Англоязычный Модернистский роман

Английский модернистский роман сложился в первой трети XX века, достигнув своего расцвета в 1920-е годы. Оригинальность модернистского романа состоит в том, что он объединил разные тенденции в искусстве, соединил в себе на первый взгляд несоединимые элементы, присущие, с одной стороны, роману эпохи зрелого романтизма 1840-1860-х годов, а с другой — роману натуралистическому, возникшему в 1880-е годы.

Передовиками модернистского направления в англоязычной литературе считаются ирландский писатель Джеймс Джойс, стоявший у истоков формирования романа «потока сознания», «романа-реки», автор «Портрета художника в юности» и «Улисса», Вирджиния Вулф, Дэвид Герберт Лоуренс, (в поэзии мэтром модернизма признан Томас Стернз Элиот). Во французской литературе жанр романа «потока сознания» активно развивается Марселем Прустом в семи томах (!) его хроники «В поисках утраченного времени. Апогей развития жанра приходится на раннее творчество американского писателя Уильяма Фолкнера – «Шум и ярость» (1926 г.), «Дикие пальмы» (1929 г.), «Авессалом, Авессалом» (1936 г.).

Как всякое новое явление, модернизм в начале своего возникновения отличается крайней эстетической интенсивностью, что выражается в огромном числе экспериментов, формальных взрывов и революций, происходивших как в Великобритании и США, так и в других странах: России, Германии, Франции. И каждый из писателей-модернистов «первого ряда» внес свой вклад в обновление и развитие европейской и мировой литературы.

Даже в пределах творчества одного писателя могут быть отражены самые великие достижения модернизма («Улисс» Джойса) и его тупик («Поминки по Финнегану»), новое понимание традиции (Элиот), признание за русской литературой права быть органичной и необходимой частью мирового литературного процесса (В. Вулф).

Вместе с тем различные группировки и течения отразили совершенно очевидно некоторые общие черты. Прежде всего, зависимость литературы от психологических изысканий З. Фрейда, влияние психоанализа на концепцию искусства, на понимание творчества как формы сублимации (термин буквально означает вытеснение; имеется в виду замена энергии одного вида другим видом, например, сексуальная энергия может переходить в творческую). Еще одной фигурой, оказавшей существенное влияние на формирование английского модернизма, был Джордж Фрейзер. Его двенадцатитомное исследование «Золотая ветвь» посвящено эволюции человеческого сознания от магического к религиозному и научному.

Ключевое понятие для модернистского романа – «поток сознания». Провозглашая технику потока сознания единственно верным способом познания индивидуальности, модернисты открыли зависимость художественного образа (как основного инструмента изображения человека и мира) от мифа, ставшего структурообразующим фактором (т.е. началом, которое формирует структуру или особенности построения повествования).

Очевидные признаки модернизма:

· отказ от существующих стереотипов и систем, реорганизация и перестановка отдельных элементов этого материала, приспособление к новому строю, окончательно не сформировавшемуся;

· текучесть жизни и мысли, отказ от однолинейной зависимости причины и следствия;

· разъединение вещей, ранее казавшихся неразъемными;

· война против всякой определенности, культ относительности и дезинтеграции.

Роман «потока сознания» отразил всю противоречивость духовных устремлений человека. Эта эстетическая тенденция нашла яркое воплощение в знаменитом на весь мир романе-эпопее ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс». С точки зрения Джойса, духовная Вселенная человека ХХ в. характеризуется тем, что соединяет в себе великое и смешное, необычное и обыденное, высокое и низкое, могучие порывы духа, слабости и пороки. Изображая человека, Джойс показал «жалкий и одновременно величественный хаос человеческой души». Такой ракурс зрения был непосредственным выражением концепции человека, по отношению к которому писатель проявлял свою «огромную жалость, огромное сострадание и любовь».

Средством осуществления этой задачи на уровне стилистики было варьирование разных стилевых пластов – от героически возвышенного до пародийно-комического. В понимании писателя пародийность и профанация как качества стиля порождены неспособностью современного человека к героическому сознанию, к серьезному и цельному отношению к действительности, в которой он живет; но, с другой стороны, эти стилевые доминанты отражают критичность мышления современного человека, неприятие общих взглядов и вкусов, готовность выйти за пределы литературной моды и литературных штампов. Так, например, персонаж романа «Улисс» Стивен Дедал весьма иронически относится к идее эллинизации искусства, которую многие из его современников, представлявших мир литературы и литературную моду, воспринимали как панацею от всех бед, ошибочно полагая, что искусство может в корне преобразовать современный мир, если придать ему черты, близкие или конгениальные культуре эллинов.

Джойс гениально показал процесс «убывания человеческой души», душевную и духовную энтропию как характерную черту культуры начала ХХ в., обусловленную общеевропейским кризисом культуры.