Модуль 4: Товарные знаки

Резюме

В этом разделе вы усвоили понятие "смежные права", или более конкретно, «права, смежные с авторским правом». Целью смежных прав является защита юридических интересов определенных лиц или организаций, которые способствуют созданию произведений, доводимых до сведения широкой публики, или тех, кто привносит творческий, технический или организационный вклад в их доведение до публики.

Традиционно смежные права предоставляются трем категориям бенефициаров: исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания. Необходимость в правовой охране этих трех групп была определена в Римской конвенции в 1961 г., которая явилась попыткой установить международные нормы в новой области, в которой уже существовали некоторые национальные законы. Другими словами, большинству государств пришлось бы составить проекты законов и принять их до присоединения к Конвенции. Римская конвенция, хотя и не совершенная и нуждающаяся в пересмотре, все же является единственной базой для охраны в этой области. Также, как и в случае с авторским правом, Римская конвенция и национальные законы допускают определенные ограничения смежных прав, разрешающие использование в личных целях, использование коротких отрывков и использование в целях образования и научных исследований.

Срок действия охраны смежных прав в соответствии с Римской конвенцией составляет 20 лет, начиная с конца года, в котором (1) состоялось исполнение; (2) осуществлена запись; (3)состоялась вещательная передача. Охранительные или временные меры основаны на средствах судебной защиты от нарушений смежных прав. Они включают гражданско-правовые средства защиты; уголовные санкции; меры, предпринимаемые на границе; а также меры, средства судебной защиты и санкции против злоупотреблений в отношении технических устройств.

Новейший договор в области смежных прав, ДИФ, повысил объем охраны прав исполнителей и производителей фонограмм, предложив в «цифровой век» охрану используемых произведений, зафиксированных в цифровой форме, в частности, в сети Интернет.

Важно отметить, что смежные права могут также служить делу защиты нигде не записанного и не зарегистрированного культурного наследия многих развивающихся стран. Охрана смежных прав стала частью и намного более важного дела - она является необходимой предпосылкой для участия в развивающейся системе международной торговли и инвестиций.

Законодательные тексты:

  • Римская конвенция по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания
  • Соглашение ТРИПС
  • Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ)
  • Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники

Примечание к изучению: Вам потребуется около 5 часов для изучения этого модуля.

Введение

Товарные знаки существовали в древнем мире. Еще 3000 лет назад индийские ремесленники имели обыкновение запечатлевать свои подписи на художественных творениях перед их отправкой в Иран. Позднее в употреблении находилось около тысячи различных римских гончарных клейм, включая фабричное клеймо FORTIS, которое стало настолько знаменитым, что его копировали и подделывали. Сфера использования товарных знаков возросла в условиях процветающей торговли средних веков.

Сегодня товарные знаки (часто сокращенно обозначаемые TM на английском языке) используются повсеместно, и большинство людей на планете могут отличить товарные знаки, используемые для двух видов безалкогольных напитков Пепси-колаâ и Кока-колаâ .

В этом модуле вы узнаете, какие виды обозначений могут быть использованы для товарных знаков и какими отличительными свойствами они должны обладать. Также вы узнаете, каким образом можно защитить товарные знаки от злоупотребления.

Мне бы хотелось, чтобы вы начали с прослушивания первого звукового фрагмента, описывающего, что означает товарный знак и каковы его отличительные свойства.

Итак, можете ли вы мне сказать, что такое на самом деле товарный знак?

Товарный знак – это, как правило, обозначение, которое используется для того, чтобы отличать товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг другого предприятия. Это очень упрощенное определение, однако, оно в основном объясняет, что такое товарный знак.

Какими отличительными свойствами должен обладать товарный знак?

В основном существуют два отличительных свойства товарного знака: он должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.

Поэтому официальным определением термина «товарный знак» могло бы быть следующее:

«Товарный знак представляет собой любое обозначение, которое индивидуализирует товары данного предприятия и отличает их от товаров или услуг его конкурентов.»

