Основные этапы интеграции

Экономическая модель каждого интеграционного образования — это результат длительного исторического процесса, в течение кото­рого выстраивается соотношение элементов, формирующих регио­нальный хозяйственный комплекс, укрепляется механизм их взаи­модействия. Именно поэтому каждая интеграционная система уни­кальна и механическое заимствование ее опыта малоэффективно. Однако проведение сравнительного анализа имеющихся в мире ин­теграционных образований и торгово-экономических групп говорит и об определенных общих закономерностях развития интеграции, последовательного прохождения ее через ряд этапов, каждому из которых присущи особые характерные черты, разная степень ин­тенсивности интеграции, ее глубина и масштабы.

Взгляд на интеграцию как на процесс, развивающийся от про­стых к более сложным формам, позволил осуществить классифика­цию стадий интеграционного процесса. Классической классифика­цией стадий интеграции стала схема Б. Балассы. Он различает пять основных форм интеграции (типов интеграционных соглашений). Рассмотрим их, учитывая современные модификации данной тео­рии, внесенные конкретным опытом функционирования Европей­ского союза и других интеграционных групп:

•зона свободной торговли

•таможенный союз;

•общий рынок;

• экономический союз (в наиболее зрелой форме экономический и валютный союз);

• полная экономическая и политическая интеграция.
Рассмотрим каждую форму подробнее.

Зона свободной торговли. Это форма интеграции, при которой ее участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в торговле друг с другом. Вместе с тем в отношении третьих стран каждый участник имеет право проводить собственную внешнетор­говую политику. Подобная форма интеграции реализуется в ЕАСТ, НАФТА, АСЕН.

Таможенный союз. Основное его отличие от зоны свободной торговли заключается в том, что участники таможенного союза не только устраняют тарифы и квоты в торговле между собой, но и проводят единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран, устанавливая единый внешний тариф по периметру границы общей таможенной территории. Согласно ст. XXIV ГАТТ таможен­ный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной. При этом таможенные службы на внутренних границах уп­раздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территории. Примерами такого образования уже с 1968 г. является Европейское экономическое сообщество (позже — Европейский союз) и МЕРКОСУР. При этой форме интеграции существенно меняются товарные потоки, происхо­дит переориентация на импорт из стран — участниц соглашения, про­исходят изменения в производстве и потреблении продукции.

Таможенный союз достаточно логически завершенная форма. В то же время, ограничиваясь сферой сугубо международной торгов­ли, он сам таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого неизбежно порождает потребность в переходе к еще более усовер­шенствованным формам торгово-экономических союзов.

Общий рынок. В добавление к имеющимся преимуществам в рамках таможенного союза эта фирма интеграции предполагает уст­ранение препятствий для свободного перемещения в рамках стран — участниц всех факторов производств. Предполагается сближение национальных законодательств, стандартов, а также развитие ин­ституциональных основ интеграции, общих органов управления объединительными процессами.

В принципе свободное перемещение факторов производства внутри определенной группировки ряда стран должно способство­вать более рациональному использованию совокупных ресурсов, развитию разделения труда, специализации производства, оптими­зации производственных структур и полному использованию фак­тора экономии от увеличения масштабов производства. Вместе с тем этому препятствуют различия в экономической политике, проводимой государствами, входящими в общий рынок. Возникает не­обходимость дальнейшей унификации, согласования и координа­ции экономической политики стран — членов интеграционной группы. При этом создаются общие координирующие органы. Экономический союз. Данная форма интеграции предполагает снятие отмеченного выше противоречия путем согласования экономической политики, проводимой странами-участницами. В рам­ах ЕС проводится единая сельскохозяйственная политика, согласованная промышленная, энергетическая, транспортная, региональная, социальная, научно-техническая политика. Следует обратить внимание на то, что как только процесс согласования экономической политики доходит до определенного ровня, он начинает подчиняться собственной логике и требовать, особенно в том случае, если страна характеризуется высокой степенью открытости своей экономики, все более тесной увязки значительного круга вопросов. Данный процесс получает свое логическое завершение в рамках комплексной и более сложной формы — следующего этапа интгерации, экономического и валютного союзов. Валютный союз — создание единой региональной валютной системы, включая создание единого банка, введение единой валюты, согласование и становление единой валютно-кредитной, скоор­динированной макроэкономической политики и т.д. В этом случае формируются, а точнее, преобразуются общие координационные институты в наднациональные органы, которым передается часть государственного суверенитета для решения проблем координации всех сфер жизнедеятельности интеграционного образования или даже интеграционной государственности.

Полная экономическая и политическая интеграция. В данном слу­чае речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование, что предпо­лагает не просто согласование, но и проведение общей унифицированной фактически единой экономической политики, полную унификацию законодательной базы.

