Достижение целей переходного периода

Вступление ряда стран Восточной Европы в Евросоюз в значи­тельной мере явилось лишним подтверждением тому, что они при­знаны мировым сообществом как страны с рыночной экономикой. Не случайно этим странам присваивают разные определения типа «ведущие реформаторы», «консолидированные рыночные экономи­ки», «победители» и т.д. Однако означает ли это, что они заверши­ли трансформационный процесс (а ведь Россия также удостоилась статуса страны с рыночной экономикой)?

Действительно, по многим параметрам они уже соответствуют или вплотную приблизились к уровню стран с развитой рыночной экономикой. Так, в странах Восточной Европы в течение всего трансформационного периода наблюдался быстрый рост масштабов частного сектора (табл. 4.1), а, как известно, широкое распростра­нение частной собственности выступает одним из определяющих условий рыночной экономики. Даже учитывая относительную не­достоверность оценок, относящихся к началу этого периода, рост выглядит впечатляющим. Правда, и в ряде стран СНГ этот показа­тель также выглядит вполне достойно.

 

Таблица 4.1 Доля частного сектора в ВВП (%)

 

Страна Годы    
 
Новые члены Евросоюза      
Венгрия  
Латвия    
Литва      
Польша
Словакия  
Словения  
Чехия  
Эстония    
Юго-Восточная Европа      
Албания      
Болгария  
Босния и Герцеговина      
Македония        
Румыния  
Сербия и Черногория (Югославия)      
Хорватия    
  СНГ      
Азебайджан          
Армения          
Белоруссия          
Грузия          
Казахстан          
Киргизия          
Молдова          
Россия          
Таджикистан          
Туркменистан          
Узбекистан          
Украина          
                 

 

Другими успешными областями трансформации можно назвать:

степень либерализации цен: по мнению западных экспертов, страны Восточной Европы практически полностью соответст­вуют стандартам развитых государств, т.е. контролируются лишь цены на жилье, транспорт и продукцию естественных монополий (чуть-чуть отстают представители республик быв­шей Федеративной Югославии — словенцы, хорваты, сербы, боснийцы и македонцы). Из стран СНГ лидерами в этом от­ношении называют Армению, Грузию и Киргизию, а аутсай­дерами — Белоруссию, Турменистан и Узбекистан;

уровни внешнеторгового и валютного регулирования почти во всех странах Восточной Европы («подзадержались» Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория) также адекватны господ­ствующим представлениям. Страны СНГ в данной сфере от­личаются большей дифференциацией: половина соответствует западным представлениям, а другая половина — не заслужи­вает даже средних оценок.

Вместе с тем среди экономистов доминирует точка зрения, что рыночной экономики в чистом виде не существует, поэтому не су­ществует и некоего единственного параметра, по которому можно было бы судить о завершении перехода. Ведь переходные процессы от одного состояния к другому происходят в экономике любой страны, независимо от экономической модели.

Такой подход позволяет многим аналитикам и международным организациям заявить, что трансформация на этом отнюдь не за­вершилась, а продолжается. В частности, даже к странам, вступив­шим в ЕС, предъявляется еще довольно много претензий в отно­шении неполной завершенности некоторых процессов, не говоря про другие государства с переходной экономикой.

В качестве мер, призванных устранить имеющееся несоответст­вие, транформирующимся странам предлагается решить ряд задач макроэкономической и структурной политики, включающий доста­точно традиционный, хотя и во многом справедливый, набор реко­мендаций:

•поддержание высокого уровня инвестиций;

•сохранение и повышение конкурентоспособности экономики;

•создание предприятий мелкого и среднего бизнеса;

•усиление конкурентных начал в экономике;

•структурная реорганизация традиционных промышленных зон;

•изменение бюджетно-налоговой и денежной-кредитно поли­тики и т.п.

Поэтому, несмотря на официальные изменения в статусе ряда СПЭ, следует полагать, что достижение конечной цели перехода может выглядеть как попытка достижения линии горизонта: по ме­ре приближения к ней она будет постоянно отдаляться. По всей видимости, сокращение разрыва между передовыми рыночными странами и постсоциалистическими государствами требует значи­тельно большего времени, чем считалось в начале трансформации.