Модуль 5: Географические указания
Резюме
«Товарный знак представляет собой любое обозначение, которое индивидуализирует товары или услуги данного предприятия и отличает их от товаров или услуг его конкурентов.»
Данный раздел познакомил вас с основами товарных знаков. Вы узнали о том, что товарный знак представляет собой слово, логотип, цифру, букву, лозунг, звук, цвет, иногда даже запах, которые указывают источник товаров и/или услуг, для которых используется товарный знак.
Товарные знаки составляют одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности. Цель их охраны состоит в охране обозначений продукта, а не изобретения или идеи, воплощенных в продукте. Товарные знаки могут принадлежать отдельным лицам или компаниям и должны регистрироваться в государственном учреждении, которое часто упоминается как Ведомство по товарным знакам. Когда товарный знак используется в связи с услугами, его называют «знаком обслуживания».
Вообще говоря, товарные знаки должны обладать различительной способностью и не должны являться ни родовыми, ни просто описательными понятиями в отношении товаров или услуг, которые они представляют. Например, слово «овощи» не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака супермаркета, поскольку оно, конечно же, служит описанием продуктов, которые продаются в супермаркете. Кроме того, его нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака для моркови, так как это родовой термин для моркови. С другой стороны, слово «овощной» могло бы выполнять функцию товарного знака для велосипедов, поскольку оно мало что имеет, или ничего не имеет общего с велосипедами.
Предпочтительно, чтобы товарные знаки не являлись географическими понятиями или фамилиями. Так, «Париж» не может служить товарным знаком для духов. Во многих странах товарные знаки, состоящие просто из букв и/или цифр (то есть, предлагаемый товарный знак нельзя произнести как слово или слова, либо он имеет только несколько букв) или являющиеся фамилиями, считаются не обладающими различительной способностью.
В некоторых случаях регистрация все же может быть получена для товарных знаков, которые являются просто (i) описательными, (ii) фамилией, (iii) географическими названиями или (iv) не обладающми различительной способностью. Товарные знаки, также известные как фабричные марки, составляют часть повседневной жизни. В среднем человек видит или слышит каждый день более 1500 товарных знаков! Также, как и ваше собственное имя идентифицирует и отличает вас, товарный знак выполняет основную функцию идентифицировать источник продукта и отличить этот продукт от продуктов из других источников. Например, товарный знак помогает вам сделать выбор между мылом «Ivory» и мылом «Dial».
Обычно товарные знаки гарантируют соответствующий уровень качества – будь оно хорошим или плохим. Знак помогает вам воспользоваться вашим опытом, чтобы возвратиться к желаемому продукту или услуге или избежать нежелательных.
Законодательные тексты:
- Мадридское соглашение о международной регистрации знаков
- Договор о законах по товарным знакам (ТЛТ)
Примечание к изучению: Вам потребуется около 3 часов для изучения этого модуля.
Введение
Использование географических указаний является важным способом указания источника происхождения товаров и услуг. Одна из целей их использования состоит в содействии торговле путем информирования покупателя о происхождении продуктов. Часто это может подразумевать определенное качество, которое может ожидать покупатель. Географические указания могут быть использованы для промышленных и сельскохозяйственных продуктов. Охрана таких указаний осуществляется на национальном уровне, однако существуют различные международные договоры, которые содействуют охране в ряде стран.
Географические указания
Начнем с прослушивания первого звукового фрагмента, который поясняет в широком смысле значение географических указаний.
Можете ли вы мне сказать, что такое географическое указание?
В сущности, географическое указание – это уведомление, которое указывает на то, что данный продукт происходит из данного географического района. Наиболее известные примеры географических указаний – это те, которые используются в отношении вин и крепких спиртных напитков. Например, географическое указание “шампанское” используется для указания, что особый вид игристого вина происходит из района Шампань во Франции. Аналогичным образом “коньяк” используется в отношении бренди из французского района, расположенного вокруг города Коньяк. Однако географические указания также используются в отношении продуктов иных, нежели вина и крепкие спиртные напитки, например, кубинский табак или сыр, такой как рокфор. Они могут использоваться и для промышленных товаров, так, например, как “Шеффилд” используется в отношении стали.
Следующий звуковой фрагмент проясняет путаницу, часто встречающуюся в толковании терминов “географическое указание” и “товарный знак”.
Каково различие между географическим указанием и товарным знаком?
Товарный знак – это обозначение, которое отдельный торговец или компания использует для того, чтобы отличить свои собственные товары или услуги от товаров или услуг конкурентов. Географическое указание используется для того, чтобы показать, что определенные продукты имеют определенное региональное происхождение. Географическое указание должно быть доступно для использования всеми производителями в этом районе. Например, “бордо” и “шампанское” могут использоваться всеми виноделами в районе Бордо или Шампани, но только компания “Moët & Chandon” может назвать "Moët & Chandon®" товарным знаком для своего шампанского.