 

Компания Кока-Кола ® Корпорация Пепсико, Инк. ®

 

 

Не могли бы вы теперь дать несколько примеров обозначений, о которых мы могли бы вспомнить?

Хорошо, существуют словесные знаки, состоящие из слов, букв, чисел, сокращений или имен, например, фамилий. Нам стоит лишь вспомнить о знаменитом производителе автомобилей, компании Форд, названной, естественно, в честь Генри Форда, который построил первый ее автомобиль; потом есть компания WH Смит - книгоиздатели, и т. д. Мы встречаемся со многими именами, используемыми в качестве товарных знаков. Мы также встречаемся с сокращениями, такими как IBM, однако товарные знаки могут быть также выполнены в виде эмблем или изобразительных элементов, как в случае нефтяной компании Шелл ойл.

 

Итак, когда вы говорите об эмблеме, вы имеете в виду такие вещи, как логотип Шелл? Да, но это только двухмерная эмблема, тогда как товарные знаки также могут быть трехмерными – представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков.  

Мы также встречаемся, особенно в последнее время, с новым видом товарного знака, фигурирующим на рынке. Это товарный знак в виде голограммы. Если вы посмотрите, например, на кредитную карточку, вы увидите маленькое изображение, которое меняется в зависимости от угла, под которым вы на него смотрите. Существуют и такие вещи, как звуковые знаки: рекламный перезвон может служить товарным знаком. В некоторых странах существуют даже обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака. Итак, существует целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, однако всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.

 

В первом фрагменте упомянуты о двух отличительных свойствах, которыми должен обладать товарный знак. Во-первых, он должен обладать различительной способностью и, во-вторых, он не должен вводить в заблуждение. Для лучшего ознакомления с этими двумя требованиями прослушайте еще два звуковых фрагмента.

Могли бы вы дать мне пример того, какой товарный знак является обладающим различительной способностью?

Для того, чтобы быть признанным обладающим различительной способностью, он должен по своей природе быть способным отличать товары и услуги, о чем я только что упомянул. Я думаю, хорошим примером могло бы стать слово «Apple - яблоко». Слово «Apple» обладает хорошей различительной способностью в качестве товарного знака для компьютера, поскольку это слово не имеет совершенно ничего общего с компьютерами, однако, оно не будет обладать различительной способностью для самих яблок. Другими словами, тот, кто выращивает и продает яблоки, не может зарегистрировать слово «яблоко» в качестве товарного знака и защитить его, так как его конкуренты должны иметь возможность использовать это слово для описания их собственных товаров. Поэтому, вообще говоря, товарный знак не признается обладающим различительной способностью, если он описательный. Он является описательным, если описывает характер или вид товаров или услуг, для которых он используется. Однако товарный знак также может быть вводящим в заблуждение, а именно, когда он заявляет качество товаров, которыми они не обладают.

Чтобы товарный знак приобрел известность и признание, требуются значительные капиталовложения и, обычно, значительный период времени. Поэтому в интересах каждого, кто стремится использовать товарный знак, быть уверенным, что ему предоставляется охрана как ценному объекту интеллектуальной собственности. Прослушайте следующий звуковой фрагмент, касающийся того, как предоставляется эта охрана.

Очевидно, что компании расходуют большие деньги на создание своих товарных знаков. А как они препятствуют другим лицам в использовании этих знаков?

Конечно, это зависит от законов о товарных знаках, однако наиболее общепринятым способом охраны товарного знака является его регистрация в Реестре товарных знаков, и большое число стран ставит эту регистрацию условием охраны товарных знаков. Сначала знак должен быть зарегистрирован, и как только он зарегистрирован, он охраняется, и его владелец имеет право воспрепятствовать другим лицам в его использовании. Однако регистрация не является единственным способом охраны товарного знака; в некоторых странах также охраняются незарегистрированные товарные знаки, однако это менее надежная форма охраны, поскольку незарегистрированный товарный знак не защищен до тех пор, пока он не приобрел достаточную узнаваемость и репутацию на рынке, на что может уйти значительное время после первоначального выпуска на рынок.

