Товарные знаки, промышленные образцы и изобретения

 

Введение

Среди множества функций, которые ВОИС выполняет в целях осуществления всемирного содействия охране прав интеллектуальной собственности, существует функция административного управления специальными договорами и конвенциями. В этом модуле вы узнаете о роли ВОИС в управлении системами охраны товарных знаков, промышленных образцов и изобретений. Международная охрана товарных знаков и промышленных образцов осуществляется посредством двух систем регистрации: Мадридской системы для товарных знаков и Гаагской системы для промышленных образцов. Ведущий, с точки зрения доходности, договор, административные функции которого выполняет ВОИС и который упрощает процедуру испрашивания патентов в различных странах, называется Договором о патентной кооперации (PCT).

Данный модуль начинается с описания международных систем регистрации.

Системы регистрации

 

Над сколькими различными международными системами регистрации осуществляет административные функции ВОИС?

Фактически существуют три системы. Это система, известная как Мадридская система, которая предназначена для международной регистрации товарных знаков и регулируется двумя взаимодополняющими договорами: Мадридским соглашением и Мадридским протоколом. Затем система международной регистрации, или более правильно, международного депонирования промышленных образцов, которая регулируется Гаагским соглашением. Третьей и наиболее крупной системой с точки зрения поступления доходов является Договор о патентной кооперации, который облегчает процесс подачи заявок на патенты в различных странах. Следует упомянуть еще одну систему, связанную с международной регистрацией наименований мест происхождения в соответствии с Лиссабонским соглашением. Однако последняя из числа упомянутых систем в действительности не затрагивает частных обладателей прав промышленной собственности, и поскольку наименования мест происхождения регистрируются по просьбе правительств, то большая часть деятельности ВОИС связана с охраной товарных знаков, промышленных образцов и изобретений посредством международной регистрации.

Мадридская система:
Международная регистрация товарных знаков

Теперь прослушайте следующий звуковой фрагмент, касающийся того, каким образом Мадридская система содействует международной охране товарных знакоМожет ли заявитель получить международный товарный знак на основе Мадридской системы?

Для ответа на этот вопрос я вначале должен объяснить, как действует международная система регистрации товарных знаков. Какое-то лицо подает международную заявку в Международное бюро ВОИС в Женеве, и в этой заявке указываются присоединившиеся к этим договорам страны, в которых данное лицо желает получить охрану. Мы регистрируем знак и затем направляем его в страны, которые были указаны, причем, эти страны имеют возможность отказать в предоставлении охраны. Эти страны обычно проводят экспертизу, как если бы заявка была подана непосредственно им, и применяют свои обычные национальные критерии. Если они отказывают в предоставлении охраны, нам направляется уведомление об отказе и это фиксируется в Международном реестре в отношении знака для данной страны. Иными словами, любому лицу гарантируется международная регистрация, однако будет ли предоставлена в соответствии с этой регистрацией охрана в данной стране, определяется этой страной.

Рис. 1 описывает процесс международной регистрации товарных знаков.

Прослушайте следующий звуковой фрагмент с тем, чтобы узнать больше о роли Международного бюро ВОИС.

Итак, роль Международного бюро заключается в получении международных заявок с последующей их рассылкой в указанные страны. А проводит ли оно какую-нибудь экспертизу товарных знаков?

Оно не проводит экспертизу по существу. Есть в основном два существенных вопроса, которые исследуют национальные ведомства. Один вопрос состоит в том, способен ли знак функционировать в качестве товарного знака, другими словами, способен ли он отличать товары и услуги, а другой вопрос заключается в том, не вступает ли он в конфликт со знаком, уже получившим охрану на имя какого-то другого лица. И в разных странах подходы к проведению экспертизы такого рода значительно отличаются. В одних странах проводится полная экспертиза, в других не проводится. Международное бюро не проводит никакой экспертизы в отношении этих существенных аспектов и оставляет это право на усмотрение законодательства заинтересованных стран. Однако Международное бюро, прежде всего, рассматривает соответствие заявки формальным требованиям, установленным в договорах и инструкциях, главным образом для того, чтобы удостовериться в наличии необходимых данных в заявке на регистрацию товарного знака. Оно также проводит экспертизу перечня товаров и услуг, в отношении которого испрашивается охрана товарного знака, и который должен сопровождать любую заявку на регистрацию товарного знака. Эти товары и услуги должны быть проклассифицированы в соответствии с Международной классификацией, известной как Ниццкая классификация, и Международное бюро несет общую ответственность за последовательное применение Классификации. Итак, Международное бюро проводит экспертизу документов заявки по форме и экспертизу на соответствие классификации товаров и услуг установленным требованиям. Это означает, что данную работу не приходится выполнять получающим ведомствам, поскольку они знают, что получают надлежащим образом поданные и надлежащим образом проклассифицированные заявки.

