II. Итальянский неореализм как веха в развитии мирового кино

Особой вехой в развитии европейского и мирового кино стал итальянский неореализм. Термин возник от греч. слова neos новый и позднелатинского realisвещественный, действительный и обозначил собой направление в итальянском кино и лит-ре 40-50-х гг. ХХ в., кот-ое возникло на волне антифашистского Сопротивления, борьбы за демократич. национ. искусство. Н. стал своеобразной модификацией критич. реализма и был нацелен на показ естественной, «разгримированной» жизни. В становлении и развитии Н. большую роль сыграли кинорежиссеры и сценаристы, объединившиеся вокруг журнала «Бьянко э неро»: Джузеппе Де Сантис, Л. Висконти, Карло Лидзани, Микеланджело Антониони и др [1].

Своеобразным худож. манифестом Н. стал фильм 1945 г. «Рим – открытый город» Роберто Росселлини (сценарий совместно с Федерико Феллини), повест-ий о борцах антифашистского сопротивления.

Рассвет Н. знаменовался выпуском на экран фильмов Витторио Де Сика «Похитители велосипедов», «Шуша», «Умберто Д.», «Крыша»; Джузеппе Де Сантиса «Рим, 11 часов», «Нет мира под оливами»; Л. Висконти «Земля дрожит», «Рокко и его братья»; Пьетро Джерми «Под небом Сицилии», «Машинист»; Ренато Кастеллани «2 гроша надежды», Федерико Феллини

1950-еОгни варьете (1950) • Белый шейх (1952) • Маменькины сынки (1953) • Любовь в городе (1953) • Дорога (1954) • Мошенники (1955) • Ночи Кабирии (1957)

1960-еСладкая жизнь (1960) • Боккаччо-70 (1962) • Восемь с половиной (1963) • Джульетта и духи (1965) • Три шага в бреду (1968) • Дневник режиссёра (1969) • Сатирикон Феллини (1969)

1970-е Клоуны (1970) • Рим (1972) • Амаркорд (1973) • Казанова Федерико Феллини (1976) • Репетиция оркестра (1978)

1980-еГород женщин (1980) • И корабль плывёт… (1983) • Джинджер и Фред (1986) • Интервью (1987)

1990-еГолос Луны (1990).

Неореалист. фильмы пронизаны гуманист. пафосом борьбы за социальн. справедливость и достоинство простого человека, интересом к народной жизни и ее антуражу. С сочувственным вниманием всматриваясь в лица измученных жизнью, полуголодных людей, в недетские глаза их детей, показывая жизнь, озлобляющую людей, кинокамера мастеров н-ма утверждала их доброту, отзывчивость, гуманистич. начала чел-х отношений: простые люди, мужественные, смекалистые, сплоченные и справедливые, готовы пожертвовать своими благами ради счастья близких людей. Достоверность киноизображения, точность деталей, привлечение непрофессиональных исполнителей, использование простонародного языка, включая местные диалекты, сближали игровые фильмы с документальными. Утверждению правды на экране служили сдержанность и суровость изображения, выбор натуры: нищие деревни, грязные городские окраины, выжженные солнцем дороги или унылые пустыри.

Нео-м в кино имел пределы своего развития, но его опыт и традиции оказали заметное влияние на мировой кинемотографический процесс и получили новую жизнь в прогрессивном зарубежном «политическом» кино 1960-1970-х гг.

В лит-ре главными представит-ми Н. были В. Пратолини («Квартал»), К. Леви («Христос остановился в Эболи»), Э. Де Филиппо.

Эстетические принципы Н. изложены в книгах Ч. Дзаваттини «Некоторые мысли о кино» и др. его работах, Федерико Феллини «Делать фильм» (текст кн. Феллини см. в ж-ле «Иностранная лит-ра», 1981. № 9-11).