В каждом из первых трех чтений происходит согласование спорных вопросов в порядке, установленном Бюджетным кодеком РФ.
Рассмотрение и утверждение бюджетов
До 1 августа текущего года на рассмотрение Государственной Думы носится проект федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год. Банк России до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год. Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.
Совет Государственной Думы утверждает комитеты Государственной Думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета (профильные комитеты). Для рассмотрения каждого раздела (в отдельных случаях — подраздела) назначается не менее двух комитетов, одним из которых является Комитет по бюджету.
Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на... год» направляется:
• в Совет Федерации РФ;
• в комитеты Государственной Думы;
• другим субъектам права законодательной инициативы для внесения
замечаний и предложений;
• в Счетную палату РФ на заключение.
Бюджетный кодекс РФ в настоящее время регламентирует порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в четырех чтениях. При рассмотрении Государственной Думой представляемого проекта в первом чтении обсуждаются его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета. Обсуждаются также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
• доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;
• дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к его расходам на очередной финансовый год, а также источники покрытия дефицита федерального бюджета;
• общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального Закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Рф Государственная. Дума должна провести эту работу в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в первом чтении.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются:
• расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
• распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ;
• основные показатели государственного оборонного заказа;
• расходы федерального бюджета на финансирование национальных проектов федеральных целевых программ;
• федеральная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
• государственная программа вооружения на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета;
• программы предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год;
• программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;
• программы государственных внешних и внутренних заимствований РФ;
• программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год;
• перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов (абзацев)), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четвертом чтении Государственная Дума рассматривает в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. В четвертом чтении он голосуется в целом, внесение поправок не допускается. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации РФ в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.
Принятый Государственной Думой Федеральный закон «О федеральном бюджете на... год» рассматривается Советом Федерации РФ в течение 14 дней со дня представления Думой. Одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.
Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу с начала очередного финансового года в случае его непринятия Государственной Думой до 15 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу данного закона по другим причинам до 1 января очередного года. Тогда Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.
В настоящее время активно обсуждается вариант порядка рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в трех чтениях.