Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

ТЕМА 1.2. становление и основные этапы развития социологического знания

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какое место среди наук об обществе занимает социология?

2. Что дает право называть социологию наукой?

3. В чем отличие объекта социологии от ее предмета?

4. Каковы особенности и задачи современной социологии? В чем сущность ее основных функций?

5. Какова структура социологии? Чем отличается теоретиче­ская социология от эмпирической социологии?

6. Перечислите известные вам специальные социологические теории. Какая из них ближе к вашей профессии?

7. Какие категории социологии вы знаете? Можете ли вы на­ звать главную категорию?

8. Что вам известно о социологических законах? Тождественны ли они социальным законам?

9. Какой метод или методы использует социология?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (СРС)

1. Предмет социологического знания.

2. Социология как научное знание.

3. Фундаментальные вопросы социологии.

4. Социальные и социологические законы.

5. Особенности микро - и макросоциологии.

6. Проблема социального в научных дискуссиях.

7. Специфика социологического знания.

8. Основные функции социологии, главные сферы ее при­менения.

9. Социология и реальность.

10.Общественное мнение о социологии.

11.Социология и здравый смысл.

12.Социология как полипарадигмальная наука.

13.Роль социологии в преобразовании России.

14.Социология на пороге XXI в.: новые направления иссле­дований.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Бабосов Е.М. Общая социология.-Мн.: «Тетра Системс»,2002.

2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии.-Мн.: «Тетра Системс»,2003.

3. Бауман 3. Мыслить социологически / Пер. с англ. М., 1996.

4. Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. М., 1996.

5. Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология : Учебник для ву­зов. М., 1998. Гл.2.

6. Гидденс Э. Социология: Учебник 90-х годов (Реферирован­ное издание). Челябинск, 1991.

7. Казаринова Н. В., Филатова О. Г., Хренов А. Е. Социоло­гия: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.С. Батыгина. М., 1999. Гл. 1.

8. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

9. Миллс Ч. Социологическое воображение / Пер.с англ. М.1998.

10.Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию.М., 1997.

11.Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994.

12.Фролов С. С. Основы социологии: Учебное пособие. М.,1997.Гл. 1,2.


 

1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

2. Огюст Конт и Герберт Спенсер – основоположники социологии.

3. Классический этап в развитии социологии.

4. Социология в России: традиции и направления.

5. Основные школы и направления современной социологии.

Начало исследования общественной жизни возникло еще в Античности от работ «Госу­дарство» Платона и «Политики» Аристотеля. Затем более 2-х тысяч лет заметных концепций в области социологии не было. И, наконец, в 16 -17 веках появляется достаточно серьезные социологические работы, авторами которых были Н.Макиавелли, Томас Гоббс, Гельвеции, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, Ф.Бэкон. И лишь в середине 19 века утверждается понимание социологии как самостоятельной науки об обществе как целостной системе. Заслуга основа­ния новой науки и введение в научный оборот самого термина принадлежит французскому социологу Огюсту Конту.

К предыстории социологии относятся работы античных авторов и Нового времени. К собственно социологии относится период середины 19 века, когда наряду с Контом появляются работы выдающихся ученых, таких как Спенсер, Карл Маркс, М. Вебер и т.д. И только в этот период социология становится точной наукой, опирающейся на эмпирические факты, научный метод и теорию. Два предшествующих периода характеризуют донаучный этап социологии, когда объяснение функционирования и развития общества формировалось в рамках социальной философии. Первых социологов Античности называют социальными философами - Платон и Аристотель, которые также как и современные социологи изучали традиции, нравы, взаимоотношения людей в обществе и строили научные концепции с целью практических рекомендаций по совершенствованию общества.

Заслуга Платона в том, что он подчеркивал особую роль разделения труда и создал пер­вую в истории теорию сгратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высшее, среднее и низшее. Его труды продолжил Аристотель, который считал, что опорой любого динамично развивающего общества является средний класс, а несовершенст­во общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением лю­дей. Законодатель должен стремится не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизнен­ных шансов.

