В соответствии с содержимым знаний ЭС выделяют следующие их виды.
1. Понятийные знания - набор понятий данной проблемной области, вместе с описанием их свойств и взаимосвязей.
2. Абстрактные знания - сведения об общих закономерностях, действующих как во внешнем мире, так и во внутреннем мире ЭС.
3. Эвристические знания - знания, накапливающиеся в ЭС в процессе ее функционирования, а также заложенные в нее априорно, но не являющиеся абсолютно истинными в данной проблемной области (например, знания "о деятельности", характеризующие "умение" человека выполнять какие-либо действия).
4. Знания о глобальных целях ЭС и способах их декомпозиции, о методах решения задач, о текущем состоянии предметной области, о среде, в которой функционирует ЭС (модель внешнего мира).
5. Метазнания - знания о знаниях, т.е. знания ЭС о себе (о своей работе, структуре, БЗ и механизме вывода).
По форме представления различают декларативные и процедурные знания.
ДЕКЛАРАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ (типа "Что надо знать") - это информация о свойствахпредметной области и фактах, имеющих в ней место, т.е. о качественных и количественных характеристиках конкретных объектов, явлений и их элементов, представленных в виде фактов и правил. Декларативные знания не содержат в явном виде описания процедур обработки данных. Их называют также фактографическими, фактуальными, предметными знаниями или базой фактов.
Эти знания поступают в ЭС от эксперта в даннойпроблемной области (ПРО)в процессе диалога с пользователем(ПРО характеризуется предметной областью и задачами, решаемыми в ней). Эти знания накапливаются в виде таблиц, справочников, информационных массивов (файлов) и баз данных.
ПРОЦЕДУРНЫЕ ЗНАНИЯ (типа "Как делать") - образуются в результате осуществления определенных процедур над фактами, как исходными данными, и представлены в БЗ в виде описаний этих процедур. К таким процедурам относятся методы, алгоритмы и программы решения различных задач, аналитические преобразования, инструкции, методики, процедуры организации и выполнения производственных процессов и другие последовательности действий в данной ПРО. Эти знания составляют ядро базы знаний и поступают в ЭС от экспертов.
Проблема представления знаний - это проблема разработки формализованных методов (моделей) представления знаний в ЭС, позволяющих удобно и эффективно осуществлять решение задач в ЭС методами логического вывода и эвристического поиска на основе знаний (создавая соответствующие программные средства - оболочки ЭС). Это одна из основных проблем в теории и практике создания ЭС.
Основные применяемые на практике модели представления знаний относятся к следующим классам [6-9]: логические модели, семантические сети, продукционные модели, фреймовые модели.
Логические модели основаны на применении аппарата формальных логических систем (ФЛС), в основном, исчисления предикатов. Знания представляются совокупностью формул выбранной ФЛС. Семантическая сеть, как модель представления знаний, это - ориентированный граф, вершинам и дугам которого приписан определенный смысл в соответствии с представляемыми знаниями. Вершины соответствуют фактам (объектам, событиям, явлениям, процессам и т.п.), а дуги описывают отношения между этими фактами.
Основные практически применяемые модели - продукционные и фреймовые.