Тема Миссия организации. Цели и задачи в системе современного менеджмента
Миссия организации – это выражение философии и смысл существования организации.
Миссия обычно детализируется статусом предприятия, декларируется принцип его работы, заявления и намерения руководства, а также дается определение самых важных характеристик.
Миссия не должна зависеть от текущего состояния дел организации. В целом она выражает устремленность к будущему и показывает на что будут направлены усилия и какие ценности при этом будут приоритетными.
!!! В миссии не принято в качестве главной цели указывать получение прибыли. Прибыль как миссия существенно ограничивает пути развития организации и может привести к неэффективной работе.
Миссия формулируется высшим руководством, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь. Центральным моментом миссии является главный вопрос: Какова главная цель организации?
В содержании миссии существуют 2 подхода:
1 подход, где акцент ставится на интересах, ожиданиях, ценностях, ориентированных на потребителей. Н-р, предоставление дешевого транспорта.
2 подход, где акцент ставится на качество и дает предоставление о компании, стиле руководства, характере работы. Н-р, честность, открытость, работа в единой команде.
Цель организации – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация.
Поставленные менеджером цели фирмы используются для установления стандартов, для оценки эффективности организации и дает общий ориентир для деятельности.
Целью может быть: либо приобретение, либо сохранение определенных факторов.
Цели всегда основаны на гипотезах развития фирмы в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.
Характеристики целей:
1) цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая цели в конкретных формах, руководство создает четкую базу для последующих решений и оценки хода работы;
2) цели должны быть ориентированны во времени. В первую очередь, формулируются долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных;
3) цели должны быть достижимы. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации;
4) цели должны взаимо поддерживать друг друга. Т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели не должны идти в противоречие с другими целями.
Задачи – это конкретные шаги, достижение которых желательны к определенному моменту времени в пределах периода на который рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации и поддаются количественной характеристике.
Задачу часто определяют, как приписанную работу или серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, !!!задачи предписываются не работнику, а его должности. Поскольку каждая должность включает ряд задач, необходимых для достижения целей организации.
Задачи в организации делятся на 3 категории:
1) работа с людьми (задача с людьми);
2) работа с предметами (задача рабочего в цехе);
3) работа с информацией (задача менеджера).
Требования, которые предъявляются к целям в организации:
1) необходимость выведения целей из следующих вопросов:
- в чем состоит наш бизнес;
- чем он будет;
- чем он должен быть;
Т.е. цели не должны быть абстрактными.
2) операциональность целей, т.е. цели должны преобразовываться в конкретные задачи и рабочие задания. Они должны быть пригодными в качестве базиса и мотивации для исполнения;
3) нацеленность на концентрацию ресурсов и усилий, т.е. среди многочисленных целей необходимо выбирать фундаментальные для того, чтобы сосредоточить для него имеющиеся ресурсы;
4) множественность целей – организации призваны решать большое количество проблем, следовательно, целью может быть не только получение прибыли, но и накопление средств необходимых для продолжения деятельности организации. Предоставление возможности сотрудникам реализовать себя и достижение передовых позиций на рынке;
5) формулирование целей во всех областях, от которых зависит выживание организаций (производство, маркетинг, финансы, персонал, инновации и менеджмент).
Возможные цели в различных областях.
В области инноваций:
цели: завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции.
В области маркетинга:
цели: выход на 1-ое место по продаже определенных товаров и услуг; создание определенного имиджа для товара.
В сфере производства:
цели: достижение наивысшей производительности труда; повышение эффективности.
В финансовой сфере:
цели: сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов и их рациональное использование.
В сфере управления персоналом:
цели: создание условий, необходимых для развития творческого потенциала работников; повышение их заинтересованности и удовлетворенности работой.
В области менеджмента:
цели: определить критические области управленческих воздействий.
Типология целей (классификация:
I. По периоду установления: бывают стратегические, тактические, оперативные.
II. По содержанию: экономические, социальные, организационные, политические, научные.
III. По сфере действия: маркетинговые, производственные, инновационные, финансовые, кадровые, административные.
IV. По среде: внутренние и внешние.
V. По приоритетности: особо приоритетные, приоритетные и прочие.
VI. По измеримости: количественные и качественные.
VII. По повторяемости: постоянные и разовые.
VIII. По иерархии: цели организации и цели структурных подразделений.
IX. По стадии жизненного цикла: проектирование и создание объекта; цели роста; цели зрелости и цели завершения.
Дерево целей – это удобный и апробированный на практике инструмент, который реализует системный подход к определению состава целей и задач менеджмента.
При помощи дерева целей описывается и упорядочивается иерархия целей в организации.
Существуют определенные правила построения последовательной декомпозиции главной цели на подцели:
1) общая цель должна содержать описание конечного результата;
2) при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;
3) при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их достижения;
4) подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга и не выводимы друг из друга;
5) фундамент дерева целей должны составлять задачи, т.е. конкретные работы, которые могут быть выполнены определенным способом в установленные сроки;
6) количество уровней зависит от сложности и масштабности поставленных целей и от орг. структуры;
7) важным моментом цели полагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики, в аспекте развития за определенный период времени. При разработке перспективных планов предприятия используется динамическая модель.