ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

 

Мировые цены (МЦ) – это цены крупных экспортно-импортных операций, а также цены, которые складываются в важнейших центрах мировой торговли, они достаточно полно характеризуют состояние мировой торговли конкретным товаром.

МЦ делятся на 2 группы:

- цены на готовую продукцию (формируются на базе экспортных цен крупных фирм с общей ориентацией на внутренние цены);

- цены на сырье (в формировании основная роль принадлежит соотношению спроса и предложения на мировых рынках, большую роль играют цены тех стран, которые являются крупными экспортерами или импортерами сырья).

Методы определения МЦ:

1. суммирование полных совокупных издержек производства с процентной надбавкой в виде запланированной прибыли;

2. используются предельные издержки, т.е. затраты, непосредственно связанные с производством товара, поступающего на рынок.

Влияние на цены оказывают не только издержки производства товара, но и его потребительская стоимость или качество. Цены на товары более высокого качества независимо от издержек производства гораздо выше. При этом производители такого товара на некоторое время могут существенно завышать цены (стратегия «снятия сливок»), т. к. выступают монополистами. Таким образом, складывается общественно необходимый в мировом масштабе уровень потребительской стоимости.

Мировой рынок (более сложное явление, чем любой национальный рынок, из-за более острой конкурентной борьбы и специфических форм государственного вмешательства) характеризуется множественностью цен:

- цены по обычным коммерческим сделкам с платежом в СКВ (свободно конвертируемой валюте) или неконвертируемой валюте;

- цены по клиринговым соглашениям (между 2-мя и более странами, цены между странами взаимозачитываются);

- цены по программам.

Признаки МЦ: регулярность, коммерческий характер (торговля, продажа), открытость торгово-политического режима, свободная конвертируемость валюты платежа (платежи в СКВ).

Процесс ценообразования зависит от:

- условий конкурентной среды;

- равновесия между спросом и предложением;

- сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера.

Ценообразующие факторы:

1. макроэкономические показатели (инфляция, совокупный спрос, предложение, цикл экономического развития страны);

2. экономические факторы (издержки, прибыль, налоги, сборы, потребительские свойства товаров, предложение и спрос на товары с учетом товаров заменителей);

3. специфические факторы (сезонность, эксплуатационные расходы, комплектность, гарантии, условия сервиса);

4. внешнеэкономические факторы (государственное регулирование, валютный курс)%

5. другие (политические и военные факторы).

Методы ценообразования:

1. Расчет средних издержек + некоторый % прибыли, т.е. установление наценки на себестоимость товара.

2. Определяется на основе ощущаемой ценности товара, т е. когда берется цена на близкий по качеству товар и прибавляется или отнимается от этой цены сумма, соответствующая ощущаемой нами разницы между схожими товарами. Общая ценность = цена безразличия + положительная ценность отличий – отрицательная ценность отличий.

3. На основе текущих мировых цен.

4. Цены на торгах – сделка заключается фирмой, предложившей товар более высокого качества по более низкой цене.

Виды цен:

1. расчетные (рассчитываются экспортерами по различным методикам);

2. публикуемые (публикуемые в справочниках, изданиях, отражают уровень мировой цены). А). Справочные (публикуются в справочниках) – цены промышленно развитых стран, являются базисными. Б). Биржевые котировки – цены, которые устанавливаются в результате торгов. В). Цены фактических сделок в международной торговле на основе заключенных международных сделок по купле-продаже товаров на мировом рынке (редко публикуются). Г). Цены аукционов (аукционная торговля – публичные торги по продажи аукционной (предварительно осмотренной покупателем) продукции с состязательным характером их проведения, в результате чего товары переходят в собственность покупателя, предложившего наивысшую цену). Д). Цены торгов. Е). Цены предложения крупных фирм – публикуются прайс-листы.

Ценообразование в зависимости от вида рынка:

1. рынок совершенной конкуренции (цены низкие, формируются по издержкам, применяются скидки);

2. рынок чистой монополии (высокая цена, формируется цена по методу полных затрат: учитываются издержки + прибыль + монополистическая сверхприбыль). Монополист решает сам, сколько производить товара);

3. рынок монополистической конкуренции (несколько монополистов конкурируют между собой, цены зависят от уровня от конкуренции);

4. рынок олигополистической конкуренции (крупные производители сегментируют рынок, ценообразование будет постепенным, взвешенным, с учетом возможных действий конкурентов. Важную роль играет договоренность между производителями).

 

7. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ

 

Причины возникновения противоречий в МТ:

1. Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация становится ее основной тенденцией. На это указывает увеличивающая открытость национальных экономик, отмена торговых ограничений, квот, тарифов, уничтожение торговых барьеров, привносимых процессами углубления МРТ, интернационализация производительных сил. Часто либерализация ВТ осуществляется в одностороннем порядке (РФ, страны юго-восточной Азии). Однако реформирование внешнеторгового законодательства проводится с учетом принципа параллельной либерализации в странах экономических партнеров.

2. Противодействующая этому процессу тенденция – протекционизм. Одновременное усиление протекционизма, попытки ограничить проникновения «чужого» капитала и товаров в «свою» страну. Стремление защищать своего производителя, сохранять рабочие места, поддерживать конкурентоспособность своих товаров, свои отраслей (США, ЮАР). Помимо явной, открытой протекционистской политики некоторые страны применяют формы скрытого протекционизма. Многие государства, снижая таможенные пошлины, компенсировали их нетарифными барьерами. К ним можно отнести дотации национальному правительству, введение различных стандартов и норм, сертификацию товаров.

Главная проблема – это разрешение противоречия между либерализацией торговли и протекционизмом. При нарушении торгового баланса интересов возникают торговые конфликты, войны.

Факторы, приводящие к торговым конфликтам:

- таможенные;

- территориальные;

- ценовые;

- санитарные;

- экологические;

- экстерриториальные законы (например, США применяет санкции, ограничивающие экономические связи с Ливией и Ираном).

Торговые войны характерны для отдельных стран, между группировками и для группировок:

- середина 90-х г.г.– «рыбная война» между Испанией и Канадой в связи с ловлей трески в Атлантическом океане;

- 1996 г. – Бразилия и ЕС. Спор по поводу экспорту бразильской курятины и индюшатины. Претензии к тарифной системе ЕС;

- конец 90-х г.г. – США и Китай. Китай запретил импорт из-за карантина;

- середина-конец 90-х г.г. – «банановая война» между ЕС и США, т.к. из США ввоз фруктов с пошлиной, а из других стран беспошлинно.

- в рамках ЕС – «продовольственная война» между французскими и испанскими производителями и др.

Значительная часть претензий экспортеров связана не с торговыми барьерами, а с антиконкурентным поведением иностранных компаний, когда они заключают эксклюзивные соглашения на поставки и размещение заказов или монополизируют определенные рынки. Поэтому выступая за либеризацию международной торговли, многие экономисты все чаще связывают ее с понятиями «добросовестной» торговли. Пытаясь решить противоречия торговой политики, в ведущих странах Запада обычно говорят о «взаимности», требуя уступок от партнеров, часто – незначительных, и возводят новые протекционистские барьеры на пути товаров из тех стран, которые закрывают перед ними свои рынки. Чаще всего к такой аргументации прибегают США.