Итак, роль Международного бюро ВОИС заключается в получении заявок на охрану товарных знаков в ряде указанных стран. ВОИС проверяет, чтобы заявка была правильно оформлена и, если это так, регистрирует знак, а затем направляет его в указанные страны. Экспертиза по существу может быть проведена в указанных странах, если их законы это предписывают.

Нужно ли, в соответствии с Мадридской системой, лицу регистрировать его товарный знак в его, скажем, родной стране до того, как он подаст международную заявку?

Да, в этом заключается основное требование международной системы регистрации. Когда, свыше ста лет тому назад, система зарождалась, она в действительности предполагалась как средство распространения охраны, предоставляемой отечественной регистрацией, на другие страны Мадридского союза. С тех пор система стала более утонченной и более сложной, однако сохранился основной принцип, согласно которому вы должны, прежде всего, или иметь регистрацию в вашей стране происхождения, или, если международная заявка оформляется исключительно в соответствии с Протоколом, по крайней мере, подать заявку на регистрацию в вашей родной стране.

Вы пользуетесь международной системой, испрашивая Мадридскую регистрацию, однако после того, как вы подали международную заявку, получен отказ в регистрации товарного знака в родной стране по национальной заявке. Что происходит в этой ситуации?

Если получен отказ в регистрации товарного знака по национальной заявке, это, конечно, окажет соответствующее влияние на международную регистрацию. В течение пяти лет существует зависимость между национальной охраной и международной охраной. Однако в упомянутом вами случае, когда получен отказ в регистрации товарного знака по национальной заявке, предположительно, очень скоро после истребования международной регистрации, и, следовательно, в течение пятилетнего срока, это приведет к аннулированию международной регистрации. Если отказ на национальном уровне является лишь частичным, тогда и аннулирование будет соответственно частичным.

На какой срок вы можете получить охрану товарного знака?

На самом деле вы можете пользоваться его охраной в течение неограниченного срока, однако в международной системе, а также в национальных системах вам приходиться время от времени продлевать срок действия регистрации. Международная регистрация продлевается путем уплаты пошлин через каждые десять лет, и я думаю, что десять лет становятся стандартным сроком на национальном уровне, однако, как я сказал, не существует ограничения относительно количества возможных продлений.

Таким образом, Мадридская система является полезным инструментом, с помощью которого пользователи товарных знаков могут в одно и то же время обратиться за охраной в ряде стран. Однако решение о том, отказать или не отказать в предоставлении охраны конкретному товарному знаку в конкретной стране, зависит от соответствующей национальной системы. Если в предоставлении охраны не отказано, она может продлеваться неограниченно.

Гаагская система:
Международная охрана промышленных образцов

Как отмечается во вступлении к этому модулю, Гаагская система охраны касается охраны промышленных образцов. Следующий звуковой фрагмент отвечает на вопрос: «Каково точное значение промышленного образца?»

Каково точное значение промышленного образца?

Это внешнее оформление изделия, например, определенные графические элементы или линии, либо контуры, цвета или форма, либо материалы изделия или его орнаментальный вид. Это что-то такое, что, в сущности, является декоративным в противоположность функциональному, что-то такое, что приятно для глаза.

Промышленный образец – это объект интеллектуальной собственности, относящийся к внешнему виду и форме изделия, и его не следует смешивать с изобретением, охраняемым патентом.

 

 

Итак, каково различие между промышленным образцом и изобретением?

Патент - это техническое новшество. Говоря другими словами, изобретением является решение, которое должно отличаться от уже известного какими-то новыми и неочевидными техническими признаками, тогда как промышленный образец - это внешний вид изделия, которое с технической точки зрения может не быть оригинальным, однако с точки зрения эстетики или внешнего вида является новым и оригинальным.

Не могли бы вы привести пример изделия, в котором использован промышленный образец, и пример изделия, подпадающего под охрану патента на изобретение?

Хорошо, возьмем, например, новый штопор: мы можем представить такой штопор, который работает лучше известных, он превосходит их технически и упрощает извлечение пробки из бутылки. Это пример штопора, созданного с использованием изобретения, на которое вы можете получить патент. Если, с другой стороны, у вас есть нечто такое, что работает по существу так же, как и известные штопоры, но имеет улучшенный внешний вид, например, рукоятка с особым орнаментом, оно становится чем-то таким, что вы смогли бы защитить в качестве промышленного образца. Конечно, из этого следует, что вы можете иметь нечто такое, что является и технически новаторским решением, и имеет орнамент или дизайн, выполненный особым способом, и в этом случае вы действительно можете защитить этот объект патентом на изобретение или регистрацией промышленного образца, либо обоими этими способами.

