Этнические общности.

Общность и личность. Социальные общности и их классификация. Виды общностей.

Общество как целостная система состоит из множества составляющих его групп, классов, сословий, слоев и так далее, представляющих собой те или иные коллективные образования. В целом их можно определить понятием общность, которое является общим названием всех составляющих общества элементов. Примерно также, как организм состоит из органов, общество состоит из составляющих его общностей, через которые люди включаются в социальную структуру общества. Определений этого понятия достаточно много. Прежде всего, понятие общности обозначает какое-либо объединение людей, начиная от элементарной группы в два-три человека и заканчивая такими сообществами, которые насчитывают миллионы человек (расы, нации, концессии).

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных по­литических и экономических движений. По времени продолжительности существования—от длящихся минуты и часы (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций, по плотности связи между индивидами— от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма рас­плывчатых, аморфных образований (болельщики команды «Манчестер Юнайтед») и т. д.

Однако значительно более существенным в классификации социальных областей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и груп­повые общности.

Для общностей характерно:

1. Выделение того или иного ведущего признака (нация, профессия, возраст, статус, род и так далее). Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности. Этот признак должен быть консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот признак может иметь либо природный характер (пол; нация, раса, возраст), либо социальный характер (религиозный признак, принадлежность к социальному статусу, профессия);

2. В социальной общности должны существовать определенные социальные связи между составляющими ее людьми. Эти связи могут быть более прочными, определяя долговременное существование общности, и менее прочными, характерны для случайных общностей (очередь, зрители, пассажиры);

3. Наличие общего признака и социальных связей предполагает также общие признаки поведения и умонастроения, что еще более сплачивает людей в единый коллектив или объединение.

Таким образом, социальная общность - это такое объединение людей (природное или социальное), которое характеризуется общим признаком, более или менее прочными социальными связями, общим типом поведения, целеполагания и умонастроения. Само общество можно представить как предельно сложную общность, которая как русская матрешку складывается из множества других общностей, вплоть да самых мельчайших групп, включающих два-три человека.

В отличие от социальных институтов и организаций общности не создаются сознательно людьми, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития и совместного характера жизнедеятельности. Разные типы общностей образуются на разной объективной основе.

Одни виды общностей непосредственно порождаются общественным производством (производственный коллектив, общественный класс, социально-профессиональные группы).

Другие общности образуются на этнической основе (племя, народность, нация).

Социально-демографические, их основой являются естественные демографические факторы (пол, возраст, место жительства).

Имеются и другие типы общностей, которые имеют другую объективную основу. Социологи подразделяют любые общности на два класса:

1) номинальные - это классификационные группы, искусственно выделяемые исследователями, их выделяют для статистического учета населения, поэтом их и называют номинальными или условными. Они необходимы в хозяйственной практике (пассажиры судов, имеющие постоянную или временную прописку и т.д.)

2) реальные общности, они могут быть большими или малыми и называются так потому, что критерием их выделения служат признаки, которые осознаются людьми в качестве реально существующих признаков и относятся к числу социально значимых. Поскольку это реальные признаки, то они не только существуют объективно, но и осознаются людьми субъективно. К числу признаков, формирующих реальные общности, относятся пол, возраст, родство и брак, национальность, доход, профессия, род занятии и место жительства.

У представителей одной и той же реальной общности схожие стереотипы поведения, образ жизни и ценностные ориентации. В самостоятельный подкласс реальных общностей иногда выделяют три типа и называют их главными:

- стратификационные (классы, сословия, касты);

- этнические (племена, кланы, расы, нации, народности);

- территориальные (выходцы из одной местности: земляки, горожане, селяне).

За реальными общностями находятся агрегаты, так называют совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. К ним относят радио, ТВ аудиторию, публику, кино, театр, стадион и некоторые разновидности толпы (зеваки, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных общностей и потому размещаются на границе между ними. Термин «агрегат» означает случайное скопление людей, агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам.

Исторически первыми видами общностей были возникшие сразу с образованием человеческого общества объединения, которые носят название этнические общности. Эти общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи и роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

Семья- это наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения. Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединяются в кланы.

Клан- это группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. В настоящее время кланы существуют как пережитки, они сохранились у индейцев Америки, в Японии и в некоторых районах Шотландии. Несколько кланов, объединившись, составляли племя.

Племя - это более высокая форма организации, охватывающая большое число людей. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразуются в народности, а те в нации.

Народность - это этническая общность, которая занимает промежуточное место между племенем и нацией. Она представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, и их значение не так велико.

Нация - это автономная неограниченная территориальными рамками общность, члены которой привержены к общим ценностям и социальным институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения, но у них обязательно должен быть общий язык и общий менталитет. Чаще всего представители одной нации разделяют и общие религиозные убеждения. Объединяющее начало, консолидирующее нацию, формируется благодаря общей истории и культуре. Нации возникают в период преодоления феодальной раздробленности и зарождения капитализма. Они более многочисленны, чем народность и насчитывают иногда миллионы человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад, возникает сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические, национально-освободительные движения и межнациональные конфликты являются признаками того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.