Интеграция в мировую экономику

В процессе интеграции СПЭ в мировое хозяйство можно выде­лить несколько направлений.

1. Страна, вступившая на путь рыночных преобразований, стре­мится быть понятой и поддержанной в своих реформах мировым сообществом в целом и мировыми экономическими лидерами в частности. Это объясняется потребностью в методологической и экономической помощи со стороны других стран и международных организаций.

Переходной экономике требуется режим наибольшего благо­приятствования во внешнеэкономических связях для минимизации неизбежного трансформационного спада.

Как следствие, начинается процесс активного сотрудничества с международными экономическими организациями, такими, как МВФ, Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития, Евросоюз и т.п. Практика показывает, что такое сотруд­ничество может приносить как положительные, так и отрицатель­ные результаты. Отсутствие должного опыта у самих организаций, неизбежные политические требования к стране, обратившейся за помощью, рост внешней задолженности — все это может привести к плачевным последствиям.

Внешние заимствования предполагают взаимодействие с Па­рижским и Лондонским клубами кредиторов, что также подразуме­вает дополнительную нагрузку на экономику и возможные санкции за срывы в обслуживании внешнего долга.

Вообще, для стран с кризисной или переходной экономикой не редкость ситуация, когда обязательства по взятым кредитам не мо­гут быть выполнены. Такая невозможность называется «дефолтом». Привлечение средств в виде кредитов требует от государства проду­манной денежно-кредитной политики и строгого контроля за их целевым использованием.

Интенсифицируется участие стран в региональных и субрегио­нальных экономических группировках. Причем зачастую такие группировки создаются самими странами с переходными экономи­ками. В региональном масштабе наиболее значимыми из них являются ЦЕФТА — Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (Болгария, Македония, Румыния и Хорватия), ШОС — Шанхайская организация сотрудничества (Россия, Китай, Казах­стан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан), а также СНГ и другие ор­ганизации на постсоветском экономическом пространстве (ЕврАзЭС, Союз РБ, ОЦАС и др.).

Отдельно стоит вопрос отношений со Всемирной торговой ор­ганизацией (ВТО). Большинство стран с переходной экономикой к настоящему времени уже являются членами ВТО, другие (напри­мер, Россия, Украина, Казахстан, Армения, Македония) ведут пере­говоры о вступлении. Членство в ВТО, с одной стороны, открывает зарубежные рынки для национальных товаров и услуг, способствует развитию экономики. С другой стороны, предполагающееся откры­тие внутреннего рынка для иностранных компаний может привести к банкротству целых отраслей, не готовых для деятельности в усло­виях свободной конкуренции. Лишь взвешенная, сбалансированная позиция руководства страны по срокам и условиям вступления в ВТО поможет избежать этих проблем.

2.Существует необходимость выбора сценария социально-экономического развития страны. Именно такой выбор определит в дальнейшем место и роль государства в мировой экономике и меж­дународном разделении труда1.

Поскольку механизм рыночных отношений сам по себе не га­рантирует «правильного» развития экономики, то подобные реше­ния должны приниматься на государственном уровне при тщатель­ной проработке всех деталей вопроса.

Обозначим два сценария развития экономики: технологический и сырьевой. При этом имеется в виду, что либо сырьевые, либо вы­сокотехнологичные отрасли становятся локомотивом экономиче­ского роста. Слабость переходной экономики, недостаток финансо­вых ресурсов, мировая конъюнктура не позволяют развивать оба направления одинаково. То есть выбор, к примеру, сырьевого сце­нария не означает отказа от высокотехнологичных отраслей в эконо­мике. Просто акцент в развитии делается именно на сырьевые отрас­ли, а сырье будет преобладать в структуре экспорта, и доходы от этой отрасли будут формировать значительную часть бюджета страны.

Таким образом, речь идет о некоей пропорции между этими от­раслями, и доминирующие отрасли дают название сценарию развития.

Процесс выбора сценария экономического развития определя­ется такими моментами, как:

1)имеющаяся структура экономики;

2)традиционное место в международном разделении труда и мировой торговле;

3)конъюнктура мирового рынка в динамике;

4)степень взаимодействия, взаимосвязанности между сырьевы­ми и высокотехнологичными отраслями;

5)оценка уровня запасов сырья, качества и количества научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);

6)эффективность производства в отраслях;

7)содействие или противодействие других стран и международ­ных организаций;

8)социальные последствия внутри страны.

Вообще, не следует забывать, что в условиях считающейся свобод­ной конкуренции на мировом рынке процесс конкурентной борьбы между странами идет весьма активно и жестко. Страны — экономиче­ские лидеры стараются навязать странам со слабой экономикой то место в мировой экономике, которое устраивает лидеров. Как прави­ло, предлагается выступать в роли поставщика дешевой рабочей силы, сырья или продуктов низкой степени обработки (полуфабрикаты).

Для достижения этих целей используются разные способы — политическое давление, финансовая помощь в обмен на конкрет­ные обязательства, экономические санкции, компрометация дейст­вующих и потенциальных компаний-конкурентов, их фактическое устранение с рынка (приобретение контрольного пакета акций и последующее банкротство или перепрофилирование предприятия).