Вопросы к лекции

Вывод

Современные учения о внешней торговле. Международное разделение труда

В конце XIX — начале XX в. в международной торговле про­изошли заметные изменения. Стали очевидны сдвиги в структуре внешней торговли: постепенно вырос удельный вес готовой про­дукции, доля сырья стала падать, увеличилась миграция капиталов. Это более всего относилось к торговле между промышленно разви­тыми странами того времени — США, странами Западной Европы, Японией. Перед учеными встала задача смоделировать изменяющуюся обстановку и дать некие новые теоретические обоснования.

Шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин в своих исследова­ниях пришли к выводу, что страны экспортируют те товары, в про­изводстве которых в основном используются избыточные факторы производства. Основоположником учения о факторах производства является Ж.Б. Сей, который определил три основных фактора: труд, земля и капитал. Хекшер и Олин в своей теории сравнивали только два фактора — капитал и труд. Отсюда можно сделать вывод, рассуждают шведские ученые, что одни товары являются тру­доемкими, а другие — капиталоемкими. Страны — участницы про­цесса обмена в разной степени обладают соответствующими факто­рами. Там, где трудовые ресурсы в избытке, а капиталы в недостат­ке, труд будет дешевым, а капитал — дорогим. Таким образом, страны будут стараться экспортировать те товары, которые могут быть произведены с использованием более дешевого имеющегося фактора. Импортировать более выгодно те товары, при изготовле­нии которых ощущается дефицит факторов.

Надо отметить еще одно важное обстоятельство. При достаточ­ной международной мобильности факторов производства имеется возможность замены экспорта товаров перемещением самих факто­ров между странами. Речь идет о том, что в ряде случаев выгодно строить предприятия в той стране, где какие-либо факторы дешевле, вместо того чтобы привозить туда товары. Понятно, что данная теория объясняет, почему в развивающиеся страны стали перево­диться многие производства из развитых стран. Вряд ли следует полностью доверять объяснениям, согласно которым развитые страны постарались избавиться от экологически грязных произ­водств, переместив их, например, в страны ЮВА. Сегодня производство компьютеров осуществляется практически только в этих странах, а это «чистые производства». И к такому повороту дел «привела» внешняя торговля. Это ли не масштабный фактор взаи­модействия национальных экономик?

Из теории Хекшера—Олина вытекает важный, вывод: каждая страна должна специализироваться на производстве и экспорте тех товаров, которые можно производить дешевле в денежном выраже­нии и не обязательно в единицах труда. Безусловно, надо иметь в виду, что международное разделение труда и сама внешняя торгов­ля обусловливаются различиями в обеспеченности вот этих самых регионов различными факторами (землей, наличием полезных ис­копаемых и т.д.). Таким образом, и возникают различия в ценах, становится выгодным товарообмен.

При анализе современной ситуации мы все-таки должны отме­тить, что сформулированный в данной теории тезис о факторах равновесия цен, обеспечивающих общее экономическое равнове­сие, не может быть достигнут в полной мере в международной тор­говле. Все-таки международная мобильность основных факторов недостаточна, и все равно будут возникать различия, что потом и будет сказываться на конечной цене товара.

Если следовать логике шведских ученых, то торговля особенно эффективна тогда, когда между странами отмечается большое раз­личие в структуре хозяйства, поскольку это отражает разную обес­печенность факторами производства. Действительно логично, если одна страна будет поставлять другой капиталоемкие товары, а выво­зить из нее трудоемкие. Таким образом, страны будут использовать относительную избыточность факторов. Конечно, внешняя торгов­ля должна стимулировать международные инвестиции»; способство­вать созданию предпосылок для взаимозаменяемости, усиливать межотраслевую специализацию в производстве и т.д. Тем не менее внимательный читатель наверняка исходя из некоторых особенностей современного развития России отметит, что обеспеченность страны многими факторами производства на практике не приводит к тем результатам, которые можно ожидать, внимательно рассмот­рев теорию Хекшера—Олина.