Охрана всех объектов интеллектуальной собственности дает определенные преимущества, и в следующем звуковом фрагменте приводятся несколько преимуществ охраны промышленных образцов.

Могли бы вы вкратце изложить преимущества, вытекающие из приобретения охраны промышленных образцов?

Ну что же, как и в отношении всех прав промышленной собственности, вы приобретаете исключительное право использовать промышленный образец. Другими словами, разработчик штопора, имеющего новый внешний вид, который я только что описал, или создатель нового стиля мебели или нового ассортимента ткани или одежды, изготовленной из этой ткани, приобретает исключительное право на их изготовление и продажу точно так же, как и патентообладатель имеет исключительное право на использование своего изобретения.

Патент на изобретение действителен в течение определенного периода времени. Так ли обстоит дело с регистрацией промышленного образца?

Да, она действительна в течение определенного периода времени, однако продолжительность этого срока в разных странах отличается. Я думаю, что наиболее короткий срок, возможно, составляет десять лет. Общими являются сроки 15 и 20 лет, а новая директива Европейского союза устанавливает срок 25 лет; поэтому он станет стандартным сроком в странах Европейского союза после реализации положений данной директивы.

завершение части этого модуля по промышленным образцам прослушайте следующий звуковой фрагмент, который объясняет, как действует Гаагская система в этой сфере интеллектуальной собственности.

Существует ли в соответствии с Гаагским соглашением такое понятие, как всемирная охрана промышленных образцов?

Она не является всемирной в точном смысле слова, однако предоставление международной регистрации дает вам возможность получить охрану в ряде стран. Она функционирует так же, как и Мадридская система, в том смысле, что вы подаете международную заявку на промышленный образец, которая регистрируется в Международном реестре, сведения о регистрации публикуются Международным бюро и доводятся до сведения заинтересованных стран, которые затем имеют право вынести решение о предоставлении охраны или об отказе в ее предоставлении. На самом деле, что касается Гаагского соглашения, существует очень незначительное число стран, которые в действительности проводят экспертизу заявок, в результате чего налицо очень и очень незначительное число отказов. Это резко отличается от ситуации с товарными знаками.

Другое различие между охраной промышленных образцов в соответствии с Гаагским соглашением и охраной товарных знаков в соответствии с Мадридским соглашением заключается в том, что вам нет необходимости начинать с получения охраны в родной стране. Так, например, создатель промышленного образца во Франции может осуществить международное депонирование промышленного образца и посредством его обеспечить охрану во Франции, а также, например, в Швейцарии, Италии, странах Бенилюкса и Испании.

Частичное резюме:
Мадридская и Гаагская системы охраны и регистрации

В предыдущей части этого модуля вы услышали о двух соглашениях ВОИС, относящихся к международным системам регистрации для охраны товарных знаков и промышленных образцов. ВОИС в этом процессе является администратором, который обеспечивает функционирование международных систем регистрации, так сказать, содействуя процессу подачи заявок и публикуя Бюллетени (Мадрид и Гаага) со сведениями о действиях, предпринимаемых в рамках процедур соответствующей системы.

Мадридская система была создана свыше 100 лет тому назад, и ее назначение заключается в содействии и упрощении международной регистрации товарных знаков. Если любое лицо захочет получить охрану своего товарного знака, оно должно вначале зарегистрировать его в своей стране. Если оно желает распространить эту охрану на другие страны, то доступный путь предоставляется государствами-участниками Мадридского соглашения и/или Протокола. В течение первых пяти лет существует зависимость, согласно которой, при отказе в регистрации товарного знака ex officio или в силу возражения третьей стороны в стране происхождения, хотя эта регистрация и разрешена в других указанных странах, международная регистрация аннулируется. По истечении пятилетнего срока международная регистрация становится независимой от аннулирования в родной стране. Международная охрана товарных знаков не ограничена во времени; однако она должна продлеваться каждые десять лет. Число продлений регистрации товарного знака не ограничено.

 

С разрешения компании SWATCH Group Ltd.

Гаагское соглашение создало систему международного депонирования промышленных образцов. Промышленный образец- это внешний вид изделия. Основное отличие промышленного образца от изобретения состоит в том, что изобретение - это техническое новшество, воплощенное в изделии, тогда как промышленный образец - это внешний вид объекта. Владелец промышленного образца получает охрану на определенный срок. В большинстве стран срок охраны не может быть менее пяти лет, чаще он длится 10 лет, 15 или 20 лет. Европейский союз имеет новую директиву для государств-членов, которая предоставляет владельцу промышленного образца охрану в течение 25 лет.

