Субъекты мирового хозяйства

Вопросы к лекции

Тема № 2. Мировое хозяйство и национальная экономика

Выводы

Крупные структурные сдвиги в международном разделе­нии труда складываются в важнейший фактор формирования мирового хозяйства. Международное разделение труда служит объединяющим началом, которое, собственно, и стоит у истоков возникновения мирового хозяйства как системы. Важ­нейший фактор мирового хозяйства — конечно же, мировая торговля: крупномасштабное перемещение товаров и услуг.

Мировое хозяйство как совокупность национальных хо­зяйств сложилось сравнительно недавно. Становление миро­вого хозяйства завершилось к началу XX в. Началом нового пе­риода в развитии мирового хозяйства следует считать 1990-е годы. Исчезновение мировой социалистической системы вне­сло существенные изменения в расклад сил мировой системы экономических координат.

К основным показателям, характеризующим развитие ми­рового хозяйства, можно отнести ВВП, ВВП на душу населения, мировой экспорт и импорт, численность и плотность населе­ния, численность занятых, продолжительность жизни населения, смертность и рождаемость, выброс С02 в атмосферу и др.

  1. Субъекты мирового хозяйства
  2. Основные модели хозяйственного развития стран
  3. Национальная экономическая безопасность в контексте развития мирового хозяйства
  4. Международная энергетическая безопасность

В мировом хозяйстве экономическая, хозяйственная деятельность осуществляется субъектами мирового хозяйства, которые в принципе не отличаются от субъектов, действующих на национальном экономическом пространстве.

Субъекты мирового хозяйства — это экономически обособленные операторы, обладающие финансовыми, производственными, организационно-правовыми и информационными возможностями для осуществления хозяйственной деятельности на мировом экономическом пространстве. В число субъектов мирового хозяйства входят национальные государства, международные экономические интеграционные группировки, транснациональные компании, международные экономические и финансовые организации, компании и корпорации, которые способны самостоятельно определять, развивать и использовать факторы производства.

Основным субъектом мирового хозяйства исторически является государство. Как совокупность государственных органов и организационных структур оно занимает особое место в осуществлении мирохозяйственных связей. Главной целью государства является создание таких условий, при которых происходило бы как можно более широкое развертывание имеющихся и создаваемых ресурсов в соответствии с растущим уровнем производительности и высокими требования мирового рынка. Можно обозначить два направления Участия государства в этой сфере: обеспечение условий для эффективной мирохозяйственной деятельности и непосредственное участие в системе международных экономических связей через государственные предприятия.

В последующих главах показано, что производительность является коренным вопросом уровня жизни в данной стране, и для ее постоянного роста и эффективного участия в международном обмене экономика должна постоянно совершенствоваться, т.е. государство и правительство должны непрерывно развивать факторы производства.

Что следует сделать, чтобы государство как субъект мирового хозяйства действительно являлось его активным субъектом, а не играло в международном обмене второстепенные роли? Роль государства и его органов состоит в создании таких условий, при которых субъекты национального хозяйства имели бы возможность эффективно развивать свой бизнес. Речь идет о разработке, принятии и соблюдении эффективных законов и законодательных актов, способствующих развитию факторов производства, соблюдению правил справедливой конкуренции и т.д. Государство должно формировать благоприятную политико-экономическую среду, способствующую развитию конкурентных преимуществ своих экономических операторов и их эффективной деятельности на мировых рынках.

Роль государства состоит в правильном выборе целей и приоритетов развития факторов производства, соблюдении баланса в рамках национального экономического комплекса, развитии и защите его пропорциональности, создании структурообразующих мощностей, защите национальной экономики от возможного деструктивного воздействия внешней среды. Государство принимает меры по созданию такого делового климата в экономике, при котором экономические операторы смогли бы повышать уровень своих конкурентных преимуществ, развивать технологии и методы проникновения и закрепления на передовых сегментах науки и техники. Используя свои ресурсы, в том числе и административные, государство должно создавать условия для возникновения новых, более производительных и эффективных отраслей. Однако, как показывает мировая практика, государству, правительству следует непосредственно вмешиваться главным образом в те отрасли или области деятельности, в которых компании, частный бизнес не в состоянии функционировать или активно инвестировать в силу ряда причин.

Государство и правительство, будучи субъектом мирового хозяйства, должно проводить такую политику, при которой компании были бы исключительно заинтересованы в неуклонном обновлении и совершенствовании технологии производства, во внедрении научных достижений; осуществить политику создания наукоемких производств, что дает национальным компаниям высокие конкурентные преимущества на мировом рынке. Государство и правительство должны отдавать себе отчет в том, что выход на мировой рынок с конкурентными преимуществами, основанными на таких источниках, как огромные природные ресурсы, дешевая рабочая сила, необоснованный (девальвированный) валютный курс и некоторые другие позиции, не представляется глубоко обоснованным и не имеет долгосрочных перспектив. Требуется создание условий, для того чтобы компании имели возможность конкурировать на мировом рынке за счет создания и поставок дифференцированной продукции.

