Проверка и регулировка составных частей ходовой системы

 

Очищенный от грязи трактор устанавливают на ровную твердую площадку. Проверяют крепления составных час­тей подвесок. Внешним осмотром проверяют, нет ли трещин и сколов обо­дьев колес, катков и роликов, а также их одностороннего износа, не погнуты ли винты натяжных устройств и нет ли забоин резь­бы, не поломаны ли пружины, нет ли течи масла из полостей из-за нарушения уплотнений подшипниковых узлов. Определяют износ направляющих колес, опорных катков и поддерживающих роликов, измерив параметры, которые указа­ны в таблице 5.

Таблица 5 — Допустимые значения параметров состояния направляющих колес, опорных катков и поддерживающих роликов, мм

Параметр Т-150, ДТ-75М
Д1 Д2 Д3
Толщина беговых дорожек направ­ляющего колеса 10,8 12,0 13,8
Расстояние между боковыми поверх­ностями направ­ляющего колеса 15,5* 17,0* 19,5*
Наружный диаметр опорного катка 10** 12** 16**
Диаметр беговой дорожки поддер­живающего ролика

* Ширина обода колеса. ** Толщина обода колеса.

Проверка и регулировка осевого зазора в подшипниках. С помо­щью приспособления КИ-4850, устанавливаемого на колесо (рисунок 4), проверяют и регулируют осевой зазор в под­шипниках. Электромагнит 2 приспособления подключают к ак­кумуляторной батарее трактора и закрепляют приспособление с помощью электромагнита на диске у колеса. Индикатор 5 при­способления устанавливают так, чтобы конец штока 3 упирался в торец цапфы. Перемещая колесо в осевом направлении, опре­деляют по показанию индикатора осевой зазор в подшипниках колеса.

1 — стойка; 2 — электромагнит; 3 — ток; 4 — диск колеса; 5 — индикатор; 6 — штатив

Рисунок 4 — Приспособление КИ-4850 для проверки осевого зазора в подшипниках, установлен­ие на переднее колесо трактора МТЗ-80

Проверка и регулировка осевого зазора в подшипниках опорных катков. Под раму устанавливают домкрат и приподнимают одну сторону трактора так, чтобы опорные поверхности катков не касались гусеницы.

Закрепляют приспособление КИ-4850 и измеряют зазор в подшипниках каждого катка с приподнятой стороны трактора. Затем подобные измерения проводят на другой стороне трак­тора. Допустимые значения зазоров в соединениях ходовой систе­мы приведены в таблице 6.

Таблица 6 — Допустимые значения зазоров в соединениях ходовой системы, мм, не более

Параметр Т-150, ДТ-75М, ДТ-75В T-70C, Т-70В
Д1 Д2 Д3 Д1 Д2 Д3
Осевой зазор направляющего колеса и опорного катка 0,6 0,5 0,3 0,6 0,5 0,3
Осевой зазор поддерживающего ролика и катка 0,4 0,7 1,2 0,7 0,5 0,2

 

Проверка и регулировка подвесок тракторов Т-70С, Т-70В. Трак­тор приподнимают спереди с помощью домкрата. Один рычаг пе­редней подвески устанавливают в горизонтальную позицию, а дру­гой развертывают на один зуб вниз до совпадения шлицев в трубе и на торсионе. Осевое перемещение рычагов не должно превы­шать 0,5 мм.

При регулировании задней подвески трактор ставят на упор спереди и поддомкрачивают сзади настолько, чтобы опорные катки отошли от гусеницы. Снимают шлицевую втулку и, поднимая или опуская раму трактора домкратом, регулируют зазор между ци­линдрической частью заднего рычага и упором на кронштейне тележки, который должен составлять 34...37 мм, после чего шлицевую втулку помещают на место.

Положение рычагов подвесок проверяют, установив трактор на ровную площадку. Если рычаги передней подвески установлены пра­вильно, то они должны быть наклонены вниз. При правильном расположении рычагов задней подвески зазор между упором на кронштейне и рычагом должен составлять 15...17 мм.

