Составление проектов бюджетов

 

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива орга­нов исполнительной власти. Осуществляют и координируют эту работу Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Концептуальное значение для составления проекта федерального бюд­жета имеет Бюджетное послание Президента РФ, для бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов — основные направления бюджетной и налоговой политики на соответствующей территории на очередной финансовый год. Бюджетная политика должна способствовать поддержанию устойчивых темпов экономического роста, снижению социального неравенства, до­стижению высокой эффективности государственных расходов и резуль­тативности бюджетного процесса.

Исходными макроэкономическими показателями для составления про­екта бюджета являются: объем и темп роста ВВП в очередном финансовом году; уровень инфляции (отношение темпа роста цен — декабрь очередного финансового года к декабрю текущего).

Очевидно, что для составления проекта бюджета необходимы опреде­ленные сведения, к которым относятся данные:

• о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;

• предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из
бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

• видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной
системы РФ на другой;

• нормативах финансовых затрат на предоставление государственных
или муниципальных услуг, и др.

До разработки проекта бюджета составляется целый ряд социально-экономических и финансовых планов, которые в отличие от бюджета не утверждаются в форме закона, но имеют важное значение с точки зрения, во-первых, обоснованности бюджета, во-вторых, возможности определения результатов действия бюджетной политики.

Первостепенное значение имеет прогноз социально-экономического развития территории. Его разрабатывают на основе имеющихся данных и прогноза социально-экономического развития территории соответственно на последний отчетный период и до конца базового года, а также тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год Прогноз предшествует составлению проекта бюджета, основными его показателями являются: индекс потребительских цен; ВВП; объемы промышленной продукции, продукции сельского хозяйства, инвестиций в основной капитал, розничного товарооборота, импорта и экспорта, плат­ных услуг населению; среднемесячная заработная плата; уровень прожи­точного минимума; численность безработных; другие показатели.

В целях развития российских регионов осуществляется переход от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты РФ и муниципальные обра­зования к дополнительной мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться путем повышения эффективности госу­дарственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленного на стимулирование проведения реформ в регионах.

Реализация среднесрочных программ экономического развития требует расширения горизонтов бюджетного планирования на основе внедрения темы перспективного финансового планирования.

 

Перспективный финансовый план (ПФП) — это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о про­гнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. ПФП разрабатывают в целях:

• информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

• комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

• выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;

• отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

ПФП разрабатывается исходя из необходимости создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ и федерального бюджета, макроэкономической стабильности, предсказу­емости и преемственности бюджетной, налоговой, таможенной, долговой и денежно-кредитной политики, исполнения действующих и принимаемых обязательств РФ1.

ПФП разрабатывается на три года: первый год — это год, на который составляется бюджет, последующие два года — плановый период, на про­тяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. ПФП формируется по укрупненным показа­телям бюджетной классификации, ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономи­ческого развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

ПФП разрабаты­вается в три этапа. На первом этапе формируются и одобряются основные показатели сводного финансового баланса РФ, а также сценарные условия (как правило, в двух вариантах — ожидаемом и базовом), включая основ макроэкономические показатели, параметры и приоритеты социально-экономичесого развития РФ на среднесрочную перспективу. На втором эmane разрабатываются и утверждаются основные показатели ПФП (не менее чем в двух вариантах), а также основные направления долговой политики. На третьем этапе утверждается окончательный проект ПФП, подготовленный на основе одобренного Правительством РФ варианта основных показателей ПФП. Цель составления ПФП - определение основных параметров (характеристик) .бюджетной системы РФ, в том числе федерального бюджета, а также установление предельных объемов бюджетов субъектов бюджетного планирования1 в плановом периоде. Для координации взаимодействия последних при разработке ПФП и проекта федерального бюджета создается Бюджетная комиссия.

В настоящее время все большую значимость в процессе разработки проектов бюджетов получают бюджетные целевые программы, в том числе федеральные и ведомственные. Раскроем эти понятия.

Бюджетная целевая программареализуемая (планируемая) субъектом бюджетного планирования (подведомственной ему федеральной службой или федеральным агентством) федеральная целевая программа, подпрограмма федеральной целевой программы или ведомственная целевая программа.

Федеральная целевая программа— увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-кон­структорских, производственных, социально-экономических, организаци­онно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффектив­ное решение системных задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

Отдельная статья Бюджетного кодекса РФ раскрывает содержание долгосрочных целевых программ.Они разрабатываются органом исполни­тельной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверж­дению соответствующим законодательным (представительным) органом власти, представительным органом местного самоуправления. Долгосроч­ная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать: технико-экономическое обоснование; прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов ре­ализации указанной программы; наименование ее заказчика; сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам.