Экономическая политика государства как субъекта мирового хозяйства, стремящегося закрепить и развивать свое участие в международном обмене, строится исходя из того, что создание конкурентных преимуществ для своих компаний, как правило, занимает не менее десяти лет, а не четыре-пять — срок, на который обычно выдается мандат правительству, после чего оно может поменяться.

В каждой стране имеется свой набор отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке. В этом ее уникальность, которую, впрочем, следует подкреплять, развивая новые источники конкурентного преимущества. Государство принимает экономические и политические решения, в том числе и в выборе моделей развития, которые должны эффективным образом сказаться на национальной экономике в целом и на ее участии в международном обмене. Важно, чтобы государство не копировало экономические модели других стран, преуспевших от их внедрения. Задача государства — понять глубинные движущие силы и основы того, в чем страна может преуспеть, провести такие политические решения, которые способствовали бы закреплению за ней статуса крупного игрока в мировом хозяйстве.

Экономическую оценку роли государственных предприятий в национальном и мировом хозяйстве можно дать исходя из показателя добавленной стоимости. Государственные предприятия представляют собой структуры, находящиеся в собственности или управлении государства, которые получают основную прибыль за счет продаж товаров и услуг. Сюда же входят предприятия, в которых государству принадлежит меньшая часть акций, при условии, что характер распределения остальных акций обеспечивает ему эффективное управление.

По состоянию на начало 2003 г. этот показатель составлял 17% мирового совокупного ВВП, или 6,2 трлн долл. Таков вклад государственных предприятий в национальное и мировое хозяйство. Следует отметить, что в зависимости от уровня дохода в мире этот показатель варьируется от 10 до 18%. В странах с высоким доходом он составляет 17%, в странах с низким доходом — 11, со средним —15% . Примечательно, что в таких промышленно развитых странах, как Франция, Нидерланды, Дания и некоторых других, госпредприятия формируют даже более 21% ВВП. В России — примерно 16-17%.

Крупными игроками в мировом хозяйстве являются корпорации с международным участием. В экономической литературе встречается несколько терминов, которые, на наш взгляд, требуют уточнения. Международные корпорации представляют собой крупные объединения промышленных, торговых, транспортных, банковских компаний, деятельность которых выходит за пределы страны базирования и обеспечивает им благоприятные условия для производства, транспортировки, сбыта товаров и услуг. Обычно это акционерные компании с участием предпринимателей разных стран.

Возникновение международных корпораций связано с углублением международного разделения труда, специализации и кооперации производства. Участие предприятий и фирм в международном разделении труда объективно приводит к углублению специализации, переброске некоторых производств за рубеж, концентрации производства и капитала, росту объемов и масштабов производства в целом. Это связано в первую очередь со стремлениями компаний снизить издержки производства с помощью системного поиска новых возможностей. Наличие производств за рубежом, но в рамках одной компании позволяет активно использовать различные технологии по экономии денежных средств путем внутрифирменного расчета, «перебрасывать» издержки производства также внутри компании и т.д.

Немаловажно и то, что увеличение масштабов производства, укрупнение компаний являются объективными результатами острой конкурентной борьбы в мирохозяйственной сфере. Такие компании могут позволить себе серьезные затраты на НИОКР, эффективную рекламу и другие вложения финансовых средств, чтобы играть действительно видную роль в мировом хозяйстве.

В экономической литературе выделяют три вида международных компаний: транснациональные корпорации (ТНК), многонациональные корпорации (МНК) и международные корпоративные союзы (МКС).

ТНКкрупные экономические компании, имеющие преимущественно однонациональный акционерный капитал и однонациональный контроль за ее деятельностью. Работа за рубежом организуется через сеть филиалов и дочерних компаний (отличие филиалов от дочерних компаний состоит в том, что филиалы не имеют хозяйственной самостоятельности и не ведут хозяйственной деятельности). К крупнейшим ТНК относятся такие компании, как Exxon Mobil (США), British Petroleum (Великобритания) в нефтяной промышленности, Evergreen (Тайвань) на транспорте, Nestle (Швейцария) в пищевой промышленности и др.

МНК-это корпорации, концерны, производственные единицы, тресты, синдикаты, картели, которые являются международными потому что контроль над ними осуществляет не одна страна. В свое время к ним применялся термин «международная монополия». Так исторически сложилась в случае с компанией Royal-Dutch-Shell- энергетической компанией, которая была создана с участием английских и голландских предпринимателей. Достаточно широко в конце 1990-х годов обсуждалась в бизнес-среде сделка о создании германо-американского концерна Daimler-Chrysler. Уже давно и успешно функционирует англо-голландский химический концерн Unilever. В настоящее время МНК не имеют в мире бизнеса такого влияния, как ТНК, что во многом объясняется достаточно просто: стороны не имеют доминирующего по отношению друг к другу положения, и это в принципе не вызывает излишней внешней агрессии.

