ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

 

Разделение труда – это исторически определенная система общественного труда. Она складывается в результате качественной дифференциации деятельности в процессе развития общества. Разделение труда существует в разных формах. В курсе МЭО изучается международное разделение труда (МРТ), т.е. специализация отдельных стран (либо отдельных отраслей производства этих стран) на производстве определенных видов товаров и услуг для международного обмена.

МРТ зародилось в мануфактурный период развития капитализма (XVII—XVIII вв.) и до промышленного переворота (конец XVIII — первая половина XIX в.) базировалось на естественной основе: различиях в природно-климатических, географических условиях существования отдельных стран, в запасах сырья и источников энергии.

Все страны мира в определенной степени вовлечены в международное разделение труда. Развитие мирового хозяйства определяет углубление этого процесса. МРТ опирается на устойчивую и экономически взаимовыгодную специализацию отдельных стран по производству определенных видов продукции и ведет взаимовыгодному обмену результатами производства между ними.

Участие в МРТ дает странам дополнительный экономический эффект, позволяя полнее и с наименьшими издержками удовлетворять свои потребности. Страны участники получают:

экономическую выгоду в форме прибыли, используя благоприятные природно-климатические условия, сочетая факторы производства и приобретая в процессе материально-технического развития научно-технические, информационные, конкурентные преимущества;

разницу между международной и внутренней ценой экспортируемых товаров, услуг;

экономию внутренних затрат из-за отказа от национального производства при использовании более дешевого импорта.

Основные тенденции развития МРТ:

постоянное углубление;

опережающий рост международного обмена товарами и услугами;

в промышленно-развитых странах производство ориентируется на внешнего потребителя;

для развивающихся стран быстрое расширение внутреннего рынка.

Показатели, показывающие степень участия страны в МРТ:

Группа А – уровень развития с учетом экспортно-импортных операций:

1) экспортная квота – отношение стоимости экспорта к ВВП;

2) коэффициент опережения темпами роста экспорта к темпам роста ВВП;

3) импортная квота – отношение стоимости импорта к ВВП;

4) коэффициент опережения темпами роста импорта к темпам роста ВВП;

5) внешнеторговая квота – отношение величины внешнеторгового оборота к объему ВВП.

Группа Б – место международного региона в системе внешне-экономических связей отдельных стран с учетом экспортных операций:

1) доля экспорта страны в международном регионе в ее валовом экспорте;

2) коэффициент опережения темпами роста экспорта страны в международном регионе темпов роста ее валового экспорта;

3) доля экспорта отдельной страны во взаимном экспорте стран международного региона;

4) коэффициент опережения темпами роста экспорта страны в международном регионе темпов роста взаимного экспорта группы стран данного региона.

Факторы, влияющие на участие стран в МРТ:

объем внутреннего рынка страны;

уровень экономического развития страны;

обеспеченность природными ресурсами;

удельный вес в структуре экономики страны базовых отраслей.

Основными формами проявления МРТ являются международная специализация производства и международная кооперация производства.

Международная специализация производства – это форма разделения труда, при которой отрасли, предприятия или отдельные технологические процессы выпускают продукцию сверх внутренних потребностей национального хозяйства для продажи на внешнем рынке. Международная специализация имеет специфические виды: предметная (создание отдельного товара), подетальная (создание частей и компонентов товара) и технологическая (осуществление отдельных технологических процессов).

Международная кооперация производства – это процесс установления и развития длительных производственных связей между странами на базе специализации производства с целью повышения его эффективности.

Международное кооперирование производства в его развитых формах охватывает различные сферы сотрудничества:

1. Производственно-технологическое сотрудничество, включающее:

а) вопросы передачи лицензий и использование прав собственности;

б) разработку и согласование проектно-конструкторской документации, технологических процессов, технического уровня и качества продукции, строительных и монтажных работ, модернизацию кооперирующихся предприятий;

в) совершенствование управления производством, стандартизацию, унификацию, сертификацию, распределение производственных программ.

2. Торгово-экономические процессы, связанные с реализацией кооперированной продукции, а именно, взаимосвязанную продукцию между кооперантами и некоторым третьим лицом в странах-партнерах.

3. Послепродажное обслуживание техники.