Появляется необходимость и постепенно формируется на осно­ве института наднациональных органов власти новый многонацио­нальный субъект международных экономических и политических отношений, происходит движение к созданию единого федеративного или конфедеративного государства.

Таким образом, переход от низших к более высоким формам интеграции и есть поэтапный процесс международной экономиче­ской интеграции. Длительность этапов определяется комплексом многообразных факторов как внутриэкономического, внешнеэко­номического, так и политического характера.

Однако практика показала, что реальный процесс интеграции в силу своей внутренней противоречивости не может происходить столь прямолинейно и поступательно, как предполагает рассмот­ренная логическая схема. Опыт региональной интеграции (в наибо­лее развитых формах сфокусированный в рамках ЕС) показал ко­лоссальные сложности создания единого экономического простран­ства и разную степень заинтересованности в глубине взаимодейст­вия сторон, что не укладывается в принятые схемы. Многообразие моделей интеграции в Северной Америке, Латинской Америке, в АТР, Африке, на Ближнем Востоке, отразившее значительную диф­ференциацию страновых, региональных и субрегиональных эконо­мических систем, механизмов воспроизводства, других ключевых параметров развития, позволяет видеть и частичную модификацию классической схемы в одних случаях и ее существенную трансфор­мацию — в других. История показывает, что не существует ни стро­гих закономерностей, ни автоматизма между фазами региональной интеграции, все зависит от конкретно-исторических условий в МЭО, в отдельных странах, от экономических и политических ин­тересов данных стран.

Так, в отличие от ЕС страны — члены НАФТА, создавая зону свободной торговли, не ставят задачи перейти затем к таможенному союзу (это вряд ли возможно при столь огромных различиях в эко­номических потенциалах стран — участниц объединения), но одно­временно с первых же шагов вводят определенные элементы обще­го рынка (либерализация капиталовложений, меры по сближению стан­дартов, либерализация в сфере услуг, гармонизация политики в отдель­ных сферах, например в области охраны окружающей среды и др.).

В АТЭС поставлена задача формирования (до 2020 г.) зоны сво­бодной торговли и свободного движения инвестиций. Согласно Осак-ской программе действий с 1997 г. либерализация распространяется не только на тарифные и нетарифные меры в торговле товарами, на инвестиционные потоки, но и на услуги (телекоммуникации, энер­гетику, туризм); стандарты и соответствия; интеллектуальную соб­ственность; политику конкуренции; правительственные закупки; разрешение споров; сбор информации и анализ; совместное выпол­нение решений Уругвайского раунда ГАТТ. Одновременно в рамках АТЭС один из важнейших ключевых элементов — это политиче­ский диалог.

Латиноамериканские страны стали создавать предпосылки к но­вой фазе сотрудничества с азиатскими странами АТЭС: здесь соче­таются координация связей по межрегиональным механизмам с двухсторонними каналами сотрудничества. Примером является Чи­ли. Эта страна, будучи ассоциированным членом МЕРКОСУР, а также подписав двусторонние соглашения с рядом латиноамериканских стран о зонах свободной торговли, одновременно входит в АТЭС. В последние годы Чили применяет новую стратегию, соче­тающую в себе региональный и межрегиональный уровни интегра­ции. Она создает своеобразный «мост» между тихоокеанскими странами Азии и атлантическими государствами Латинской Амери­ки — Бразилией и Аргентиной. Через особую политику либерализа­ции Чили создает «входные» ворота для азиатских товаров на юж­ноамериканские рынки и «выходные ворота» для бразильских и аргентинских товаров на рынки, расположенные по другую сторону Тихого океана.

Как в ЕС, так и в СНГ реализуется модель «разноскоростной» интеграции, предусматривающая в рамках одной интеграционной группы применение разными странами-членами различных форм интеграции. В ЕС реализуется концепция «интеграции концентри­ческих кругов» (вокруг ядра — зоны евро-валютного союза). В СНГ получила распространение модель многоуровневой интеграции: Союз России и Белоруссии, формирующих союзное государство; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); ГУАМ (после выхода из этой организации Узбекистана в 2005 г.); Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС до объединения с ЕврА­зЭС в 2005 г.). В последнее время получила развитие новая инициа­тива четырех государств: России, Белоруссии, Украины и Казахста­на о создании единого экономического пространства (ЕЭП).

Наконец, развиваются нетрадиционные интеграционные схемы и с точки зрения различных институциональных механизмов интеграции. Среди них выделяются прежде всего «западный» (основан на жесткой институциональной структуре и обязательности выполнения решений в заданные сроки всеми странам и участницам и) и «азиатский», пре­доставляющий свободу маневра для каждой страны-партнера.