфликт между личностью и обществом затрагивает производство, распределение товаров и услуг, контроль за поведением людей. Он может выражаться в отношении человека к своей деятельности, к труду и приводить к отчуждению от них. Конфликты этого класса связаны с социальным, экономическим и политическим аспектами жизни, общества, с эмоциональными отношениями людей, построенными на выполнении ролевых предписаний. Здесь проявляются несовершенство адаптации человека к группе, неумение правильно построить взаимоотношения в семье, на работе, с друзьями.
В случае конфликта между социальными общностями, группами и слоями конфликтная ситуация заключается в противоборстве групп, преследующих различные цели. Источником противоположных интересов этих групп являются общественные потребности, поэтому возникновение конфликтов - прямо связано с возможностью удовлетворения этих потребностей.
Анализ социального конфликта проводят на основе математических моделей теории игр, которые позволяют описывать как строго антагонистические конфликты, представляющие собой предельный случай, так и более общий случай конфликтов с несовпадающими, но и не прямо противоположными интересами. С помощью этого математического аппарата также можно моделировать различные варианты информированности субъектов о возможностях и интересах других сторон и их взаимовлияния.
Конфликты на межнациональном и межгосударственном уровне могут иметь такие проявления, как аномия — разрушение культурного единства из-за отсутствия четких социальных норм; культурное запаздывание в силу опережения изменениями материальной сферы производства возможностей нематериальной культуры; господство чужой культуры (например, при колонизации); социальные конфликты на международном уровне. Основанием классификации конфликтов по горизонтальным уровням являются цели конфликтующих сторон, которых они пытались, но не смогли достичь в ходе конфликта. В этом смысле можно выделить три типа конфликтов: конфликты в сфере труда и распределения; конфликты в сфере власти и в политической структуре общества; конфликты в сфере культуры.
Типологию социального конфликта можно представить и таким образом:
Конфронтация — пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими и социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления;
Соперничество — борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации.
Цель соперничества — приобретение лучших позиций, признание или же демонстрация превосходства путем достижения престижных целей;
Конкуренция — особый тип конфликта, цель его — получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам. Профессор Мичиганского университета А. Раппопорт, полемизируя с известным американским специалистом в области теории конфликта профессором Гарвардского университета Т. Шеллингом, убедительно доказал, что нельзя все конфликты подгонять под единую универсальную схему.
Есть конфликты типа:
а) «схватка» — когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу;
б) «дебатов» — где возможен спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс;
в) «игр» — где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершаться разрушением все структуры отношений.
Этот вывод имеет важное значение, так как снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов, будь то в международных отношениях или внутри общества.
По мнению американского социального психолога М. Дойча, можно выделить следующие типы конфликтов:
1)подлинный конфликт — столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяемого фактора;
2)случайный или условный конфликт — зависит от случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается его участниками, он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
3)смещенный конфликт — воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе; он может быть выражением истинного конфликта, но в какой-либо символической форме;
4)неверно приписанный конфликт — приписывается не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт; это делается либо непреднамеренно, либо сознательно с целью провоцировать столкновение в группе противника, тем самым ослабляя ее и затушевывая конфликт между его истинными сторонами;
5)скрытый конфликт, — в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется; он может быть смещенным, неверно приписанным либо никак не представленным в сознании людей;
6)ложный конфликт — не имеющий объективных оснований, возникающий в результате ложных представлений или недоразумений; конфликт может начаться как ложный, но, сформировав у участников новые мотивы и установки, превратиться в истинный.
Известны разные типы социальных конфликтов. Можно говорить о конфликтах политического, экономического, этнического, идеологического характера, а применительно к уровню организации общественной жизни — о конфликтах между индивидами, социальными группами, слоями, классами, а также крупными социальными системами на региональном или глобальном уровне.
А.Г.Здравомыслов, опираясь на исследования Н. Смелзера, предлагает выделять следующие типы конфликтов:
1.межиндивидуальные;
2.межгрупповые, при этом в числе групп можно выделить: группы интересов, группы этнонационального характера, группы, объединенные общностью положения;
3.между ассоциациями (партиями);
4.внутри- и межинституциональные;
5.между секторами общественного разделения труда;
6.между государственными образованиями;
7.между культурами или типами культур.
События последних лет в России свидетельствуют о необходимости постоянного внимания к проблемам межнациональных (межэтнических) конфликтов. Эти конфликты многофакторны; как правило, вызваны несколькими причинами (внутренними или внешними по отношению к конфликтующим сторонам), причем собственно национальный (этнический) фактор не играет главенствующую роль.
Последняя может принадлежать такому фактору, как актуализация исторической памяти или территориальные претензии (проблема границ). Вычленить «вес» той или иной причины важно для оценки ее влияния на ход конфликта, его разрешение и для предотвращения экстремальных форм протекания конфликта.
Это предполагает всестороннее изучение экономических, политических и других интересов взаимодействующих этнических групп, выявление роли национальных элит в выражении и отстаивании этих интересов.