Проверка осевых зазоров в подшипниках опорных катков, осе­вого перемещения балансирной каретки на цапфе и радиального зазора в соединении цапфа — втулки балансира у тракторов Т-150, ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75М, ДТ-75Н производится с использо­ванием приспособления КИ-4850.

Зазоры в соединении ось качания — втулка балансира каретки измеряют щупами с набором круглых калибров, диаметры кото­рых равны или близки к допустимым значениям зазоров.

Зазоры в соединении ходовой системы проверяют и регулиру­ют в следующей последовательности. Проверяют радиальный за­зор между втулками балансира и цапфой каретки. Для этого, под­ключив электромагнит приспособления к аккумуляторной бата­рее трактора, закрепляют приспособление на внешнем балансире контролируемой каретки, а шток приспособления размещают на цилиндрической поверхности упорной шайбы, предварительно сняв защитную крышку. Под продольный брус рамы трактора между каретками устанавливают домкрат с деревянной подставкой, со­вмещают нуль шкалы индикатора со стрелкой и плавно поднима­ют домкратом контролируемую сторону трактора до момента ос­тановки стрелки индикатора, по показанию которого определяют зазор.

Проверяют осевое перемещение каретки, подняв контролируе­мую сторону трактора до полного отрыва катков каретки от гусе­ницы. Устанавливают головку индикатора так, чтобы шток при­способления упирался в торец цапфы (тракторы ДТ-75) и, смещая ломиком каретку сначала в одну сторону, а затем в другую до отказа, отмечают по показанию ин­дикатора осевое перемещение каретки.

Проверяют зазор в соединении ось качания — втулки баланси­ра (тракторы ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75М, ДТ-75Н) по диаметру проволочного калибра, вошедшего в зазор на 35 мм. Зазор опре­деляется как сумма диаметра проволочного калибра и толщины щупов.

Проверяют осевой зазор в подшипниках опорных катков, ус­тановив головку индикатора так, чтобы шток приспособления КИ-4850 упирался в торец оси опорных катков того балансира, на котором оно закреплено. При этом шток следует приблизить к оси настолько, чтобы стрелка индикатора сделала 2...3 оборота. Затем ломиком смещают катки с осью в какую-либо сторону до отказа и совмещают нуль индикатора со стрелкой. После этого смещают ось катков в противоположную сторону до отказа и по показанию индикатора определяют зазор. Аналогично прове­ряют зазор другой пары опорных катков.

Проверяют зазоры в соединениях второй каретки, закрепив приспособление КИ-4850 на внешнем балансире. Сна­чала определяют осевое перемещение каретки на цапфе, затем круглыми калибрами проверяют, не превышает ли зазор в соеди­нении ось качания — втулки балансира допустимое значение. Потом проверяют осевой зазор в подшипниках опорных катков.

Проверяют радиальный зазор в соединении цапфа — втулки ба­лансира при плавном опускании поднятой стороны трактора. Для этого предварительно опускают трактор до начала соприкоснове­ния всех опорных катков с гусеницей, после чего шток приспо­собления устанавливают на обод упорной шайбы каретки так, чтобы стрелка индикатора сделала 6...7 оборотов. Затем плавно опускают трактор до момента остановки стрелки индикатора, по показанию которого определяют зазор. Аналогично проверяют за­зоры в соединениях кареток подвески на другой стороне трактора.

Проверяют осевые зазоры в подшипниках поддерживающих ро­ликов, для чего закрепляют приспособление КИ-4850 на раме трактора вблизи проверяемого ролика так, как показано на рисунке 5, а шток приспособления подводят к торцу ролика. Пе­ремещая рычагом ролик в осевом направлении в обе стороны до отказа, по показанию индикатора определяют зазор.

Если результаты измерений превышают допустимые значения столбца Д1 (таблица 5), то проводят регулировки или заменяют изношенные детали.

