Деление художественной литературы на роды и виды. Эпос. Лирика. Драма. Предмет и способы изображения, существенные особенности

Лекция 3.

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ МЕЙОЗА

У организмов, размножающихся половым путем, в результате мейоза образуются гаплоидные клетки, хромосомные наборы которых сливаются, формируя диплоидный набор зиготы. Если бы не было мейоза, слияние гамет приводило бы к удвоению числа хромосом в каждом новом поколении, полученном половым путем.

Мейоз создает также возможности для возникновения в гаметах новых комбинаций генов, что является причиной появления новых признаков у потомства. Этому способствуют:

1. Случайное слияние яйцеклетки и сперматозоида при оплодотворении.

2. Кроссинговер в профазе первого деления мейоза.

3. Независимое расхождение гомологичных хромосом в анафазе первого деления мейоза.

4. Независимое расхождение хроматид в анафазе второго деления мейоза.

Это процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки, при котором восстанавливается диплоидный набор хромосом. Этапы его следующие:

1. Сближение гамет. Гаметы вырабатывают особые гормоны – гамоны, которые стимулируют движение сперматозоидов по направлению к яйцеклетке. По мере движения сперматозоиды активизируются, приобретая оплодотворяющую способность (капацитация).

2. Контакт гамет. В этот момент происходит акросомная реакция, ферменты акросомы растворяют оболочки яйцектетки, центриоль и ядро сперматозоида проникают внутрь.

3. Активация яйцеклетки. Вещества сперматозоида приводят с ложным физико-химическим процессам внутри яйцеклетки, отслоению и отвердеваниию желточной оболочки (кортикальная реакция). Это в предотвращает проникновение в яйцеклетку нескольких сперматозоидов (полиспермии). Тем временем яйцеклетка завершает мейоз, и начинается быстрый синтез белков.

4. Стадия двух пронуклеусов. Ядерная ДНК сперматозоида и яйцеклетки удваиваются, ядра приобретают генетическую характеристику n2c и сближаются.

5. Синкарион. Оба пронуклеуса сливаются, образуется ядро с генетической характеристикой 2n4c, т.е. появляется зигота, которая вскоре делится, образуя два бластомера с генетической характеристикой 2n2c.

Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три главных рода: эпос, лирику, драму, а внутри рода – на виды, так называемые жанры. Литературные роды сформировались в самый ранний период существования человеческого общества. Один из известных современных филологов и философов Г. Гачев рисует такую картину зарождения и развития литературных родов: эпос изображал общую жизнь людей, жизнь человеческого рода; с выделением отдельного человека в родоплеменной общности возникает лирика как выражение чувств человека; а с постепенным формированием личностного начала в человеке возникает возможность столкновения личностей – и появляется драма.

Аристотель определяет общее содержание всех литературных родов как «подражание жизни», а различия между ними – следующим образом: «Подражать… можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя… (эпос), или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица (лирика), или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных (драма)».

Принадлежность произведения к определенному литературному роду определяет пути и способы работы с ним на уроке литературы.

Поэтому прежде чем говорить о конкретной методике работы над художественным произведением, надо разобраться в этой проблеме, поскольку в практике на уроках литературного чтения приходится встречаться с тем, что лирическое стихотворение учитель предлагает детям пересказывать и составлять к нему план.