Конфликтологи также исследуют различные типы религиозных конфликтов:
1)сепаратистские конфликты, в основе которых лежит стремление к политической автономии или полному отделению этнорелигиозных общин (например, отделение Пакистана от Индии, борьба сикхов за создание независимого от Индии государства Халистан);
2)национально-интегративные конфликты, вызванные стремлением к объединению народа, оказавшегося в результате миграционных процессов, изменения государственных границ разбросанным по территории нескольких граничащих друг с другом государств (например, борьба за воссоединение белуджей Ирана, Афганистана и Пакистана);
3)религиозно-общинные конфессиональные конфликты, наблюдаемые в рамках одного государства, между различными религиозными группами, придерживающимися разных вероисповеданий (например, между суннитами и шиитами в Ираке, Саудовской Аравии и других странах);
4) религиозно-абсолютистские конфликты, возникающие на почве абсолютизации одной религии и религиозной нетерпимости к другим религиозным конфессиям (например, войны между христианскими и исламскими государствами, конфликты, порождаемые фундаментализмом).
Существуют и иные варианты типизации социальных конфликтов по различным основаниям.
Население нашей планеты насчитывающее более 6 миллиардов человек, объединяется в 2 тысячи различных пo своей социоэтнической сущности образований.
Естественно, что характер межэтнических отношений не может быть однопорядковым, регулироваться какими-то едиными, унифицированными способами.
Однако нельзя игнорировать наличие общецивилизованных ориентиров в практике межэтнических отношений:
- уважение прав и достоинств человека независимо от его расовой и национальной принадлежности;
- право каждого человека на освоение и развитие культуры;
- право на свободное распоряжение национальным богатством, на» выбор форм государственного устройства и организации социальной жизни.
Межэтнические конфликты имеют различный характер и могут быть условно разделены на несколько групп:
во-первых, конфликты «неуправляемых эмоций» — бунты, погромы, в основе которых лежат, прежде всего, психологические стереотипы националистического толка, предрассудки или слухи о якобы ущемлении национальных чувств и достоинства граждан. Причем эти конфликты, как правило, определенной цели не имеют. Так, летом 1989 г. погромам подверглись в Фергане исключительно турки-месхетинцы. Почему? Никто с достоверностью не знает. Столь же неясны причины антиармянских настроений в подобных Конфликтах, которые имели место в Душанбе и Оше в конце 80-х годов прошлого века и были связаны с соцнально-экономическими неурядицами. Сегодня зонами повышенного риска являются крупные многонациональные города, особенно их люмпенизированные районы. В случае резкого ухудшения условий жизни, криминогенной ситуации бунты могут вспыхнуть повсеместно, но наиболее опасными являются места концентрации беженцев;
во-вторых, конфликты "политических институтов ("этаполитические конфликты''). Их особенность заключается в том, что они опираются не только; на идеологические доктрины,?но и на мощь политических партий, блоков, институтов, государственной власти, По мере того,, как национальные движения превращались из оппозиционных сил в политическую базу руководителей республик, » сами республики — в независимые государства, территориальные претензии стали проникать в сферу государственной политики;
в-третьих, конфликты "идеологических доктрин" ("этноидеологические конфликты"). Этот тип конфликтов, как правило, всегда имеет Давние исторические Корни: Требования противоборствующих сторон определены в лозунгах, программных документах национальных движений. Пример — идеологическое обоснование требований коренных этносов прибалтийских государств введения законов, ограничивающих Нрава и свободы русскоязычного населения этих стран (составляющих, кстати, около одной трети населения), с тем, чтобы возродить "историческое лицо" коренного этноса. Эти национально-окрашенные политические требования формируются не' стихийно, а отшлифовываются идеологами-теоретиками. И они нашли свое отражение в программных документах правящих политических партий указанных государств, в принятых парламентами законах. Причём, ухудшение социально-экономических и политических условий может усилить распространение подобных идеологических доктрин. Поводами этноидеологических конфликтов могут выступать:
- исторически спорные территории, которые каждая из сторон считает частью своей исторической родины. Пример — конфликт между ингушами и осетинами за Пригородный район Владикавказа или гражданская война в Нагорном Карабахе и Южной Осетии;
- административный статус этнической территории (спор за право быть автономией или независимым государством). По этой причине начались собьггия в Абхазии, Гагаузии, в Приднестровье, Чечне и в других регионах бывшего СССР;
- изменения в ряде регионов этнодемографческой ситуации (увеличение доли пришлого иноэтнического населения). Опасение утраты статуса этнического большинства или стремление возродить этот статус порождают требования защиты прав коренного этноса, скажем, путем введения для него льготных прав. Такие требования встречают понятное противодействие со стороны "некоренных" национальностей. Они породили различные фермы межэтнических конфронтаций в Прибалтике, Молдове, ряде республик Российской Федерации;
- конфликты этнотерриториалъного характера, возникшие как и историческое эхо депортации 1937—1944 годов многих народов СССР. Эти конфликты происходят: в местах насильственного расселения депортированных народов (например, уже упоминавшийся "ферганский погром" турок-месхетинцев); на исторической родине — во время возвращения депортированных. Так, исповедуемая крымскими татарами идея "восстановления исторической справедливости" сталкивается с идеей "сохранения исторической реальности", защищаемой нынешним славянским большинством. Крымской республики.
Все вышеперечисленные разновидности этноидеологических конфликтов объединяет одна особенность: благоговейное до фанатизма отношение участников конфликта к так называемому "историческому праву", а точнее, подмена права гражданского правом родовым, клановым, традиционным.
Кроме того, сегодня возникли новые факторы обострения межэтнических отношений — упразднение ряда национальных образований в Закавказье, срастание "конфликтов эмоций" с "конфликтом идей". Все это не внушает оптимизма в прогнозе развития межнациональных отношений.