Проверка и регулирование сцепления и тормозов

Параметры технического состояния

Заключение

Таким образом, история государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развитие системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Становление государственных и правовых феноменов рассматривается в определенных пределах – временных и пространственных. Временной предел – с момента возникновения государственности до сегодняшнего состояния государственной и правовой систем, пространственный – территории, занимаемые Русским или Российским государством на протяжении всего исторического времени.

История государства и права России включает и отдельные факты, прежде всего юридические, и закономерности исторического развития; обосновывают основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных систем и институтов. Организация и деятельность этих органов (органов власти, управления – центральные и местные - и юстиции) рассматриваются как в отдельности, так и в целом, в системе. Важно представлять цельную картину и обстоятельства их эволюции и взаимодействия.

Основные параметры технического состояния шасси тракторов приведены в таблице 1.

 

 

 

 

Таблица 1 — Параметры и качественные признаки технического состояния шасси тракторов

Объект диагностирования Параметры и качественные признаки технического состояния
прямые (структурные) косвенные (функционально-зависимые от структурных)
22. Трансмиссия I — профиль, ширина зубьев шестерен, износ подшипников, шлицевых и шпоноч­ных соединений, изменение геометрии рабочих поверхностей деталей корпуса Суммарный зазор в механизмах транс­миссии. Концентрация продуктов износа и абразива в масле. Параметры вибрации и шума. Рабочая температура корпусных деталей. Герметичность уплотнений. Величина перемещения рычага пере­ключения передач
  II — полнота включения и выключения, отсутствие самопроизвольного выключения передач Крутящий момент на ведущих колесах Параметры вибрации и шума. Величина перемещения рычага     Тяговое усилие. Мощность механических потерь
23. Ходовая систе­ма гусеничных тракторов I — параметры и качественные призна­ки, приведенные в пункте 24 (группа I) Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа I)
24. Гусеничный движитель I — износ звездочки ведущего колеса Износ шарниров гусеничных звеньев Зазоры в подшипниках опорных и поддерживающих роликов Размеры зубьев звездочки   Длина участка гусеничной цепи   Свободный продольный и поперечный ход роликов. Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле
  II — натяжение гусеничной цепи Прогиб гусеничной цепи
25. Подвеска гусеничных тракторов I — износ катков Зазоры в подшипниках каретки подвески   Герметичность уплотнений Толщина обода Свободный продольный и поперечный ход каретки подвески Расход масла. Течь масла при определенном давлении. Концентрация продуктов изнашивания деталей в масле
26. Ведущие и на­правляющие колеса колесных тракторов I — высота протектора шины _
    II — удельное давление трактора на почву Давление воздуха в шинах

Продолжение таблицы 1

Объект диагностирования Параметры и качественные признаки технического состояния
прямые (структурные) косвенные (функционально-зависимые от структурных)
27. Передняя ось колесных тракторов I — износ шкворней, поворотных кулач­ков и подшипников передней оси Свободный ход (продольный и попе­речный) направляющих колес
    II — углы установки направляющих колес Углы развала и схождения колес. Боковое усилие, создаваемое колесом
28. Подвеска колесных тракторов I — зазоры в шарнирах подвески   Жесткость упругих элементов подвески Свободный ход передней оси относительно остова трактора Прогиб упругих элементов под нагрузкой
  II — полный рабочий ход упругого элемента подвески
34. Вал отбора мощности (ВОМ) I — зазоры в подшипниках. Износ шестерен и посадочных поверхностей корпуса редуктора. Толщина дисков муфты сцепления Параметры вибрации и шума. Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле
  II — передаваемый крутящий момент Полнота включения ВОМ Продолжительность вращения ВОМ после его выключения
47. Тормоза I — толщина тормозных накладок Величина полного хода тормозной педали (рычага)
  II — эффективность торможения Величина свободного и полного хода тормозной педали (рычага). Усилие на тормозной педали (рычаге). Тормозной путь. Одновременность срабатывания тормозов
47а. Приводные ремни II — натяжения ремня Угол прогиба. Стрела прогиба

 

Проверка общего состояния сцепления. При движении по ровному горизон­тальному участку на рабочей передаче и средней частоте вращения коленчатого вала полностью затормаживают трактор, не выклю­чая сцепление. Если дизель остановится, сцепле­ние работает нормально. Если дизель только снизит частоту вращения коленчатого вала и будет продолжать работать, это указывает на пробуксовывание дисков сцепления.