 

Договор о патентной кооперации

Договор о патентной кооперации (PCT) имеет главной целью, в интересах пользователей патентной системы и ведомств, которые отвечают за ее работу, упростить, сделать более эффективными и экономичными предшествующие или традиционные способы подачи в несколько стран заявок на выдачу патента на изобретение.

Договаривающиеся государства PCT

(120 по состоянию на 15 апреля 2003 г.)

Пожалуйста, смотрите Web-узел ВОИС (http://www.wipo.int) в отношении новых присоединений.

Не могли бы вы пояснить мне в общих словах назначение Договора о патентной кооперации?

Договор о патентной кооперации представляет собой договор, предусматривающий подачу заявок с целью получения патентной охраны в большом числе стран. Он дает изобретателю или заявителю возможность пользоваться упрощенной процедурой испрашивания патентной охраны и ее получения. Одной из других целей договора является содействие обмену технической информацией, содержащейся в патентных документах, между заинтересованными странами, а также среди научного сообщества, то есть, среди изобретателей и других представителей промышленных кругов в соответствующей области.

Итак, помимо упрощения процесса получения патентов, цель РСТ заключается в более эффективном распространении технических знаний, содержащихся в патентной документации. Следует отметить, однако, что система РСТ не предусматривает выдачу всемирных патентов.

Означает ли это, что РСТ фактически выдает заявителю всемирный патент?

Нет. В этой связи следует отметить два момента. Во-первых, РСТ не выдает патенты; на самом деле этим занимаются национальные ведомства, каждое из которых в той мере, в какой это его касается, выдает патент на основании заявки РСТ. А во-вторых, нет такого понятия, как всемирный патент. РСТ вообще не предусматривает такого патента, и в результате упомянутой выше процедуры выдаются региональные и/или национальные патенты. Может быть, таких патентов будет только один, если заявитель осуществляет процедуру только в одном ведомстве, однако их может быть 10, 25, 50 или столько, сколько, в конце концов, желает получить заявитель..

В следующем звуковом фрагменте диктор описывает процесс, который происходит, когда заявитель подает заявку о предоставлении патентной охраны в ряде указанных стран.

Не могли бы вы привести типичный пример процедуры, которую проходит заявитель, пользуясь Договором о патентной кооперации?

Сначала он должен подать заявку. Затем эта заявка проходит несколько этапов. Первый общий этап, который называется международной фазой, включает четыре основные стадии: первая стадия - подача заявки, вторая стадия - международный поиск, затем следует международная публикация и после этого стадия международной предварительной экспертизы. Я должен заметить, что последняя стадия экспертизы наступает лишь в том случае, если заявитель явно требует ее проведения, однако, судя по нашему опыту, более 80 процентов заявок доходят до этой стадии. Поэтому мы действительно можем сказать, что в обычном случае заявка РСТ проходит на международной фазе все четыре стадии. Затем, но только в случае, если заявитель желает продолжить делопроизводство по своей заявке, следует национальная фаза. Национальная фаза осуществляется в каждом из ведомств, в которых заявитель должен завершить процедуру патентования. Это может означать или только одно, или два, или пять, или десять ведомств, включая и национальные, и региональные ведомства, когда заявитель должен будет указать определенные страны, но с целью получения регионального патента. Позвольте мне привести пример: Европейский патент в настоящее время может быть получен в отношении 20 стран, присоединившихся к РСТ. В этом случае заявителю нужно обратиться в Европейское патентное ведомство и получить европейский патент, который будет иметь силу в каждой из этих 20 стран; то есть, ему не придется обращаться в каждую из 20 стран для осуществления процедуры патентования. Он должен будет выполнить ряд требований, таких как уплата пошлин 20 ведомствам, однако вопрос о выдаче патента на этой стадии вновь подниматься не будет.

 

Европейский патент

Как отмечалось в этом обсуждении, национальная фаза является вторым общим этапом процедуры РСТ. На национальной фазе заявитель фактически может обработать свою международную заявку в региональном патентном ведомстве. Европейское патентное ведомство является одним из таких примеров регионального ведомства.

Европейское патентное ведомство создано в силу Европейской патентной конвенции. Статья 2(1) Европейской патентной конвенции предусматривает, что патенты, выдаваемые в соответствии с Конвенцией, "именуются европейскими патентами." Статья 2(2) далее предусматривает, что "Европейский патент в каждом Договаривающемся государстве, для которого он выдан, имеет то же действие и подчиняется тем же положениям, что и национальный патент, выданный в данном государстве, если из настоящей Конвенции не вытекает иное."