При необходимости регулируют зазоры в подшипниках опор­ных катков и направляющих колес тракторов Т-150, ДТ-75, а также осевое перемещение каре­ток (кроме трактора Т-150) в следующем порядке. Осевой зазор в подшипниках опорных катков уменьшают путем удаления регу­лировочных прокладок необходимой толщины. После регулирова­ния катки должны вращаться свободно, без заметного осевого перемещения. Зазор в подшипниках направляющего колеса регу­лируют гайкой: затягивают ее до резкого возрастания сопротивле­ния прокручиванию колеса, а затем отвинчивают ее на 1/6...1/5 оборота. Перед регулировкой разъединяют гусеничную цепь, сни­мают крышку и расконтривают регулировочную гайку.

1 — электромагнит; 2 — стойка; 3 — штатив; 4 — защитный колпак поддер­живающего ролика; 5 — шток; 6 — индикатор

Рисунок 5 — Измерение осевого зазора в подшипниках поддерживающего ролика трактора ДТ-75М приспособлением КИ-4850

Проверка износа гусеничных цепей. С помощью рулетки изме­ряют длину десяти звеньев верхней ветви гусеничной цепи, пере­местив трактор назад до полного натяжения звеньев. Предельная длина десяти звеньев составляет для тракторов Т-150, ДТ-75 — 1900 мм; Т-70С, Т-70В — 1870 мм. Если разность длин деся­ти звеньев обеих гусеничных цепей трактора более 10 мм, то гусе­ничные цепи меняют местами. Если длина десяти звеньев превы­шает указанные значения, а пальцы ранее не меняли, то с целью продления ресурса гусеничных цепей и ведущих колес следует за­менить пальцы и поменять местами ведущие колеса для их работы неизношенной стороной.

Если пальцы ранее заменяли, а длина десяти звеньев оказалась предельной, то гусеничные цепи необходимо заменить на новые. Если длина десяти звеньев не близка к предельной, а при движе­нии трактора цевка выходящего из зацепления с колесом звена гусеничной цепи упирается в тыльную сторону зуба, то это сви­детельствует о предельном износе зубьев ведущих колес и необхо­димости их замены.

Натяжение гусеничных цепей проверяют устройством КИ-13903 по провисанию звеньев верхней ветки. Для этого за­крепляют крючок измерителя за проушину гусеничного звена, рас­положенного над опорным роликом, и натягивают шнур за руч­ку, обеспечивая его надежное прилегание к выступающим почвозацепам над поддерживающими роликами. Затем устанавливают указатель над почвозацепами наиболее провисшего звена и, по­ворачивая его относительно шнура, определяют необходимость натяжения или ослабления гусеничной цепи.

Устройство работает по принципу жесткого калибра. При на­личии просвета между большим плечом указателя и почвозаце­пом гусеничную цепь необходимо натянуть. Если же почвозацеп препятствует повороту малого плеча указателя, то гусеничную цепь ослабляют.

Провисание гусеничной цепи можно также проверить мас­штабной линейкой и рейкой. Для этого кладут рейку на наиболее выступающие почвозацепы звеньев, расположенных над поддер­живающими роликами, и измеряют расстояние от рейки до почвозацепа наиболее провисшего звена. Если провисание гусеничных цепей тракторов Т-150, ДТ-75 превышает 70 мм (номиналь­ное значение 40...50 мм), то необходимо натянуть их.

У тракторов Т-150 нагнетают в рабочую полость цилин­дра гидравлического механизма натяжения пластичный смазочный материал до достижения номинального провисания гусеничной цепи.

У тракторов ДТ-75, отвернув контргайку и вращая регулировочную гайку, перемещают натяж­ной болт и вместе с ним натяжное колесо вперед.

Проверка давления воздуха в шинах колесных тракторов. Давление проверяют шинным манометром. Номинальные давления в шинах различных тракторов и самоходных шасси представлены в таблице 7.