Выделяют три основных метода, которые используются при налаживании кооперационных связей:

1) осуществление совместных программ. Реализуется в двух основных формах: подрядном производственном кооперировании (предполагает выполнение определенной работы исполнителем по поручению заказчика. Подрядное соглашение между двумя сторонами обусловливается сроками, объемами, качеством исполнения и др.) и совместном производстве;

2) специализация в договорном порядке (предполагает разграничение производственных программ между участниками производственного кооперирования. Договаривающиеся стороны стремятся устранить или уменьшить дублирование производства и прямую конкуренцию между собой на рынке);

3) создание совместных предприятий – это, так называемая, интегрированная кооперация, получившая широкое распространение во всем мире. При такой организационной форме объединяется капитал нескольких участников для реализации отдельных, взаимно согласованных целей.

Предприятия многих стран, участвующих в МРТ, производят значительно больше продукции, чем это необходимо для удовлетворения внутреннего потребительского или производственного спроса, реализуют ее на мировом рынке, приобретая необходимую для них продукцию, являющуюся избыточной для потребителей других стран.
Различные ограничения свободы торговли препятствуют дальнейшему углублению разделения труда между отдельными регионами и целыми странами. Уничтожение этих барьеров и расширение поля международного обмена должны вести к специализации национальных экономик и росту их взаимозависимости, к складыванию общемирового хозяйства. А. Смит выдвинул лозунг свободной торговли (laisser-faire), ставший впоследствии столь популярным.

 

 

Международная торговля (МТ) является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе МРТ, и выражает их взаимную зависимость.

Роль МТ в системе МЭО:

1) наиболее развитая форма МЭО (80% всего объема МЭО приходится на МТ);

2) опосредует большинство видов международного сотрудничества;

3) экономический успех любой страны базируется на внешней торговле;

4) форма связи между товаропроизводителями разных стран (в международную систему ежегодно поступает до четверти всей произведенной продукции);

5) межстрановая торговля растет быстрее производства (на каждые 10% мирового производства приходится примерно 16% роста мировой торговли).

Внешняя торговля (ВТ) – это торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплаченного ввоза и вывоза товаров. По товарной специализации ВТ бывает: торговля готовой продукцией, технологиями, оборудованием, сырьем, услугами.

Инструменты МТ – деривативы и их производные: акции, облигации, валюта – совокупный объем торговли всех стран мира.

Показатели для оценки МТ и ВТ:

1. торговый оборот: внешнеторговый оборот = экспорт + импорт (в стоимостном и физическом выражении). Общий объем мировой торговли – это сумма экспорта всех стран;

2. товарная структура – соотношение товарных групп в структуре мирового экспорта. Характеризуется диверсификацией товарного потока – широкая номенклатура выпускаемых товаров (Германия – 180 позиций, США, Великобритания, ФРГ – 175 позиций, Япония более 160 позиций); высокий удельный вес готовых изделий (80% МТ, из них 40% машиностроительная и техническая продукция); снижение доли сырья и минерального топлива (развитые страны являются крупнейшими импортерами сырья в мире); снижение удельного веса продовольствия (крупный экспорт продовольствия – развитые страны более 60%); увеличение доли торговли текстилем и одеждой (развивающиеся страны (экспорт): текстиль – 48,3%, одежда – 60%; развитые страны (экспорт): текстиль – 49,3%, одежда – 35,4%));

3. географическая структура – структура мировой торговли в зависимости от региона мира, части света, континента (основной поток МТ 61% приходится на взаимную торговлю между развитыми странами, 27% – между развитыми и развивающимися, 7% – между развивающимися и 50% между странами с переходной экономикой и др. странами).

Факторы роста МТ:

1. стабилизация межгосударственных отношений;

2. развитие МРТ. Интернационализация производства (установление непосредственных, более или менее устойчивых производственных связей между предприятиями различных стран) и капитала (процесс переплетения и объединения национальных капиталов);

3. НТР (позволяет углублять специализацию производства, развивать транспортные системы (что снижает транспортные издержки), внедрять новейшие управленческие технологии, упрощать и удешевлять передачу больших объемов информации);

4. активная деятельность международных корпораций;

5. возникновение общемирового рынка для стандартизированных товаров;

6. регулирование МТ международными соглашениями (ГАТТ\ВТО);

7. деятельность международных финансово-экономических организаций (МВФ);

8. стабилизирующая деятельность Всемирного банка (цель – оказание помощи развитыми странами развивающимся);

9. либерализация МТ (создание зон свободной торговли);

10. развитие торгово-экономической интеграции;

11. политическая независимость бывших колониальных стран.