Многие компании желают использовать свои товарные знаки в целом ряде других стран, так что прослушайте следующий звуковой фрагмент, чтобы понять, можно ли получить всемирную охрану для товарного знака.

Можете ли вы обеспечить товарному знаку всемирную охрану с помощью одной регистрации, или для этого вам необходимо обращаться в каждую страну отдельно?

Да, вам придется обратиться в каждую страну отдельно, поскольку, как и все объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки получают территориальную охрану, по существу означающую, что их охрана предоставляется национальной регистрацией. Существуют определенные системы региональной регистрации, которые упрощают регистрацию товарных знаков и, конечно, существуют международные договоры, однако все эти системы в конце концов предполагают регистрацию в каждой отдельной стране и на каждой отдельной территории: мы не должны забывать о том, что помимо возможности регистрации товарных знаков в странах, их также можно зарегистрировать на таможенных территориях, и что существуют некоторые другие территории, которые не признаются в качестве стран.

Вы сказали «таможенные территории»; что вы имели в виду?

Да, существуют определенные территории, которые не признаются в качестве государств и не могут, например, стать членами Организации Объединенных Наций. Однако на этих территориях существует определенная административная структура, и регистрация товарных знаков может стать возможной. Хорошим примером является Гонконг, имеющий систему регистрации товарных знаков, отличающуюся от системы регистрации в Китайской Народной Республике. Итак, если я хочу получить охрану для моего товарного знака в Гонконге, мне придется пройти процедуру местной регистрации.

Итак, необходимо получить охрану для товарного знака в каждой из стран, в которых вы желаете использовать знак. К сожалению, национальные системы характеризуются значительными различиями.

ВОИС прилагает большие усилия к тому, чтобы сделать и национальные, и региональные системы регистрации товарных знаков более "дружественными" путем гармонизации и упрощения некоторых процедур.

В 1994 г. был принят Договор о законах по товарным знакам (ТЛТ), устанавливающий, какую информацию должны предоставлять граждане одного государства-участника, а также процедуры, которыми они должны пользоваться, для того, чтобы регистрировать товарные знаки в ведомстве по товарным знакам другого государства-участника.

 

Вы упомянули в сущности о том, что любому лицу необходимо получить охрану в каждой стране. Отличается ли эта охрана большим разнообразием в законодательствах разных стран мира?

Да, на самом деле отличается. Хотя основной принцип одинаковый: вы подаете заявку на регистрацию, заявка рассматривается, и вы ожидаете выдачи регистрации. Если рассматривать регистрационные процедуры более детально, вы обнаруживаете громадное число отличий, особенно в отношении формальностей. Некоторые страны требуют предоставления большого объема информации и другого относящегося к предмету материала, который следует подавать вместе с заявкой на регистрацию товарного знака, тогда как другие страны в этом отношении менее требовательны. Помимо этого, вопрос о том, обладает ли товарный знак различительной способностью, или является ли его различительная способность достаточной, в большой степени зависит от самих стран и от национальных органов, которые осуществляют делопроизводство по заявках на регистрацию товарных знаков. В какой-то мере это, безусловно, полностью оправдано, так как наличие и отсутствие признаков, подтверждающих различительную способность или введение в заблуждение, зависят от социально-экономических условий, которые могут быть различными в разных странах. Например, общим основанием для исключения товарного знака из сферы охраны является его несоответствие общественным интересам или принципам морали, однако вопрос о том, противоречит или нет товарный знак общественным интересам или принципам морали, трактуется различным образом в странах с разными культурными традициями. Поэтому здесь вы сталкиваетесь с целым рядом различных подходов.