Чрезмерный нагрев корпуса и специфический запах жженых фрикционных накладок свиде­тельствуют о пробуксовывании дисков.

Проверяют и регулируют сцепление по следующим параметрам:

— зазору между отжимными рычагами и выжимным подшипником — щупами;

— свободному и полному ходу педали — приспособлением КИ-9919;

— полному ходу отводки — измерительной линей­кой длиной 300 мм.

Проверка хода рычага или педали механизма управления. Устанавливают приспособление КИ-9919 на пол кабины около проверяемого рычага или педали (рисунок 2). Прикрепляют зажим приспособления к руко­ятке рычага или педали. Совмещают риску на поворотном кольце приспособления с цифрой «0» шкалы.

Устанавливают измерительную головку приспособления на та­кой высоте от пола кабины, чтобы ось зажима и конец нити нахо­дились в плоскости, параллельной полу кабины. Отводят рычаг или нажимают на педаль, по показанию шкалы приспособления, умноженному на два, определяют свободный или полный ход рычага (педали).

Оп­ределяют разницу в зазорах между отжимными рычагами и выжимным подшипником. При наличии упорного кольца отжимных рычагов (тракторы Т-150, Т-150К) про­веряют равномерность зазоров между отжимными рычагами и кольцом, а также одновременность соприкосновения отжимных рычагов с кольцом при выключении сцепления. Если разница в расположении рабочих поверхностей лапок рычагов относитель­но вертикальной плоскости превышает 0,5 мм, необходимо вы­ровнять их по данным таблицы 2.

1 — основание; 2 — стойка; 3, 4, 12 — зажимные винты; 5 — зажим; 6 — нить; 7— корпус; 8 — барабан; 9 — спиральная пружина; 10 — шкала; 11 — поворотное кольцо

Рисунок 2 — Общий вид приспособления для проверки механизмов управления трактором КИ-9919

Если после выравнивания отжимных рычагов зазор не соответ­ствует данным таблицы 2, его регулируют изменением длины тяги.

Таблица 2 — Номинальные значения регулируемых параметров механизмов управления главным сцеплением трактора, мм

Тракторы, самоходные шасси Зазор между отжимными рычагами и упором муфты выключения сцепления Разница в зазорах между отжимными рычагами и упором, не более Свобод­ный ход педали Полный ход муфты выключения сцепления
Т-150, Т-150К 3,5...4,0 0,3 30...40 21...22
ДТ-75В, ДТ-75Н 3,0...3,5 0,3 22...24
ДТ-75М, ДТ-75МВ 3,5...4,5 0,4 15...18
МТЗ-100, МТЗ-102 3,0...3,5 0,3 30...40
МТЗ-80, МТЗ-82 3,0...3,5 0,3 40...50
Т-40 4,0...4,5 0,3 35...50
Т-25 2,0...3,0 0,2 30...50  

 

Если отрегулировать зазор изменением длины тяги невозмож­но, его регулируют перемещением лапок отжимных рычагов в сто­рону маховика дизеля с помощью нажимных болтов при отпу­щенных контргайках или расшплинтованных корончатых гайках.

После достижения номинального зазора между отжимными рычагами и упором муфты выключения сцепления свободный ход педали может превышать номинальное значение из-за наличия увеличенных зазоров в шарнирных соединениях механизма управления сцеплением, обусловленных износом соединительных пальцев и проушин регулировочных ви­лок. Поэтому при больших зазорах в шарнирных соединениях ме­ханизма управления сцеплением свободный ход педали должен превышать приведенные в таблице 1 значения на величину поправ­ки с учетом износа подвижных соединений. Чтобы опреде­лить поправку, удерживают муфту выключения сцепле­ния в крайней задней позиции и измеряют ход педали по подушке от крайней задней позиции до полного устранения суммарного зазора в соединениях.

Полный ход отводки, который должен быть: у трак­торов Т-150, Т-150К, ДТ-75М — 21...22 мм, у трактора ДТ-75МВ — 15...18 мм.