На сегодняшний день 20 Договаривающихся государств входят в состав Европейской патентной конвенции. Это Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Португалия, Соединенное Королевство, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария и Швеция. Кроме того, есть возможность распространения Европейского патента на Албанию, Литву, бывшую югославскую Республику Македония, Румынию и Словению. Так как Конвенция не включает все европейские государства, Европейское патентное ведомство на самом деле не выдает "всеевропейский" патент.

 

 

 

Вы упомянули о трех или четырех стадиях в международной фазе, которые включают в себя поиски и другие процедуры. Где все это происходит на самом деле? Это осуществляется в Женеве?

Нет. Большая часть того, что происходит по процедуре РСТ, начинается где-то в другом месте и продолжается опять где-то в другом месте. Во-первых, заявитель подает заявку в так называемое получающее ведомство. Это, как правило, ведомство родной страны заявителя. Однако это может быть другое национальное ведомство или региональное ведомство, а также это может быть Международное бюро ВОИС в Женеве. Поэтому может случиться, что Международное бюро становится задействованным на этой ранней стадии, хотя это и не является общим правилом.

Что касается второй стадии, то есть международного поиска, то на сегодняшний день существует только десять ведомств, специально назначенных Ассамблеей Союза РСТ, которые уполномочены проводить международный поиск. Эти ведомства выбраны в соответствии с определенными критериями, и они оказывают услуги заявителям в рамках системы РСТ в зависимости в некоторых случаях от языка, на котором они работают. Поэтому не все ведомства доступны для всех заявителей, которые подают заявки РСТ. Например, Японское патентное ведомство осуществляет деятельность только на японском языке, и поэтому оно не доступно для заявителей, подающих свои заявки на английском, французском или немецком языке. То же самое относится к Испанскому ведомству по патентам и товарным знакам, которое работает только на испанском языке. С другой стороны, некоторые другие ведомства осуществляют деятельность на четырех, пяти или даже шести разных языках.

Следующая стадия, публикация, полностью поддерживается Международным бюро в Женеве. Фактически это единственная функция по РСТ, за которую ВОИС несет исключительную ответственность. Организация публикует все заявки РСТ, откуда бы они ни поступали и на каком языке ни подавались бы.

Четвертая стадия представляет собой международную предварительную экспертизу, и для этого ВОИС обычно обращается в ведомство, которое проводило международный поиск. Я говорю “обычно”, потому что заявители могут обращаться, и в некоторых случаях обращаются, в другое ведомство, поскольку им предоставлена определенная свобода выбора. Но по завершении международной фазы или, вернее, при переходе на национальную фазу – и в этом Международное бюро опять не принимает участия – заявителю приходится обращаться непосредственно в каждое из ведомств и представлять необходимую документацию. Можно сказать, однако, что участие Международного бюро в общей процедуре носит в некотором смысле неявный характер, так как оно отвечает за предоставление определенных документов ведомствам, заявителю и так далее, а также за рассылку определенных документов в определенное время в соответствии с положениями Договора. Таким образом, даже если Международное бюро на самом деле не осуществляет большого объема работы по существу заявки, оно тем не менее определенным образом задействовано в этой фазе, что бы ни случилось с заявкой. Оно опирается на ведомства, которые должны представлять ему документы, а затем работает с ними по мере их поступления.

Как отмечалось во вступлении, основная цель РСТ состоит в упрощении процедур, связанных с получением патентов в ряде разных стран. Дополнительным преимуществом для заявителя, по сравнению с традиционной системой патентования, является возможность решить, продолжать ли делопроизводство по заявке в какой-либо конкретной стране, или отсрочить эту процедуру.

Хорошо, а какими преимуществами пользуются частные лица и организации, испрашивающие патент в соответствии с Договором о патентной кооперации?

Я бы сказал, что основное преимущество для заявителя заключается в том, что, подавая одну заявку в одно патентное ведомство, которое в большинстве случаев является его отечественным патентным ведомством, он получает дату международной подачи для своей заявки, и что эта заявка с соответствующей датой подачи имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждой стране, указанной заявителем. Причем заявитель должен выполнить небольшое количество обязательных требований, таких как подача специального заявления при подаче заявки РСТ, в котором указывается гражданство или местожительство в подтверждение того, что заявитель имеет право на подачу такой заявки, а также представление описания и формулы изобретения.

Другое преимущество, о котором стоит упомянуть, состоит в том, что заявитель, подавая заявку, по существу выигрывает время, причем довольно много времени, чтобы решить, в каких странах он хотел бы продолжить делопроизводство по своей заявке. Эта отсрочка может составить примерно полтора года, что позволяет воспользоваться в самой полной мере общей процедурой РСТ.

