В каждом из первых трех чтений происходит согласование спорных вопросов в порядке, установленном Бюджетным кодеком РФ.

Рассмотрение и утверждение бюджетов

 

До 1 августа текущего года на рассмотрение Государственной Думы носится проект федерального закона о тарифах страховых взносов в го­сударственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год. Банк России до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредит­ной политики на очередной финансовый год. Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.

Совет Государственной Думы утверждает комитеты Государственной Думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета (профильные комитеты). Для рассмотрения каж­дого раздела (в отдельных случаях — подраздела) назначается не менее двух комитетов, одним из которых является Комитет по бюджету.

Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на... год» на­правляется:

• в Совет Федерации РФ;

• в комитеты Государственной Думы;

• другим субъектам права законодательной инициативы для внесения
замечаний и предложений;

• в Счетную палату РФ на заключение.

Бюджетный кодекс РФ в настоящее время регламентирует порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в четырех чтениях. При рассмотрении Государственной Думой представляемого проекта в первом чтении обсуждаются его кон­цепция, прогноз социально-экономического развития РФ, основные на­правления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансиро­вания дефицита федерального бюджета. Обсуждаются также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;

дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к его расходам на очередной финансовый год, а также источники покрытия дефицита федерального бюджета;

общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального Закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Рф Государственная. Дума должна провести эту работу в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в первом чтении.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального за­кона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются:

расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ;

распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ;

основные показатели государственного оборонного заказа;

• расходы федерального бюджета на финансирование национальных проектов федеральных целевых программ;

федеральная инвестиционная программа на очередной финансовый год;

• государственная программа вооружения на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета;

• программы предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год;

• программы предоставления средств федерального бюджета на воз­вратной основе по каждому виду расходов;

• программы государственных внешних и внутренних заимствований РФ;

• программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год;

• перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов (абзацев)), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четвертом чтении Государственная Дума рассматривает в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. В четвертом чтении он голосуется в целом, внесение поправок не допускается. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации РФ в по­рядке, предусмотренном Конституцией РФ.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон «О федераль­ном бюджете на... год» рассматривается Советом Федерации РФ в течение 14 дней со дня представления Думой. Одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ и со дня его официального опубли­кования в средствах массовой информации.

Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу с начала очередного финансового года в случае его непринятия Государственной Думой до 15 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу данного закона по другим причинам до 1 января очередного года. Тогда Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В настоящее время активно обсуждается вариант порядка рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в трех чтениях.