У тракторов ДТ-75 и самоходного шасси Т-16 регулируют зазор между упорами ведущего нажимного диска и регулировочными болтами. Для этого, отпустив контргайки, ввертывают болты до упора в диск, а затем вывертывают на один оборот и затягивают контргайки, благодаря чему обеспечивается отвод диска на 1,5 мм.

У тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 проверяют и при необходи­мости переводят регулировочными болтами при отпущенных контргайках механизм установки промежуточного диска в ней­тральную позицию. При этом опорные пластины должны сопри­касаться с болтами крепления тангенциальных пластин промежу­точного диска.

У тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, прежде чем отсоединить тягу от рычага выключения сцепления, освобожда­ют педаль от воздействия на нее пружины сервоустройства. После регулиро­вания зазора между отжимными рычагами и выжимным подшип­ником отводки устанавливают кронштейны сервоустройства в крайнюю верхнюю позицию, повернув их против хода часовой стрелки до отказа, и затягивают болты крепления кронштейна. Вывертывают упорный болт сервоустройства до упора педали в пол. Проверяют надежность воз­врата педали в исходную позицию под действием пружины серво­устройства при перемещении педали на величину свободного хода. В случае зависания педали на участке свободного хода отпуска­ют болты крепления кронштейна сервоустройства и поворачива­ют кронштейн по ходу часовой стрелки на величину, обеспечива­ющую возврат педали в исходную позицию при перемещении ее на величину свободного хода.

Невозможность достижения требуе­мого зазора между отжимными рычагами или упорными кольцами и упором отводки указывает на предельный износ фрикционных накладок и необходимость их замены.

Проверка и регулировка тормозка. Она производится после регулирования главного сцепления с помощью специальных шаб­лонов и масштабной линейки в следующем порядке.

У тракторов Т-150 и Т-150К полностью выключают главное сцепление и регулируют зазор между торцем бонки тормозной колодки и торцем регулировочной гайки, который должен со­ставлять 3,0...3,5 мм. Для этого вывертывают гайку до полного вы­хода ее из паза бонки тормозной колодки, а затем ввертывают на один-два щелчка, как показано на рисунке 3.

У тракторов ДТ-75 измеряют зазор между упором пружины и буртом рычага тормозка, кото­рый должен составлять 4...5 мм. Зазор регулируют упорным бол­том, ввернутым в рычаг тормозка.

У тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 при отсо­единенной от рычага тормозка тяге и включенном сцеплении поворачивают рычаг выключения сцепления против хода часовой стрелки до отказа, присоединяют к нему тягу, отрегулировав при необходимости ее длину. Затем отсоединяют тягу от рычага и, укоротив ее на 7 мм, присоединяют к рычагу и контрят.

1 — ключ; 2 — регулировочная гайка; 3 — тормозная колодка

Рисунок 3 — Регулировка тормозка главного сцепления трактора Т-150К

Проверка состояния главного сцепления и тормозка после регулирования. На тракторах, снабженных гидро- или пневмоусилителем, надежность работы механизма управления сцеплением и тормозком, а также гидро- или пневмоусилителя проверяют при работающем дизеле.

Проверяют четкость выключения и включения сцепле­ния, его взаимодействие с тормозком, а также убеждаются в от­сутствии пробуксовывания дисков или неполного включения. Чет­кость выключения сцепления и правильность взаимодействия его с тормозком определяют по бесшумному включению передач.

Проверка и регулировка механизмов управления рабо­чими тормозами колесных тракторов. Проверяют ход штоков тормозных камер при рабочем давлении в пневматической системе: у тракторов К-701, К-700 — 0,68...0,75 МПа, у тракторов Т-150К — 0,73...0,77 МПа. Остановив дизель, нажимают на педаль тормоза и линейкой измеряют ход штоков тормозных камер. Номинальный ход штоков: у тракто­ров К-701, К-700 — 30...45 мм, у тракторов Т-150К — 15...20 мм. Допустимый ход штоков равен соответственно 55 и 30 мм. Разница ходов штоков тормозных камер не должна превы­шать: у тракторов К-701, К-700 — 7 мм, у тракторов Т-150К — 3 мм.

