История зарубежной психофизиологии труда.

ЛЕКЦИЯ 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА.

1. История зарубежной психофизиологии труда.

2. Психофизиология труда в России.

3. Место психофизиологии в системе наук о человека как субъекте деятельности.

 

Уже в 1920 г. Российская психология труда заявила о себе как зрелая наука. В 1921 г. советский психолог В.Н. Мясищев на первой всероссийской конференции по научной организации труда предложил систематизировать все знания, полученные различными дисциплинами о трудовой деятельности человека и назвать эту комплексную науку эргология. На данной конференции оформились следующие течения науки о труде: «тейлористы», «антитейлористы», «Платформа 17-ти», «Богдановское течение».

В 1949 г. в Англии создается первое эргономическое исследовательское общество. В 1961 г. была создана эргономическая ассоциация.

В 60-70-е гг. в Ленинградских и Московских университетах создаются кафедры инженерной психологии, которые занимаются подготовкой соответствующих специалистов. Появляются исследования в этой области, но они не нашли значительного практического применения. В 70-е г.г. в Москве проходила международная конференция по вопросам эргономики.

Основоположником изучения труда считается известный практик Фредерик Тейлор, который начал изучать трудовую деятельность в конце 19 века. Тейлор был мастером на заводе (прошел путь рабочего), он знал, что работника никто не учит, как работать , и что работники могут работать не в полную силу, а договариваются между собой. Тейлор изучал тяжелый физический труд, предложил систему “уроков”.

“Урок” - норма выработки или норма времени на выполнение определенной работы. До Тейлора урок никто не устанавливал. Он изучал время выполнения каждого элемента, т.е. впервые провел хронометраж. Он брал минимальную продолжительность каждого элемента. Ввел материальное стимулирование за выполнение данного урока. Тейлор делал ставку не только на выносливых, но и на жадных. Он выяснил, что больше продукции получается не тогда, когда рабочий работает всю смену, а когда он отдыхает в течение смены, т.е. Тейлор первым обосновал необходимость режимов труда и отдыха. Моменты отдыха устанавливались когда начинало развиваться утомление. Его продолжительность зависела от степени утомления. С появление машин и станков, идеал жесткой регламентации выполнения функций “урок” и других были внедрены практически повсеместно. Машинное производство часто называют тейлоровской моделью труда.

Гуго Мюнстерберг жил в конце 19 - начале 20 вв., был ярким представителем американских немцев. Он в отличии от Тейлора изучал работу в условиях умственного , а не ручного производства. Поэтому в его исследованиях присутствовали элементы психологии. Он первый понял, что работа предъявляет определенные требования к работнику, и поэтому будет работать лучше тот, кто этим требованиям отвечает. Он первый начал заниматься профотбором и составлять профессиограммы. Мюнстерберг понял: чтобы человек лучше работал, его надо тренировать. Занимался подготовкой вагоновожатых на первом в мире тренажере. Он кое-что седелал и в рекламе.