МКСЧаще всего создаются как специализированные объединения, обычно в виде консорциумов, для решения крупных задач с большими инвестициями в научные взыскания, в производство и т.д. наиболее известным примером служит создание европейскими странами по такой схеме международного концерна Airbus Industries для производства аэробусов.

Как отмечалось, на начало 2002г. В мире насчитывалось 65 тыс. ТНК и 850 тыс. их филиалов и дочерних предприятий по всему миру. ТНК являются крупнейшим структурообразующими составляющими мировой экономики, оборот продукции которых сопоставим с объёмом международной торговли.

Международные экономические организации являются особым субъектом мирохозяйственных отношений. Однако не все. Согласно определению, данному нами в начале параграфа, к таким субъектам относятся организации, непосредственно осуществляющие хозяйственную, финансовую деятельность. Это прежде всего крупные, мощные международные банковские и финансовые структуры, созданные на взносы стран-членов и пополняющие свои счета за счет масштабной хозяйственной/финансовой деятельности. В 1944г. В соответствии с решениями Бреттонвудской конференции были созданы две международные финансовые организации: Международный валютный фонд (МВФ) и Международные банк реконструкции и развития (МБРР).

В настоящие время в МВФ входят 182 государства-члена. Фонд был создан для содействия сбалансированному росту мировой торговли, устойчивости валютных курсов, предоставления странам - членам кредитных ресурсов и т.д. Каждый член МВФ имеет свою долю в совокупном капитале фонда — квоту, выражаемую в международных счетных единицах SDR (специальные права заимствования — СПЗ). От размера квоты зависит и число голосов, которые имеет государство — член МВФ. Ресурсы МВФ используются на общеэкономические цели, становление рыночного хозяйства, преодоление масштабных финансово-экономических кризисов и т.д.

МБРР в настоящее время входит в Группу Всемирного банка. После Бреттонвудской конференции по мере развития мирового хозяйства возникла необходимость в создании еще нескольких финансово-экономических институтов, деятельность которых в основном направлена на оказание содействия развивающимся странам. В этой связи в Группу Всемирного банка вошли как МБРР, так и новые организации.

МБРР, членами которого могут быть только страны — члены МВФ, первоначально основное внимание уделял восстановлению экономики западноевропейских стран. С 1960-х годов в центре внимания Банка оказались развивающиеся страны. МБРР в основном финансирует крупные и долгосрочные проекты предпочтительно инфраструктурного характера: строительство дорог, водопроводных сетей, портов и т.д.

В тот же период были созданы Международная финансовая корпорация (МФК) для стимулирования частного сектора в развивающихся странах, Международная ассоциация развития для содействия беднейшим странам, Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА) для стимулирования инвестиций в странах-членах. Все эти организации объединены в Группу Всемирного банка.

В последние годы заметно усилилась деятельность международных региональных валютно-финансовых и кредитных организаций. Так, Азиатский банк развития финансирует крупные проекты в Азии преимущественно инфраструктурного назначения. Африканский банк развития концентрирует свою деятельность на своем континенте и выделяет средства на цели развития бедных стран.

Межамериканский банк развития в основном занимается финансированием энергетики, сельского хозяйства, отраслей, имеющих отношение к пищевой промышленности.

На европейском континенте действуют свои международные финансовые институты. Так, в начале 1990-х годов был создан Европейский банк реконструкции и развития. Его основной целью было объявлено содействие переходу к рыночным отношениям странами Центральной и Восточной Европы.

К наиболее крупным валютно-финансовым и кредитным учреждениям мира относится Европейский инвестиционный банк, преимущественно действующий на пространстве Европейского союза.

Международные экономические интеграционные группировки объединены сегодня в 29 официальных организаций, но их роли не равнозначны. Самой крупной международной интеграционной организацией является Европейский Союз, который функционирует с мая 2004 г. Он включает 25 государств-членов, составляющих единое экономическое пространство и переходящих на общую валюту. ЕС сегодня — сильнейший субъект мирового хозяйства, доля которого на мировом рынке товаров и услуг превышает треть общемирового объема. Согласно проекту разрабатываемой конституции он стремится к созданию по существу конфедеративного формирования государства.

Растет роль и таких интеграционных группировок, как: Северо-американская ассоциация свободной торговли —NAFTA (НАФТА), которая объединяет США, Канаду и Мексику;MERCOSUR, объединившая Бразилию, Аргентину, Парагвай и Уругвай, и др.

Наконец, несколько слов скажем о компаниях, ассоциациях, объединениях, играющих заметную роль на мировых рынках, в мирохозяйственных отношениях, но не являющихся по своему характеру международными или государственными. К ним относятся частные компании, например в сфере авиаперевозок, в аэрокосмической отрасли, в отрасли вооружений. На самом деле таких компаний много, они весьма активно действуют на мировом рынке и в зависимости от ситуации могут менять свой деловой имидж, создавая производства и филиалы за рубежом, т.е. переходя в стан ТНК, или, наоборот, закрывая их и опять становясь чисто национальными компаниями. Однако в данном случае речь идет о теоретическом варианте трансформации компаний, являющихся крупными субъектами мирового хозяйства.