Summary

Литература и искусство раннего средневековья

Мы уже говорили о том, что на западе Европы, в отличие, например, от Византии, античная культура была разрушена до основания и во многом забыта. Долгие века не возобновлялись: каменная скульптура, городская каменная архитектура, светская музыка и поэзия, светская живопись, театр. Ушли в далёкое прошлое античные философские диспуты. Естественен вопрос: где же таились те интеллектуальные и многообразные творческие силы, которые вышли на поверхность общественной жизни после XI в. и полностью раскрыли себя лишь в эпоху Ренессанса? Неужели наука и просвещение нигде до того времени не могли найти себе приюта?

К счастью, движение мысли не совсем остановилось в эти века: приют был, и этим приютом, как ни странно, сделался христианский монастырь. В каждом епископстве и каждом монастыре учили письму, пению, счёту, грамматике. Вне стен монастырей рукописи преставали быть источником знания, они становились скорее предметами роскоши: их не столько читали, сколько рассматривали, но в монастырях их изучали, переписывали и переводили на современный язык. Вот почему большая часть рукописей античных писателей пришла к нам из монастырских библиотек. В тиши монастырских келий трудились такие выдающиеся учёные, как Боэций (480 ¾ 524) и Кассиодор (480 ¾ 573).

Если не считать монашества и высшего духовенства, то можно сказать, что период раннего средневековья в Западной Европе ¾ это долгие столетия почти сплошной безграмотности. Этот факт усугублялся тем обстоятельством, что письменным языком во всём регионе была латынь ¾ язык, уже вышедший из живого употребления. Не только рыцари и крестьяне, но и короли зачастую не владели грамотой. Известно, например, что Карл Великий, знаменитый государь Империи франков, проявлявший большой интерес к просвещению, попытавшийся в своей столице возродить науку и искусства, из-за чего эпоха его правления (768 ¾ 814 гг.) получила у историков название «Каролингского ренессанса», кое-как научился читать, но науку письма так и не освоил до конца жизни. Во времена его правления на некоторое время оживилась придворная поэзия (Алкуин, Теодульф, Павел Диакон). Но преобладающим жанром литературы были всё-таки устные эпические сказания. Среди самых известных ¾ «Песнь о Роланде», «Старшая Эдда», «Песнь о нибелунгах», скандинавские саги. Письменная же литература практически вся была сосредоточена вокруг церковной тематики: евангельские сказания (в т.ч. «апокрифы», ¾ не вошедшие в канон предания об Иисусе Христе) и многочисленные жития святых.

В архитектуре, живописи и музыке почти всё подчинялось задачам христианского культа. Тем же задачам служила и символика художественных произведений. Можно сказать, что символы не только наполняют средневековое искусство, но и являются главным его содержанием. Например, в архитектуре христианского храма три главные его части: нартекс, наос и алтарь предназначались соответственно для «оглашенных» (еще не принявших христианство), верующих мирян и священников. Наос символизировал земной мир; алтарь ¾ мир Небесный. Здание храма в плане напоминало крест: продольное помещение базилики пересекалось так называемым «трансептом», а над местом пересечения (сакральным центром, где стоял алтарь) надстраивался купол с крестом над ним.

В изобразительном искусстве раннего средневековья главное место занимают икона, мозаика, фреска и книжная миниатюра. Их главная задача ¾ «немая проповедь», необходимость которой была тем насущней и очевидней, чем меньше прихожан умели читать Священное Писание. Существовали канонические изображения Христа и Девы Марии, отличающиеся друг от друга символикой поз и одеяний. Существовали «книги образцов», которые служили как бы каноном для многочисленных иконописцев. Эти книги переходили из рук в руки, к ученикам и наследникам иконописцев. Само собой разумеется, что работы (в сущности, варианты копий «образцов») были анонимными: художник не подписывал своё имя под изображением на иконе, так же как, например, переписчику Библии не пришло бы в голову украсить этот труд своим именем.

Важно отметить ещё одно обстоятельство: церковное искусство раннего средневековья лишь в исключительных случаях ставит перед собой чисто эстетические задачи. Основной смысл иконы ¾ быть центром молитвенного предстояния: мирская красота не могла быть целью творчества иконописца. Действительно, стоит лишь хотя бы мысленно поставить рядом, к примеру, мраморную статую античной богини и средневековую икону Девы Марии, чтобы понять разительный контраст сакральных изображений в античности и в средневековом каноне. С одной стороны ¾ роскошное тело, но абсолютно невыразительное (хотя и по-античному «правильное») лицо с пустыми глазами; с другой ¾ огромные, излучающие свет глаза ¾ и никакого тела; только складки глухих одежд, скупо открывающие кисти молитвенно сложенных рук. Полный контраст! И он весьма красноречиво говорит о сущностном отличии античной и христианской эпох.

