Гегемония развитых стран в мировой экономике

Между развитыми государствами существует сильная конкуренция за обладание мировым доходом. В этой борьбе США пока заметно впереди. Попытки других стран (и не только развитых) применить стратегию «догоняющего развития» пока не увенчались успехом. В частности, в 1950 г. объем ВВП на душу населения даже в Западной Европе составлял 50% от уровня США, а к 2004 г. возрос только до 80% (причем динамика этого приближения не является поступатель­ной: аналогичный уровень уже достигался странами Западной Европы в 1990 г., но затем последовало снижение до 60—65% в 2000—2001 гг.).

Темпы роста американской экономики по-прежнему опережают показатели основных конкурентов (табл. 21.2). Впрочем, и другие развитые страны также не отстают от лидера, намного опережая остальной мир по совокупности основных макроэкономических показателей, по качеству жизни, степени конкурентоспособности, уровню потребления и т.п.

Таблица 2 Темпы прироста реального ВВП (%)

 

Страна Годы
   
ЕС 2,4 1,7 2,5 3,0 2,9 3,6 1,7 1,0 0,9 2,4 1,6
США 2,5 3,7 4,4 4,3 4,1 3,8 0,2 2,4 3,2 4,2 3,5
Япония 2,0 3,6 1,8 "1,1 0,1 2,5 0,3 0,1 1,8 2,3 2,8

 

Развитые страны, располагая столь значительными преимущест­вами в социальной и экономической сферах и, видимо, рассматри­вая их как естественное следствие их приоритета в развитии ры­ночных отношений, считают сохранение такого положения и в бу­дущем вполне логичным и даже необходимым. В качестве основно­го инструмента поддержания доминирующей роли развитых стран в мировой экономике избрана линия на усиление либерализации внешнеэкономической политики развивающихся стран. Преимуще­ства такой стратегии для развитых стран состоят примерно в сле­дующем:

•облегчается перемещение товаров, которые отсутствуют или дефицитны в развитых странах (в основном это касается топ­ливно-энергетических и минерально-сырьевых товаров);

•приток материальных ресурсов способствует поддержанию темпов экономического роста в развитых странах;

•снижаются барьеры для перетока западных капиталов из од­них развивающихся стран в другие и из развитых стран в раз­вивающиеся;

•упрощается проникновение ТНК на рынки развивающихся стран (к примеру, зарубежные активы компаний США состав­ляют 2,5 трлн долл.).

Вместе с тем либерализация внешнеэкономической сферы таит в себе и определенные опасности для развивающихся государств:

•консервируется отсталое состояние национальной промыш­ленности;

•не развивается внутренний рынок из-за экспортной ориента­ции размещенных на территории развивающихся стран ТНК;

•усиливается вероятность разбалансированности национальной экономики вследствие монокультурного экспорта.

Конечно, подобное разграничение плюсов и минусов либерали­зации относительно, тем более что развивающиеся страны пытают­ся противодействовать такой политике. В 1960—1970-е годы им удалось зафиксировать в специальной главе ГАТТ свое право на проведение протекционистской политики, удалось добиться введе­ния системы преференций для товаров из третьего мира на рынках развитых государств.

Но силы все же остаются неравными. США и другие ведущие мировые державы, заинтересованные в дальнейшей либерализации внешнеэкономической политики всех стран, в качестве инструмен­та давления на оппонентов используют различные международные организации, и прежде всего наиболее влиятельные из них — МВФ и ВТО. К примеру, МВФ соглашается на оказание поддержки стра­нам, оказавшимся в тяжелом экономическом положении, исключительно при условии проведения ими четко выраженной либералист-ской политики (предусматривающей монетарные рестрикции, при­ватизацию, сокращение социальных программ и т.д.); мировые экономические лидеры настойчиво пытаются включить экологиче­ские и трудовые стандарты в соглашения, заключаемые по линии ВТО. Так называемая «социальная оговорка», в частности, подразу­мевает свободу организации объединений, свободу заключения кол­лективных договоров, недопущение трудовой дискриминации, при­нудительного и детского труда, т.е. то, чем развивающиеся страны как раз похвастаться не могут. Именно поэтому не случайно в XXI в. заметно усилились антиамериканские настроения во всем мире (даже в самих США).