Достижение целей переходного периода
Вступление ряда стран Восточной Европы в Евросоюз в значительной мере явилось лишним подтверждением тому, что они признаны мировым сообществом как страны с рыночной экономикой. Не случайно этим странам присваивают разные определения типа «ведущие реформаторы», «консолидированные рыночные экономики», «победители» и т.д. Однако означает ли это, что они завершили трансформационный процесс (а ведь Россия также удостоилась статуса страны с рыночной экономикой)?
Действительно, по многим параметрам они уже соответствуют или вплотную приблизились к уровню стран с развитой рыночной экономикой. Так, в странах Восточной Европы в течение всего трансформационного периода наблюдался быстрый рост масштабов частного сектора (табл. 4.1), а, как известно, широкое распространение частной собственности выступает одним из определяющих условий рыночной экономики. Даже учитывая относительную недостоверность оценок, относящихся к началу этого периода, рост выглядит впечатляющим. Правда, и в ряде стран СНГ этот показатель также выглядит вполне достойно.
Таблица 4.1 Доля частного сектора в ВВП (%)
Страна | Годы | |||||||
Новые члены Евросоюза | ||||||||
Венгрия | ||||||||
Латвия | ||||||||
Литва | ||||||||
Польша | ||||||||
Словакия | ||||||||
Словения | ||||||||
Чехия | ||||||||
Эстония | ||||||||
Юго-Восточная Европа | ||||||||
Албания | ||||||||
Болгария | ||||||||
Босния и Герцеговина | ||||||||
Македония | ||||||||
Румыния | ||||||||
Сербия и Черногория (Югославия) | ||||||||
Хорватия | ||||||||
СНГ | ||||||||
Азебайджан | ||||||||
Армения | ||||||||
Белоруссия | ||||||||
Грузия | ||||||||
Казахстан | ||||||||
Киргизия | ||||||||
Молдова | ||||||||
Россия | ||||||||
Таджикистан | ||||||||
Туркменистан | ||||||||
Узбекистан | ||||||||
Украина | ||||||||
Другими успешными областями трансформации можно назвать:
•степень либерализации цен: по мнению западных экспертов, страны Восточной Европы практически полностью соответствуют стандартам развитых государств, т.е. контролируются лишь цены на жилье, транспорт и продукцию естественных монополий (чуть-чуть отстают представители республик бывшей Федеративной Югославии — словенцы, хорваты, сербы, боснийцы и македонцы). Из стран СНГ лидерами в этом отношении называют Армению, Грузию и Киргизию, а аутсайдерами — Белоруссию, Турменистан и Узбекистан;
•уровни внешнеторгового и валютного регулирования почти во всех странах Восточной Европы («подзадержались» Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория) также адекватны господствующим представлениям. Страны СНГ в данной сфере отличаются большей дифференциацией: половина соответствует западным представлениям, а другая половина — не заслуживает даже средних оценок.
Вместе с тем среди экономистов доминирует точка зрения, что рыночной экономики в чистом виде не существует, поэтому не существует и некоего единственного параметра, по которому можно было бы судить о завершении перехода. Ведь переходные процессы от одного состояния к другому происходят в экономике любой страны, независимо от экономической модели.
Такой подход позволяет многим аналитикам и международным организациям заявить, что трансформация на этом отнюдь не завершилась, а продолжается. В частности, даже к странам, вступившим в ЕС, предъявляется еще довольно много претензий в отношении неполной завершенности некоторых процессов, не говоря про другие государства с переходной экономикой.
В качестве мер, призванных устранить имеющееся несоответствие, транформирующимся странам предлагается решить ряд задач макроэкономической и структурной политики, включающий достаточно традиционный, хотя и во многом справедливый, набор рекомендаций:
•поддержание высокого уровня инвестиций;
•сохранение и повышение конкурентоспособности экономики;
•создание предприятий мелкого и среднего бизнеса;
•усиление конкурентных начал в экономике;
•структурная реорганизация традиционных промышленных зон;
•изменение бюджетно-налоговой и денежной-кредитно политики и т.п.
Поэтому, несмотря на официальные изменения в статусе ряда СПЭ, следует полагать, что достижение конечной цели перехода может выглядеть как попытка достижения линии горизонта: по мере приближения к ней она будет постоянно отдаляться. По всей видимости, сокращение разрыва между передовыми рыночными странами и постсоциалистическими государствами требует значительно большего времени, чем считалось в начале трансформации.