Однако это не умаляет ее значимости. В сочетании с теорией жизненного цикла теория факторов позволяет фирме, компании. Избрать эффективный вариант рыночной стратегии в мирохозяйст­венной сфере, оптимально увязывая критерии затрат факторов с Динамикой и объемами продаж на фазах жизненного цикла продукта. Еще одно обстоятельство, на которое мы хотели бы обратить внимание в теории Хекшера—Олина. Обеспечение конкурентных преимуществ посредством создания льготного режима для экспортных производств может способствовать развитию национальной экономики, а может и оказать негативное воздействие. Так, в Рос­сии отмечаются неоправданно высокие цены на одни виды товаров и неоправданно низкие — на другие. Отечественным экспортерам выгоднее поставлять на экспорт металл, лес, а не мебель и турбины. Импортировать удобнее медикаменты, товары народного потребле­ния, а не машины и технологии для их производства. Экспорт сы­рья и топлива, импорт товаров широкого потребления подкрепляли бюджет (а это краткосрочная выгода), но не способствовали пре­одолению технической и технологической отсталости. Средства, выручаемые от продажи нефти и леса, расходовались на «затыкание дыр», а не на реальное стимулирование экономического роста.

Идеи факторного подхода к международной торговле разделяли американские ученые Ф. Тауссинг, Я. Вайнер и С. Харрис. Ф. Тауссинг показал, что различия в процентных ставках и величине ис­пользуемого капитала приводят к различной структуре внешней торговли. Экспорт промышленных товаров из развитых стран явля­ется единственной возможностью развивающихся стран удовлетво­рять свои потребности вследствие отсутствия у них факторов про­изводства.

В соответствии с теорией Я. Вайнера мировая торговля и меж­дународное разделение труда несут выгоду всем странам; денежные издержки и цены в целом пропорциональны реальным издержкам. Структура экспорта и импорта определяется на основе сравнительных издержек производства; богатые страны меньше выигрывают от международной торговли, чем бедные, поэтому последним необхо­димо отказаться от протекционизма; допустимы лишь незначительные субсидии и экспортные премии некоторым отраслям промыш­ленности.

В теории С. Харриса приводятся следующие положения. Слабо­развитые страны должны заниматься разработкой естественных ре­сурсов, а развитые — промышленным производством, что должно поощряться экспортом капиталов из развитых стран.

Согласно теории эффекта масштаба страны с одинаковой обес­печенностью факторами производства выигрывают от международ­ной торговли при специализации на тех видах деятельности, где этот эффект наблюдается, т.е. происходит снижение издержек на единицу продукции по мере роста объемов производства, В этих условиях развитым .странам, обеспеченным основными факторами производства, выгодно торговать между собой продуктами тех от­раслей, в которых эффект масштаба имеет место.

Статическая, или чистая, теория международной торговли отме­чает, что возможности для нее появляются в результате различий сравнительных затратах, или сравнительных преимуществах. Страны получают выгоды, если будут экспортировать те товары, в произ­водстве которых затраты ниже, и импортировать те» на которые за­траты выше.

Таким образом, кроме меркантилистов, выводивших необходи­мость международной торговли из задачи увеличения запасов золо­та и драгоценностей в стране, сторонники всех основных научных концепций видят ее в экономических преимуществах международ­ного разделения труда.

Крупномасштабное развитие конкурентоспособных отраслей, ориентированных на внешний рынок, конечно, дает стране выиг­рыш, но порой отвлекает средства от других отраслей. Это отмеча­лось в бывшем СССР, когда происходил рост поставок нефти за границу, а вырученные средства направлялись опять на развитие нефтяной промышленности. Сегодня Россия является поставщиком сырья на экспорт и крайне зависит от мировых цен. Рост предло­жения приводит к снижению мировых цен, и это уже было не раз в новейшей российской истории. Но даже если мировые цены оста­ются неизменными, быстрорастущий экспортный сектор начинает перетягивать мобильные факторы производства из других секторов, что отнюдь не ведет к росту эффективности национальной эконо­мики.

В этом контексте можно отметить феномен, получивший назва­ние «голландская болезнь». Суть его в том, что Голландия, страна с развитой промышленностью, после начала разработки углеводород­ных месторождений в Северном море неожиданно обнаружила, что ее промышленный экспорт стал падать, приходить в упадок. Ин­тенсивная разработка нового экспортного ресурса может привести к так называемому «разоряющему росту». Большие прибыли в новом секторе подстегнули спад в традиционных отраслях, где голланд­ские фирмы занимали прочные позиции.

Ученые обращают внимание на то, что концепция факторов производства не всегда способна учесть все многообразие факторов, влияющих на внешнюю торговлю, на развитие национальной эко­номики. Так, теория Хекшера—Олина вряд ли может внятно объ­яснить, почему Швейцария специализируется на экспорте фарма­цевтических товаров, Италия — на экспорте обуви. Справедливости ради скажем, что такая попытка была предпринята М. Портером, выдвинувшим в 1980— 1990-х годах теорию международной конку­ренции, о чем будет подробно сказано ниже.