Кроме того, преимущества имеются и для национальных патентных ведомств, а именно:

Патентные ведомства могут рассматривать большее число патентных заявок, поскольку рассмотрение заявок, проходящих по системе РСТ, легче, в частности, за счет того, что работа по проверке на соответствие формальным требованиям уже проведена на международной фазе.

Патентные ведомства могут снизить определенные расходы на публикацию. Если международная заявка опубликована на официальном языке страны, эта страна может воздержаться от публикации. Страны, имеющие официальный язык, отличный от языка заявки, могут ограничиться публикацией только перевода реферата, имеющегося в составе международной заявки. Копии полного текста международной заявки могут предоставляться заинтересованным сторонам по их запросу.

PCT не влияет на доход указанных ведомств, если только они сами добровольно не решат снизить национальные пошлины ввиду экономии, которую они получают от использования РСТ, чтобы сделать процедуру прохождения международной заявки более привлекательной для заявителя. Ежегодные пошлины и пошлины за продление, являющиеся наиболее прибыльным источником дохода для большинства ведомств, договором РСТ не затрагиваются.

В отношении большинства заявок, подаваемых из-за рубежа, патентные ведомства, проводящие экспертизу, используют отчет о международном поиске и заключение международной предварительной экспертизы.

 

Ведомства, не проводящие экспертизу, получают заявки, по которым уже проведена формальная экспертиза, с приложением отчета о международном поиске и, как правило, с заключением международной предварительной экспертизы. Это ставит ведомство и ту часть национальной промышленности, которая затрагивается патентом и/или заинтересована в лицензировании, в более благоприятное положение по сравнению с традиционной системой подачи национальных или региональных заявок.

Я предполагаю, что за всю эту работу взимается определенная пошлина. Это стандартная пошлина, или она варьируется в соответствии с законами страны, в которой вы проживаете или имеете гражданство?

На самом деле существует множество различных видов пошлин. Есть пошлины, уплачиваемые всем ведомствам, которые вовлечены в процесс патентования для различных целей. Так, если мы начнем по порядку с самого начала, то существует пошлина, уплачиваемая получающему ведомству, которая называется пошлиной за пересылку, и ее размер устанавливается самим этим ведомством для покрытия собственных расходов.

Затем существует пошлина, известная как международная пошлина, которая на самом деле состоит из двух пошлин: основной пошлины и пошлины за указание. Международная пошлина уплачивается Международному бюро за работу по подготовке заявки к публикации, а также по осуществлению контактов с соответствующими ведомствами и заявителем.

Также существует пошлина за поиск, которая уплачивается за проведение международного поиска и направляется в Международный поисковый орган. Аналогично этому, существует пошлина за экспертизу, которая уплачивается Органу международной предварительной экспертизы. Кроме того, существуют пошлины на национальной фазе, однако каждая из них определяется заинтересованным указанным ведомством.

Размер определенных пошлин, связанных с РСТ для некоторых категорий заявителей из некоторых стран, снижается. Кроме того, в некоторые национальные законодательства введены инструкции или законы, разрешающие их ведомствам предоставлять скидки отдельным лицам и компаниям из некоторых стран.

Снижение размера определенных пошлин PCT

В некоторых случаях заявители имеют возможность просить о снижении размера определенных пошлин. Снижение пошлин на международной фазе составляет 75 %, и в настоящее время это относится к международным пошлинам и пошлинам за обработку, уплачиваемым Международному бюро. То же самое снижение применяется к пошлинам за поиск и пошлинам за экспертизу, уплачиваемым Европейскому патентному ведомству. Снижение размера пошлин относится только к физическим лицам, которые являются гражданами или проживают в государстве, в котором национальный доход на душу населения не превышает 3000 долларов США в год.

Снижение размера пошлин на национальной фазе

Однако существуют и некоторые другие виды снижения пошлин. В частности, ряд ведомств решили установить более низкие пошлины для заявителей, которые делают выбор в пользу РСТ: они даже отказываются от взимания пошлины за поиск, если заявка РСТ подверглась международному поиску. Некоторые ведомства значительно снижают размер пошлины за экспертизу на национальной фазе, если экспертиза имела место в ходе осуществления процедуры РСТ. Диапазон таких льгот достаточно широк и изменяется с течением времени и в зависимости от решения того или иного ведомства.

Существуют скидки, предоставляемые заявителям, которые воспользовались РСТ во время перевода их заявок на национальную фазу рассмотрения в некоторых ведомствах; например, если составлены отчет о международном поиске и/или заключение международной предварительной экспертизы, размер пошлины за подачу национальной заявки может быть снижен до определенных значений, в некоторых случаях до 100 %. Право принятия решения о предоставлении скидок с пошлин в таких случаях принадлежит исключительно каждому заинтересованному государству.