Западноевропейская профессиональная музыка вплоть до XI в. была сосредоточена главным образом в стенах церквей и монастырей. Священнослужители хорошо понимали, какую огромную силу эмоционального воздействия таит в себе это искусство.

Примерно к середине первого тысячелетия был сформирован единый, обязательный для всех церквей литургический ритуал. Главным компонентом церковной музыки всегда было (и остаётся до сих пор) пение хора. Человеческий голос ¾ самое выразительное, чем может располагать музыка. Кроме того, использование человеческого голоса позволяет совмещать музыку с произнесением молитв. Отчасти поэтому инструментальная музыка в стенах католической церкви не прижилась, за исключением органа, сопровождающего хор. В церковной музыке существовал свой канон ¾ сборник песнопений, оформление которых приписывается папе Григорию I; отсюда его название: григорианский хорал. Песни-молитвы этого цикла исполнялись исключительно хором мужских голосов в унисон.

Для гимнов, месс и хоралов церковные музыканты использовали не какой-то отвлечённый материал, а мелодии народных песен. Тем самым церковная музыка становилась близкой и понятной сердцу рядового прихожанина. Но шли века, и к концу первого тысячелетия мелодии хорала стали уже архаичными, чуждыми современной музыкальной практике народного быта. Их надо было как-то разнообразить и обновить. Появились музыканты-новаторы, которые стали расцвечивать отдельные ноты хорала всевозможными мелодическими узорами (вокализами). Такие вокализы получили название юбиляций. Затем на музыку юбиляций стали сочинять новый текст, ¾ таким образом, в григорианском хорале возникли как бы новые музыкально-поэтические «вставки», не соответствующие каноническому тексту. Они получили название секвенций.

Другим видом добавлений к хоралу были диалогические сценки ¾ тропы. Из них впоследствии вырос жанр литургической драмы. Это было музыкально-театральное представление на сюжеты, заимствованные из Евангелий. Самыми зрелищными были драмы, повествующие о последних днях Иисуса Христа. Из них впоследствии сформировался особый ораториальный жанр ¾ «страсти».

Современной нотной записи тогда не существовало. Вся исполняемая музыка записывалась над молитвенным текстом в виде особых значков, условно обозначающих направление движения мелодии. Эти значки назывались невмами.

Нецерковная (светская) музыка существовала главным образом в виде народного творчества ¾ песен и танцев. Исполнялись они странствующими актёрами, которые у немцев назывались шпильманами, а у французов ¾ жонглёрами. Такой актёр, в сущности, был исполнителем-универсалом, он умел делать всё: петь, играть на различных инструментах, исполнять акробатические трюки, изображать пантомиму, показывать фокусы. Эти люди были, как правило, разорившимися крестьянами или ремесленниками, их занятие было для них единственным способом заработать себе на кусок хлеба. Они вечно странствовали по проезжим дорогам, выступая везде, где только можно: на улицах и площадях городов, на ярмарках и у церковных папертей. Выступали они иногда и в замках, дворцах и монастырях, несмотря на то, что священство относилось к ним с откровенной враждебностью, расценивая из выступления, как «бесовские игрища». Так рождалась особая форма зрелищного искусства: уличный театр, заменивший запрещённые церковью официальные театральные представления.

1. Раннее западноевропейское средневековье связано с появлением цивилизации особого типа, родившейся на развалинах императорского Рима. По многим признакам эта цивилизация явилась прямой противоположностью античности: рационализм сменяется эмоциональной экзальтацией; эстетическое мировосприятие ¾ символическим; высшей ценностью становится не личный достаток, а религиозная вера; в центре космоса ¾ не человек, а Бог.

2. Экономический регресс, связанный с суровыми испытаниями (неурожаи, эпидемии, голод) полностью соответствует представлениям той эпохи о земной жизни как обители скорби и зла.

3. Упадок научных знаний объясняется сменой самого типа мышления, когда критерием истины становится только авторитет Священного Писания.