Что можно было бы выделить, характеризуя масштабность свя­зей национальных экономик через призму торговли товарами и ус­лугами, на сегодняшнем этапе мирового развития? Как отмечалось в предыдущих разделах, воспроизводственный процесс в каждой стране и в каждом регионе сегодня все больше зависит от характера и форм связей в мировом хозяйстве. Тенденции его развития поро­ждены и сопровождаются усиливающейся интернационализацией производства, общемировым характером научно-технической рево­люции, кардинальным изменением роли средств информации, коммуникации и стандартизации, состоянием ресурсов планеты. Своеобразие отношений, возникающих в сфере мирохозяйственных связей, заключается также в тесном переплетении и взаимодейст­вии, с одной стороны, экономических процессов, а с другой — по­литических, демографических, экологических и др.

За последние три десятка лет существенно ускорилась интерна­ционализация производства, что происходило под воздействием научно-технической революции, придавшей самому этому Процессу качественно новый, необратимый характер. Бурное развитие техники и технологий еще более углубило международное разделение тру­да, и в силу беспрецедентного расширения ассортимента выпускаемой продукции, исключительно высокой степени специализации отдельных производств делает нерентабельным и практически -не­возможным обеспечение производства всех видов продушин свои­ми силами для удовлетворения потребностей жителей любой стра­ны- В последние годы специализация в выпуске полуфабрикатов и узлов достигла исключительно больших масштабов. Даже такое на­циональное достояние Германии, практически ее символ - автомо­биль «Мерседес» — и то более чем наполовину производится за ру­бежом: дешевле, удобнее, лучше.

Росту специализации и кооперации производства, а следова­тельно, международной -торговли товарами и услугами способствуют многие факторы, в том числе: увеличение минимальных и опти­мальных размеров предприятий; экономическая выгода от крупно­серийного и массового производства; ускорение морального износа и быстрая обновляемость ассортимента промышленных изделий; расширение и углубление тематики научных и проектных работ. Достаточно сказать, что компьютерная техника сегодня устаревает уже спустя всего полгода. Разве все страны способны раз в полгода внедрять новые научные разработки в компьютерном производстве?

Многие страны, где внутренний рынок не отличается большой емкостью, специализируются на производстве отдельных товаров и в массовом порядке поставляют их за рубеж. В результате до 70- 90% выпускаемой продукции, особенно узлов, полуфабрикатов, и оставляется на экспорт. Это относится не только к малым и средним странам. Отдельные отрасли экономики крупнейших стран мира производят свою продукцию для внешнего рынка. В данном кон­тексте можно отметить авиационную промышленность США, германские заводы по производству насосов и компрессоров, итальян­скую обувную отрасль, французскую винодельческую промышленность.

Обратим внимание также на следующее. Экономический обмен между странами, как отмечалось в разд. I, основывается на между­народном разделении труда общего типа (по сферам производства), частного типа (между отраслями этих сфер) и единичного (специа­лизация по отдельным агрегатам и т.д.) и, наконец, информацион­но-технологического. Интернационализация производства все боль­ше выражается в развитии специализации промышленного произ­водства не по конечной продукции, а по деталям, узлам, агрегатам. Ее еще называют подетальной специализацией. Основываясь на меж­дународной статистике, отметим, что в настоящее время в мире превалирует международное разделение труда единичного типа, ес­ли основываться на стоимостных показателях, и общего типа, если исходить из физических показателей (тонн, м3 и т.д.).

Интернационализация производства, особенно при изготовле­нии технически сложных и наукоемких изделий, объективно подве­ла страны к разграничению производственных усилий непосредст­венно на уровне теперь уже и технологических процессов. Отсюда и изменения в структуре мировой торговли. Мощные транснацио­нальные корпорации, имеющие филиалы, предприятия, отделения во многих странах мира, широко используют возможности меж­фирменного обмена. Это ведет к росту объемов кооперационных поставок и товарооборота между странами.