Резюме

Договор о патентной кооперации предоставляет изобретателю или заявителю возможность воспользоваться упрощенной процедурой испрашивания и в конечном итоге получения патентов в большом числе стран. Кроме того, он содействует развитию и упрощению обмена технической информацией, содержащейся в патентных документах, с промышленными кругами и производителями в соответствующей отрасли.

Процесс обработки заявки РСТ показан на следующем рисунке:

 

Основная роль ВОИС в процедуре РСТ состоит в том, чтобы содействовать договору посредством передачи заявления РСТ указанным странам и публикации всех заявок РСТ.

Преимущество для заявителя в использовании системы РСТ заключается в том, что, подавая одну заявку в одно патентное ведомство, он получает дату международной подачи заявки, и эта дата подачи имеет силу в каждой стране, указанной заявителем. Кроме того, РСТ предоставляет некоторый период времени, в течение которого заявитель может решить, продолжать ли делопроизводство по своей заявке в каждой из указанных стран.

Пошлины уплачиваются в пользу ВОИС и национальных ведомств, они могут быть снижены в зависимости от определенных обстоятельств, наиболее значимым из которых является национальный доход на душу населения в стране, гражданином или резидентом которой является заявитель.

Законодательные тексты:

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков

Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков

Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов

Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации

Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков

Договор о патентной кооперации (PCT)

Примечания к изучению : Вам потребуется около 6 часов для изучения этого модуля.

Модуль 9: Недобросовестная конкуренция

 

Введение

Этот модуль касается понятия недобросовестной конкуренции. В модуле будет объяснено, какие виды действий можно считать недобросовестной конкуренцией, и какие средства судебной защиты можно использовать, а также какие обязательства должны выполнятся странами в целях обеспечения добросовестной конкуренции. Идея о недобросовестной конкуренции возникла давно. Право на защиту от недобросовестной конкуренции было отмечено в качестве составной части прав интеллектуальной собственности еще в 1900 г. на Брюссельской дипломатической конференции по пересмотру Парижской конвенции.

Что такое недобросовестная конкуренция?

Статья 10bis (2) Парижской конвенции определяет акт недобросовестной конкуренции как “всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах”.

Далее в Статье 10bis (3) указывается, какие, в частности, действия подлежат запрету:

“все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.”

Таким образом, недобросовестной конкуренцией в самом простом понимании является нечестная деятельность. Разумеется, понятие нечестной деятельности с некоторым трудом поддается точному определению. Оно должно быть определено на уровне национальных законодательств стран. Национальные законодательства о недобросовестной конкуренции устанавливают коммерческую и правовую среду, обеспечивают справедливость в конкуренции и в результате дополняют законодательства об охране прав интеллектуальной собственности.

Необходимость защиты

Иногда экономическая конкуренция сравнивается с соревнованием в спорте, поскольку и там, и там должен выиграть лучший. При экономической конкуренции это должно быть предприятие, предоставляющее наиболее полезный и эффективный продукт или услугу на наиболее выгодных и удовлетворительных (для потребителя) условиях. Однако, такой результат может быть достигнут, только если все участники «играют» в соответствии с определенным комплексом основных правил. Нарушения основных правил экономической конкуренции могут принимать различные формы, варьируясь от неправомерных, но безвредных действий (которые могут совершаться самым честным и аккуратным предпринимателем) до злонамеренных нарушений, направленных на причинение вреда конкурентам или введение в заблуждение потребителей.

Опыт показал, что существует некоторая надежда на добросовестность в конкуренции достигаемая исключительно за счет свободной «игры сил» на рынке. Теоретически потребители со своей функцией рефери в экономической игре могут сдерживать недобросовестных предпринимателей, игнорируя их товары и услуги в пользу товаров и услуг честных предпринимателей. В реальности, однако, происходит по-другому. Поскольку экономическая ситуация становится все более сложной, потребители становятся все менее способными действовать в качестве судей. Зачастую они даже не в состоянии сами определить акты недобросовестной конкуренции, не говоря уже о том, чтобы соответственно отреагировать. Конечно, именно потребитель – вместе с добросовестным конкурентом – и являются теми, кто должен быть защищен от недобросовестной конкуренции.

Саморегулирование не проявило себя как достаточная защита против недобросовестной конкуренции. Если саморегулирование хорошо развито, и общие правила соблюдаются, оно может быть даже более оперативным, менее дорогим и более эффективным, чем любая судебная система. Однако его устойчивость или падение зависят от соблюдения правил всеми участниками. Чтобы эффективно предотвращать недобросовестную конкуренцию, саморегулирование должно, по крайней мере, в определенных областях, дополняться системой осуществления правовой защиты.