Проверка радиальных зазоров в соединениях поворотных цапф со втулками колесных тракторов и самоходных шасси. Застопорив задние колеса и педали тормозов, домкратом поднимают перед­нюю ось до отрыва колеса от земли. Устанавливают приспособле­ние КИ-4850 на передней оси трактора и, совместив ножку индикатора с осью вращения колеса, подводят шток при­способления к торцу полуоси с натягом 2...3 мм. Перемещая ко­лесо руками в осевом направлении, фиксируют показание инди­катора.

Проверка осевого зазора в подшипниках направляющего колеса. Снимают крышку ступицы, устанавливают приспособление на диске колеса и подводят шток приспособления к торцу цапфы. Перемещая колесо руками в осевом направлении, по показанию индикатора определяют осевое перемещение колеса.

Допустимый зазор в соединении поворотная цапфа —втулки равен 0,4 мм, в подшипниках переднего колеса — 0,3 мм. Если указанные зазоры превышают допустимые значения, то заменяют втулки поворотных цапф и регулируют подшипники направляю­щих колес.

Таблица 7 — Номинальное давление в шинах различных тракторов и самоходных шасси, работающих со скоростью до 16 км/ч

Тракторы, самоходное шасси Передние колеса Задние колеса
Размеры шин, мм Давление, МПа Размеры шин, мм Давление, МПа
К-701 720-665 Р 0,11...0,17 720-665 Р 0,11 ...0,17
К-700 610-660 0,11...0,17 610-660 0,11...0,17
Т-150К 530-6 ЮР 0,11...0,17 530-6 ЮР 0,11...0,17
МТЗ-100, МТЗ-80 200-508 0.17...0.19 330-965 0,13...0,15
МТЗ-102, МТЗ-82 210-508 0,13...0,15 330-965 0,13...0,15
Т-40АМ, Т-40НМ 210-508 0,18...0,20 300-965 0,11 ...0,13
Т-25, Т-16 170-406 0,15 ...0,17 240-813 0,09 ...0,11

 

Примечания: 1. При использовании тракторов на транспортных работах со скоростью свыше 16 км/ч и при навешивании на них тяжелых сельскохозяйственных машин давление воздуха в шинах передних и зад­них колес увеличивают в 1,3...1,5 раза по сравнению с указанными в таблице значениями.

2. При работе на мягком грунте давление в шинах передних и задних колес снижают в 1,2...1,3 раза.

Проверка сходимости направляющих колес. Для проверки схо­димости направляющих колес применяется универсальная линейка КИ-650 (рисунок 6).

1 — упор; 2 — линейка; 3 — стрелка-указатель

Рисунок 6 — Измерение сходимости направляющих колес трактора МТЗ-80 универсальной линейкой КИ-650

Между колесами линейка удерживается коническими наконеч­никами под действием силы спиральной пружины. Для правильной установки линейки по высоте на ее концах имеются две це­почки. На подвижной трубе закреплена шкала, на неподвижной — стрелка-указатель для отсчета показаний шкалы в миллиметрах.

Для измерения сходимости колес линейку раздвигают, чтобы ее длина была несколько больше колеи передних колес проверяемого трактора, и устанавливают спереди так, чтобы на­конечники упирались в выпуклые части покрышек и находились на одинаковом расстоянии от пола на уровне оси вращения ко­лес. Устанавливают нулевое деление шкалы напротив стрелки-указателя путем перемещения шкалы по трубе и перекатывают трактор вперед настолько, чтобы линейка расположилась сзади на том же уровне.

По делению шкалы напротив стрелки-указателя определяют сходимость. Затем трактор перекатывают назад до исходного по­ложения линейки. При этом нулевое деление шкалы должно со­впадать со стрелкой-указателем.

Сходимость передних колес должна составлять 4...8 мм. Регу­лируют ее путем изменения длины поперечных рулевых тяг.