Теперь вы сможете понять выгоду, которую можно извлечь путем использования географического указания, и поэтому следующий вопрос, который может возникнуть у вас, касается того, как эти указания можно защитить.
Итак, каким образом охраняются географические указания?
В отличие от товарных знаков и патентов, существует большое разнообразие видов охраны, доступных для географических указаний. Они могут охраняться при помощи или законодательства "sui generis" (специального законодательства), или постановлений; то есть, системы, используемой, например, Францией и Португалией. Другая возможность заключается в ведении реестра географических указаний.
Еще одна возможность состоит в том, чтобы положиться на закон о защите от недобросовестной конкуренции или о гражданском правонарушении "passing off" (коммерция под чужим именем), который по существу говорит о недопустимости применения недобросовестной торговой практики. Использование географического указания в отношении продукта, который не происходит из указанного региона, было бы очень хорошим примером недобросовестной торговой практики. Если охрана испрашивается в соответствии с гражданским правонарушением, то нет необходимости соблюдать какие-либо формальности, такие как регистрация или постановление; пострадавшая сторона идет в суд и предъявляет иск.
Географические указания также можно защитить путем регистрации коллективных знаков или сертификационных знаков. В отличие от индивидуальных товарных знаков, коллективные знаки принадлежат группе торговцев или производителей. Сертификационный знак, с другой стороны, не принадлежит никому; он регистрируется, исходя из понимания того, что любому лицу, отвечающему установленным требованиям, разрешается использовать этот знак. Например, использование сертификационного знака для сыра Атлет предоставляется только определенным фермерам, соблюдающим правила, которые необходимо соблюдать для получения разрешения на использование.
Итак, существуетцелый ряд различных способов, с помощью которых можно получить охрану для географических указаний в зависимости от национального законодательства, и существуют различные способы, с помощью которых охрана может быть распространена в международном масштабе.
Кажется, вы говорите довольно много о способах получения охраны для географического указания внутри страны; а можно ли получить всемирную охрану?
Что же, теоретически можно, но практически это очень трудно. Патенты и товарные знаки имеют хорошо установленные процедуры по заявкам, а вот с географическими указаниями ситуация совершенно другая, и это связано с разнообразием имеющихся систем охраны. Если местная система не предусматривает регистрацию географического указания или предоставление права на использование наименования места происхождения, тогда существует опасность столкнуться с проблемами. Обычно можно провести различие между двумя ситуациями, одна – двусторонняя, другая – многосторонняя. В двустороннем аспекте одна страна заключает соглашение с другой страной о взаимной охране их географических указаний. Следующий этап заключается в обмене перечнем определенных географических указаний, после чего охрана предоставляется на взаимной основе. Например, если бы Франция заключила двустороннее соглашение с Испанией, Франция направила бы свой перечень географических указаний Испании, а Испания – свой перечень Франции, после чего географические указания каждой из этих стран охранялись бы другой страной.
Не могли бы вы рассказать мне о различии между наименованиями мест происхождения и географическими указаниями?
Наименования мест происхождения являются специфическими видами географического указания. Географическое указание представляет собой уведомление, в котором указывается, что данный продукт происходит из конкретного района. Например, выражение «сделано в Швейцарии» является географическим указанием: покупатель знает, что продукт происходит оттуда. Наименование места происхождения является более точным географическим указанием, которое определяет, что тот или иной продукт имеет определенные особенности, и что эти особенности определяются главным образом или исключительно местом его происхождения. Основная идея заключается в том, что определенные продукты . обязаны своими особыми свойствами месту их происхождения. Это является общим признаком сельскохозяйственных продуктов, таких как сыр рокфор. Люди, которые изготавливают сыр рокфор, говорят, что он имеет такой вкус, так как дозревает в пещерах области Рокфор. И только потому, что он дозревает в этом особом месте, он в конце концов приобретает тот вкус, которым знаменит.
Если бы вы использовали тот же самый способ изготовления сыра в других пещерах, то сыр имел бы другой вкус и не был бы рокфором. То же самое применимо к естественным условиям, влияющим на выращивание винограда, таким как климат, почва и т.п.
По существу наименование места происхождения является географическим указанием, которое заявляет, что качество продуктов, в отношении которых оно используется, обусловлено главным образом или исключительно районом производства.
Итак, давайте вернемся к нашему первоначальному примеру с шампанским и определим, что это: наименование места происхождения или географическое указание?
И то, и другое. Однако географическое указание является более широким термином. Говоря иначе, все наименования мест происхождения являются географическими указаниями, но не все географические указания являются наименованиями мест происхождения.