Добросовестная игра на рынке не может быть обеспечена только охраной прав промышленной собственности. Широкий диапазон нечестных действий, таких, как вводящая в заблуждение реклама или нарушение торговых секретов, обычно не подпадают под специальное законодательство по промышленной собственности. Таким образом, закон о недобросовестной конкуренции необходим либо в качестве дополнения к законам по промышленной собственности, либо для предоставления такого вида охраны, какой не может быть обеспечен ни одним из этих законов. Для того, чтобы выполнять эту функцию, закон о недобросовестной конкуренции должен быть гибким, а защита в соответствии с этим законом должна быть независимой от какой-либо формальности вроде регистрации. В частности, закон о недобросовестной конкуренции должен иметь возможность адаптироваться ко всем новым формам поведения на рынке. Такая гибкость не обязательно влечет за собой отсутствие предсказуемости.

Как законодательство о недобросовестной конкуренции соотносится с законодательством, направленным на борьбу со злоупотреблением господствующим положением на рынке?

Нормы, регулирующие предотвращение недобросовестной конкуренции, и нормы, регулирующие предотвращение ограничительной деловой практики (антимонопольное законодательство), являются взаимосвязанными; и те, и другие направлены на обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики. Однако достигается это различными способами: антимонопольное законодательство охраняет свободу конкуренции, не допуская ограничений в торговле и превышения экономической власти, в то время как законодательство о недобросовестной конкуренции обеспечивает добросовестность ведения конкурентной борьбы, заставляя всех участников соблюдать одинаковые правила игры. Несмотря на это различие, вышеуказанные законы в равной степени важны и дополняют друг друга.

Давайте теперь рассмотрим более подробно некоторые акты недобросовестности.

Акты недобросовестной конкуренции

Очевидно, что определение недобросовестной конкуренции как актов, противоречащих “честным торговым обычаям”, “добросовестности” и т.д., не устанавливает четких общепризнанных норм поведения, поскольку значение используемых терминов достаточно расплывчато. Нормы “добросовестности” или “честности” в конкуренции есть не что иное, как отражение социологических, экономических и морально-этических принципов общества, и, следовательно, они могут отличаться друг от друга в разных странах (а иногда и внутри одной страны). Кроме того, такие нормы могут меняться по прошествии времени. Помимо этого, постоянно возникают новые виды актов недобросовестной конкуренции, поскольку в этой области практически нет пределов изобретательности. Любые попытки включить все существующие и будущие акты конкуренции в одно всеобъемлющее определение, которое одновременно раскрывало бы все запрещенные типы поведения и было бы достаточно гибким и способным адаптироваться к новым видам рыночной практики, до сих пор не дали результатов.

Это, однако, не означает, что невозможно выработать какое-либо общее определение понятия недобросовестной конкуренции. Наиболее известными из таких актов являются действия, вызывающие смешение, дискредитацию и использование вводящих в заблуждение указаний. Общей чертой этих наиболее важных, но отнюдь не исчерпывающих примеров недобросовестного коммерческого поведения является попытка (предпринимателя) добиться успеха в конкуренции не за счет своих собственных достижений в отношении качества и цены его продуктов и услуг, а посредством приобретения неправомерного преимущества по отношению к деятельности другого лица или оказания влияния на потребительский спрос ложными или вводящими в заблуждение утверждениями. Таким образом, что касается добросовестности конкуренции, практика использования такого рода методов изначально является сомнительной.

Однако, наиболее важный фактор для определения “недобросовестности” на рынке проистекает из цели законодательства о недобросовестной конкуренции. В этом отношении законодательство о недобросовестной конкуренции первоначально создавалось в целях защиты честного предпринимателя. Впоследствии было признано, что охрана интересов потребителя является не менее важной. Более того, в некоторых странах особое внимание уделялось охране широкой общественности и, в особенности, ее заинтересованности в свободной конкуренции. Таким образом, современные нормы права в области недобросовестной конкуренции выполняют триединую задачу охраны интересов конкурентов, охраны интересов потребителей и сохранения конкуренции в интересах широкой общественности.

При этом, однако, существует общепринятое понимание того факта, что по крайней мере некоторые акты и виды практики во всех случаях являются несовместимыми с понятием добросовестности в конкуренции. Такие случаи подробно рассматриваются ниже.

Виды актов недобросовестной конкуренции

Следующие действия составляют общепризнанные акты недобросовестной конкуренции:

Действия, вызывающие смешение

Действия, вводящие в заблуждение

Действия, дискредитирующие конкурентов

Раскрытие секретной информации

Неправомерное использование достижений другого лица (паразитирование)

Сравнительная реклама

Давайте остановимся на каждом из них по очереди.