Личность и организация.
Личность. Особенности личности, определяющие ее поведение в организации
Культурологический.
Гуманистический.
История и этапы становления организационного поведения.
4 этапа развития:
- классический
- хоторнские эксперименты. Формирование менеджмента чел. отношений.
- гуманистический
- культорологический
1) Классический наибольшее развитие получил в 20-30-х годах в Европе и США.
Основатели научного менеджмента: Анри Файоль, Фредерик Тейлор.
Путь к эффективности орг-ции: в повышении производительности труда, рациональности орг-ции труда рабочих и служащих.
Учёт личных характеристик выводился за рамки исследования.
Наибольшую известность в развитии научного менеджмента занимает Ф.Тейлор (1856-1915). Тейлор полагал, что если время и усилие которые каждый сотрудник тратит на выпуск продукции сократить посредством кооперации, то производственный процесс станет наиболее эффективным.
4 принципа Тейлора:
1) изучайте способы при помощи, которых сотрудники выполняют свои задачи, собирайте всю неформальную информацию, о работе имеющуюся у сотрудника.
2) систематизируйте новые методы выполнения задач в виде правил и стандартных операционных процедур.
3) тщательно отбирайте сотрудников, имеющих навыки, способности, умения соответствующие решаемой задачи.
4) устанавливайте средний или приемлемый уровень решаемой задачи, а затем выдавайте вознаграждение (за превышение уровня вышеприемлемого).
2) Хоторнские эксперименты направлены на изучение зависимости материальных факторов на производительность труда.
Результат эксперимента: производительность напрямую не зависит от физических и экономических факторов, является следствием установления неформальных отношений м/у работниками.
Существующую роль играют социально-групповые стимулы в поведении работника.
Зависимость вовлечённости участников в производительный процесс от лидерства и усилений коммуникаций в группе (выскочки, тормоза и мастера).
Концепция чел. отношений была усовершенствованна в исследовании организационных психологов (Маслоу, Д.Макгрегер, Ф.Герцберг).
В центре внимания исследований: проблемы гумманизации труда с учётом психологии личности и потребности.
В центре внимания работы: качество и установление организационной культуры о.п. явл-ся междисциплинарной наукой взаимосвязанной со следующими дисциплинами:
- основы мен-та;
- теорией орг-ции;
- управление персоналом.
Изучение индивидуального поведения человека проводится с учётом следующих факторов:
- персональная хар-ка
- ситуация в которой осущ-ся деят-ть
- возраст
Личность- это совокупность индивидуальных, социальных и психологич-х факторов характеризующих человека.
Индивидуальность- это тип относительно устойчивого проявление того, как человек думает, чувствует, видит себя.
Люди имеют различные типы темпераментов.
4 типа темперамента:
- холерик
- меланхолик
- флегматик
- сангвиник
Характер- это сочетание наиболее устойчивых проявлений в поведении человека в определённом отношении:
- к себе (степень требовательности, самооценка).
- к другим.
В характере выражаются важные качества.
Свойства большой 5-ки личности:
1) Экстраверсия. Характеризует предрасположенность человека испытывать преимущественно положительные, эмоциональные состояния.
Экстраверт- личность подсознательно ориентированная преимущественно на внешние объекты и других людей.
Интроверт- личность подсознательно ориентированна на свой личный мир.
2) Нервозность. Характеризует склонность людей испытывать негативное эмоциональное состояние.
3) Уживчивость- черта, способность человека строить отношения с другими.
4) Добросовестность. Характеризует степень дисциплинированности.
5) Открытость к познанию