Экономический обмен между странами все больше принимает форму заранее согласованных поставок товаров между предпри­ятиями этих стран, которые работают в режиме реальной коопера­ции. К призеру, американские авиационные заводы «Боинг», юж­нокорейские судостроительные верфи «Хюндаи» никогда не будут выпускать свою продукцию для неизвестного потребителя. Никто не будет вкладывать огромные средства в строительство супертан­кера, не получив конкретного заказа, бизнес-плана, банковских гарантий. И все это в силу упомянутых причин.

Итак, отметим, что интернационализация производства в усло­виях научно-технической революции, которую мы считаем перма­нентной (не путать с теорией перманентной революции, выдвину­той в начале XX в. и относящейся к общественной жизни!), на практике демонстрирует невозможность «все производить самим» и развиваться «с опорой на собственные силы». Эффективное разви­тие национальных промышленных комплексов возможно только путем активного использования преимуществ международного раз­деления труда.

Интернационализация производства, мировая торговля не могут развиваться без соответствующей инфраструктуры. Отдельные ее элементы возникли еще при зарождении мировой торговли, формировании мирового рынка. Так, мировое судоходство соединяло континенты с давних времен. Оно сыграло важнейшую роль в ста­новлении мирового рынка услуг, в данном случае транспортных. Транспортные услуги в мировом экспорте коммерческих услуг до сих пор составляют треть, а это примерно 350 млрд. долл., или 4,5% суммы мирового экспорта товаров и услуг.

Важнейшей задачей всех стран, имеющих выход к морю, явля­ется использование, этого преимущества для строительства портов и оказания услуг по перевалке товаров международной торговли, и не только чисто транспортных. Это заставляет их развивать вспомога­тельные производства для обслуживания, международной торговли, строить новые предприятия. Так, Сингапур, поставив перед собой политико-экономические цели, используя географические преиму­щества, стал самым крупным портом мира и сегодня обслуживает практически полностью евро-азиатскую торговлю в качестве пере­валочного порта. Развивая морские порты и морские перевозки, КНР стала самым крупным производителем контейнеров (70% ми­рового производства).

Развитие железнодорожных перевозок грузов мировой торговли объективно заставляет металлургию «держаться в тонусе». Автомо­бильные перевозки грузов международной торговли поставили пе­ред рядом стран — производителей грузовых автомобилей задачу поистине революционную. Страны Западной Европы резко повыси­ли требования к экологическим параметрам грузовых и легковых ав­томобилей; необходимо полностью перестраивать, например России, всю автомобильную промышленность. Отечественные КАМАЗы, «Уралы» и т.д. уже не пускают в Европу. Вот конкретный пример действительно масштабного влияния мирового рынка услуг на на­циональные экономики, масштабного фактора связи национальных экономик.

На сегодняшнем этапе научно-технической революции огром­ное значение приобрела мировая сеть информационных коммуни­каций. На протяжении 1990-х годов произошли такие крупные из­менения в области информатики, которые оказали действительно революционное влияние на многие стороны жизни общества.

Для формирования мировой инфраструктуры чрезвычайно, важ­ное значение имеет унификация и стандартизация статистических данных об экономическом и социальном развитии стран. Экономи­ческое сотрудничество стран, эффективная организация товаропо-токов, товаропроводящих сетей, особенно в международном кон­тексте, требуют чрезвычайно тонкой настройки всех элементов. В условиях жесткой конкуренции на мировых товарных рынках и постоянной борьбы за снижение издержек на всем пути движения товара — от производства до передачи его конечному потребителю — необходима четкая работа статистической инфраструктуры. Все это диктуется очевидными потребностями экономических операторов, действующих на мировых рынках товаров и услуг.

Основной формой международных экономических отно­шений является международная торговля товарами, услугами. За последние три десятка лет существенно ускорилась ин­тернационализация производства, что происходило под воз­действием научно-технической революции, придавшей са­мому этому процессу качественно новый, необратимый ха­рактер,

Бурное развитие техники и технологий еще более углубило международное разделение труда и в силу беспрецедентно­го расширения ассортимента выпускаемой продукции, ис­ключительно высокой степени специализации отдельных про­изводств делает нерентабельным и практически невозмож­ным обеспечение производства всех видов продукции свои­ми силами для удовлетворения потребностей жителей любой страны.

 

1.Мировой рынок нефти

2.Рынок сталелитейной продукций, черной и цветной металлургии

3.Рынок товаров химической промышленности

4.Мировая торговля сельскохозяйственной продукцией

5.Мировой рынок машиностроительной продукции

6.Мировой рынок вооружений

7.Мировые рынки услуг

8.Мировые рынки технологий и информации