Следующий шаг в развитии социологии был сделан в Новом времени (16-17 века) ив эпоху Просвещения (18 век). В лице Макиавелли социология обрела новое измерение, она стала наукой о поведении людей в обществе. Макиавелли известен, прежде всего, своим крылатым изречением, относящимся к области политики: «Цель оправдывает средства».

Следующий шаг сделал Томас Гоббс, который разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе). Однако развитие социологии в донаучный период выражалось в том, что общество рассматривалось как часть природы, а знание о нем как составная часть других уже известных наук. И лишь к середине 19 векасложились предпосылки для появления самостоятельной науки об обществе. Связано это, прежде всего, с именем О. Конта, являвшегося учеником французского социолога-утописта Анри Сен-Симона, который обосновал тезис о том, что в историческом процессе также как и в развитии природы, имеются закономерности, поэтому задачу науки он видел в раскрытии законов, которым подчиняются индивиды. Уже в 17 веке в теории «социальной физики» впервые рассматривается идея об обществе как системе, которая представляет собой неотъ­емлемую часть природы и подчиняется естественно-научным законам. Известные к тому времени законы естественных наук, особенно в механике, геометрии и астрономии, наталкивались на противоречащие им социальные факты, и этим была обусловлена попытка ввести формализацию и в общественные отношения.

В век Просвещения общество часто сравнивали с машиной (так называемая линейно-меха­ническая модель), в которой каждый винтик выполняет свою работу. Именно с таких пози­ций толковалось разделение труда, межличностные связи, теория обмена. Но эти и подобные им концепции не могли с научных позиций объяснить особенности функционирования об­щества и его отличие от природных систем. Появление социологии было подготовлено всем предшествующим социально-политическим и духовным развитием человечества.

Первая половина 19 века, когда возникает социология, - это было время бурного про­мышленного развития стран Европы, что было связано с использованием силы пара и вне­дрением машиной индустрии. Также в этот период были сделаны фундаментальные откры­тия во всех областях знания. Кроме того, это время сложных масштабных социально-политическх конфликтов и перемен.

Появление социологии было вызвано общественной потребностью понимания сущности тех социальных перемен, которые происходили в передовых странах Западной Европы и Америки во второй половине 18 - начало 19 веков (американская и французская буржуазные революции, промышленная революция в Англии и других странах Европы). Эти перемены означали цивилизационный сдвиг к индустриальному и гражданскому обществу. Идеология прав человека и гражданина, республиканское и демократическое государственное устройст­во, предпринимательство и конкуренция были той социальной средой, в которой социальная наука должна была обратиться к изучению конкретного человека. На этом фоне было обнаружено отставание знания людей о самих себе и об обществе, в котором они живут. Кроме того, вторая половина 19 века в интеллектуальной истории Запада - это время увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под влиянием которого развивалась тогдашняя социология. Широкое распространение получила эволюци­оннаятеория Чарльза Дарвина, опирающаяся на представление о единстве законов истории, природы и человека, а также о единстве методов естественных, и общественных наук.

Возникновение социологии как отдельной науки предполагало появление понятия «общества» и разработку теории общества, благодаря познанию естественных основ социально­го развития.

Таким образом, становление социологии как самостоятельной науки было обусловлено следующими предпосылками:

1.Идеи естественного общественного порядка, который обладает собственными зако­нами развития, отличными от законов развития природы.

2.Развитие рыночной экономики, носителем которой является не государства, а граж­данское общество.

3.Идеи историзма и направленности исторического процесса.

4.Разработка современной концепции науки и научного прогресса.

Таким образом, формирующееся гражданское общество составило социальную основу социологии, а позитивистская школа - теоретическую основу. Непосредственной же предпо­сылкой ее рождения стал наивысший уровень развития общественно-политических отноше­ний того времени.

Таким образом, с момента своего возникновения социология стала претендовать на ста­тус научного знания. Информация об обществе отбиралась, изучалась и анализировалась в соответствии с принципами и методами современной науки.