Кроме данных программ, в последнее время усиливается роль и значе­ние ведомственных целевых программ. Ведомственная целевая програм­ма— утвержденный (планируемый к утверждению) либо выделяемый в аналитических целях субъектом бюджетного планирования комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), способ­ствующий решению конкретной тактической задачи субъекта бюджетного планирования.

В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны со­держаться следующие основные характеристики бюджета:

• общий объем доходов и расходов, дефицит (профицит) бюджета;

• прогнозируемые доходы по подразделениям бюджетной классификации доходов бюджетов РФ;

• нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передава­емых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;

• расходы бюджета по подразделениям функциональной классификации расходов бюджетов РФ;

• общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

• расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

• объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий —по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь;

• распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;

• другие показатели, определенные Бюджетным кодексом РФ, законами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.

В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны быть определены источники финансирования дефицита бюджета, верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год со­ставляются:

• прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;

• инвестиционная программа на очередной финансовый год;

• план развития государственного или муниципального сектора экономики;

• структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;

• программа предоставления государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год;

• оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот;

• оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год;

• другие документы и материалы, предусмотренные бюджетным законодательством.

Важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса является бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Это понятие определяет методы распределения и собственно распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зави­симости от достижения конкретных утвержденных плановых результатов предоставления услуг в соответствии со среднесрочными приоритетами, определенными для указанных отраслей, и в пределах прогнозируемых на среднесрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов1. Цель внедрения БОР в рамках среднесрочного финансового планирования заключается в повышении эффективности управления государственными (муници­пальными) финансами, бюджетными потоками в субъектах РФ.

Для оперативного внедрения БОР при соблюдении принципов целе­сообразности (создание условий для достижения определенных целей социального и экономического развития),результативности (получение измеримого положительного социального и экономического эффекта без отрицательных последствий) и экономичности (достижение сопоставимых или более высоких целей при расходах на их достижение на уровне не выше тех, которые осуществлялись при применении сметного принципа) необходимо обеспечить:

*четкое понимание всеми участниками этого процесса предназначения и принципов БОР как системы эффективного менеджмента в сфере общественных финансов и услуг общественного сектора;

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по решению результативности бюджетных расходов» БОР должно стать доминантой бюджетного процесса в Российской Федерации.

• формирование комплексной методологической и организационно-методической основы практического применения БОР для составления проекта бюджета и среднесрочного финансового плана различными субъ­ектами бюджетного планирования.

 

3. Рассмотрение и утверждение бюджетов

Порядок представления, рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется:

для федерального бюджета — Бюджетным кодексом РФ;

бюджета субъекта РФ — законом субъекта РФ;

местного бюджета — правовыми актами органа местного самоуправления.

Принимая во внимание принцип самостоятельности бюджетов, законо­дательным (представительным) органам власти субъектов РФ и местного f самоуправления предоставлено право самостоятельно определять процедуру рассмотрения проекта закона, (решения) о бюджете и его утверждения. При этом должно быть обеспечено рассмотрение и утверждение проекта закона (решения) до начала очередного финансового года.

Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

На примере федерального бюджетаизложим организацию его рассмотрения и утверждения. Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект Федерального закона «О федеральном бюджете на ... год», одновременно представляя пакет документов, рас­четов, прогнозных оценок, аналитических материалов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, а также других показателей, дополнительно необходимых депутатам для конструктивного анализа бюджета.

Ст. 192 Бюджетного кодекса РФ регламентирует следующий перечень документов, необходимых для представления одновременно с проектом федерального бюджета (на очередной финансовый год):

—предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;

—прогноз социально-экономического развития РФ;

— основные направления бюджетной и налоговой политики;

— план развития государственного и муниципального секторов экономики;

— прогноз Сводного финансового баланса на территории РФ;

— прогноз консолидированного бюджета РФ;

— основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального и консолидированных бюджетов субъектов РФ;

—национальные проекты, проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета;

—проект федеральной инвестиционной программы;

—проект государственной программы вооружения (в рамках госу­дарственной программы вооружения, утверждаемой Президентом РФ на десятилетний период);

—проект программы приватизации государственных и муниципальных
предприятий;

—расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов
и дефициту федерального бюджета;

—проект программы государственных внешних заимствований РФ;

—проект программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам;

—проект структуры государственного внешнего долга РФ по видам
задолженности и с разбивкой по отдельным государствам;

—другие документы и материалы, предусмотренные бюджетным законодательством.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство РФ вносит в Государствен­ную Думу проекты следующих федеральных законов:

• «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ
о налогах и сборах» (при необходимости);

• «О бюджетах каждого из государственных внебюджетных фондов РФ»;

• «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон „ О бюджетной классификации Российской Федерации"» (при необходимости).