Если ход штоков тормозных камер превышает допустимые зна­чения, то его регулируют, вращая ось червяка тормозного рычага.

После проверки и регулирования хода штоков тормозных ка­мер проверяют и при необходимости регулируют свободный ход тормозной педали, который должен составлять 10...25 мм.

У всех тракторов, кроме К-701, К-700 и Т-150К, из­меряют линейкой полный ход педалей тормозов по подушкам, оттягивая поочередно педаль каждого тормоза. Номинальный и допустимый ход педалей по подушкам от свободного состояния до начала торможения представлен в таблице 3. Если ход педалей разный и не соответствует приведенным в таблице значениям, его регулируют.

Таблица 3 — Полный ход педалей тормозов колесных тракторов

Тракторы, самоходные шасси Ход педалей, мм
номинальный допустимый
МТЗ-100, МТЗ-102 100... 125
МТЗ-80, МТЗ-82 70... 90
Т-16 80... 100
Т-25 40...60

 

Проверка тормозного пути. Тормозные системы колесных тракторов и составленных на их базе тракторных поездов должны обеспечивать их остановку при движении по сухой горизонтальной дороге с твердым покрытием с начальной скоростью 20 км/ч на пути, который не должен пре­вышать значений, приведенных в таблице 4.

Таблица 4 — Допустимый тормозной путь колесных тракторов и тракторных поездов, м, не более

Тракторы, самоходное шасси Без прицепа С одним прицепом С двумя прицепами
К-700, К-701, Т-150К 7,8 9,0 10,8
МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80, МТЗ-82, Т-40 7,2 7,8 9,0
Т-25, Т-16 6,6 7,2 8,4

 

Проверка и регулировка стояночного тормоза. У тракто­ров К-701, К-700, Т-150К, МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80, МТЗ-82 включают тормоз и выполняют следующие операции.

У тракторов К-701, К-700 измеряют щупом зазор между барабаном и колодками тормозной ленты, который должен быть не менее 0,3 мм по всей окружности; затяжка тормоза должна обеспечиваться за 1,5...2 полных хода рычага управления тормозом. Если для затормаживания трактора требуется более 2 или менее 1,5 полных ходов рычага, следует отрегулировать тормоз регулировочной гайкой и упорными винтами, а при необходимости — изменить натяжение оттяжных пружин.

У тракторов К-701 и К-700 при необходимости регулируют натяжение троса с помощью гаек крепления оболоч­ки троса. При свинчивании гаек с наконечников оболочки натя­жение троса увеличивается. Во время регулирования натяжения троса не допускается перемещение рычага управления тормозом из крайней передней позиции.

Проверяют и при необходимости регулируют длину тяги-компенсатора, установив стопор рычага управления в первую впади­ну сектора, соответствующую одному щелчку стопора. Затем пе­реводят рычаг управления вперед до упора ролика в планку сто­пора. При этом свободный ход тяги-компенсатора должен состав­лять 0,5...3,0 мм, регулируют его изменением длины тяги.

У тракторов Т-150К измеряют щупом зазор между барабаном и колодками тормозной ленты, который должен составлять 1,0...1,5 мм по всей окружности. Зазор регулируют регулировочной гайкой, а его равномерность — регулировочными болтами. Проверяют и при необходимости изменяют длину тяги, соединенной с рычагом управления тормозом, с помощью регулировочной вилки при отпущенной тормозной ленте. При этом защелка рычага управле­ния должна входить во второй паз сектора.

У тракторов МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80, МТЗ-82 отвинчивают контргайку регулировочной тяги и совме­щают верхние точки паза рычага стояночного тормоза и паза ры­чага правой педали основных тормозов, удлиняя или укорачивая тягу с помощью регулировочной вилки, отсоединенной от дву­плечего рычага. Отвинчивают контргайку регулировочной шпиль­ки тормоза и навинчивают регулировочную гайку на шпильку на­столько, чтобы при усилии на рукоятке рычага управления тор­мозом 200 Н защелка надежно удерживала рычаг управления на зубчатом секторе. Затягивают контргайку и присоединяют тягу к рычагу стояночного тормоза.