Смежные права
В первую очередь следует отметить, что в настоящем модуле употребляется термин смежные права (на английском языке употребляется новый термин "related rights" вместо ранее употреблявшегося "neighbouring rights"). Начните ваши занятия с прослушивания звукового фрагмента, касающегося смежных прав.
Могли бы вы снова определить для меня понятие смежные права?
Смежные права не являются авторским правом, однако они тесно связаны с ним; они вытекают из произведения, охраняемого авторским правом. Поэтому, в некотором смысле, эти два понятия всегда являются близкими. Смежные права предлагают тот же самый вид исключительности, что и авторское право, однако они не распространяются на произведения как таковые. Они охватывают нечто, включающее в себя само произведение и, обычно, способ доведения его до широкой публики. Давайте воспользуемся примером песни, охраняемой авторским правом, и проведем ее по различным этапам.
Предположим, что у нас есть оригинальная песня. Она, конечно, охраняется в отношении композитора и автора слов, являющихся первоначальными обладателями авторского права; они в должное время предложат ее певцу, который исполняет ее, и ему или ей также потребуется определенная форма охраны. Если песня записывается, или если певец надеется исполнить ее в эфире, тогда эти действия выведут на авансцену другую фирму, которая при заключении соглашения тоже захочет иметь определенную форму охраны. Тогда, в первую очередь, смежными правами являются права тех, кто исполняет произведения, а именно исполнителей, певцов, актеров, танцоров, музыкантов и так далее.
Кроме того, существует и вторая группа: производители фонограмм, или, более точно, производители звукозаписей, поскольку материальный носитель записи от виниловых грампластинок для фонографов эволюционировал в компакт-диски и цифровые носители записи. По сути, здесь мы имеем дело в большей степени с охраной коммерческих интересов, так как охрана изготовления качественной звукозаписи больше относится к охране инвестиций, чем к творческому процессу, связанному с созданием, написанием или исполнением песни. Тем не менее, даже здесь, в общем процессе выбора инструментальной поддержки, репертуара, аранжировки музыки и т. д., присутствуют некоторые творческие элементы, наряду с более очевидным и важным экономическим элементом. Мы должны иметь в виду то, что эти производители находятся среди наиболее частых жертв пиратства, так как они не получают денег, «отвлекаемых» в пользу производителей пиратской продукции, но затем, конечно же, их потери, их финансовые потери по цепочке распространяются на исполнителей и авторов. Вот почему производителям записей также предоставлены специальные права.
Третью группу лиц, пользующихся охраной смежных прав, составляют организации вещания. Их права вытекают из их творческого вклада, а именно, создания вещательных передач, и эти права касаются не содержания передачи, не кинофильма, например, а действия, связанного с его вещанием. Тот факт, что они способны передавать сигналы, представляющие собой вещательную передачу, дает им охраняемые права как бы на эти сигналы. И здесь вновь фигурируют инвестиции и усилия, которые они вкладывают в реализацию различных программ, являющихся предметом вещания
Смежные права традиционно принадлежат трем категориям бенефициаров: исполнителям, производителям записей и организациям эфирного вещания.
- Права исполнителей признаются в силу того, что их творческое участие необходимо для того, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.
|
- Таким же образом права организаций эфирного вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач.
Смежные права для организаций эфирного вещания спортивных событий
Права организаций вещания также имеют особое значение в отношении спортивных программ. Во многих странах считается, что спортивные программы не заслуживают охраны, предоставляемой авторским правом. Существуют страны, и США является лучшим примером, которые относят футбольный матч, когда он снимается на пленку, к аудиовизуальному произведению, поскольку считается, что запись обладает достаточным элементом творчества для того, чтобы относиться к произведению. Однако во многих странах законы предусматривают, что определяющим фактором является игра, и запись не обладает элементом творчества в степени, достаточной для того, чтобы подпадать под охрану. Оператор просто следует за действием, разворачивающимся на поле, и за другими случайными событиями. Он может искусно манипулировать камерой, однако он не художник. Поэтому считается, что очень немногие вещательные передачи такого рода, если они вообще существуют, заслуживают охраны.
И все же существует громадный экономический интерес, скажем, в приобретении прав на телевизионное освещение Олимпийских игр. Миллионы или миллиарды долларов, фунтов, франков или йен могут переходить от владельца к владельцу. |
Не правда ли, инвестиции вряд ли были бы привлекательными, если бы вещательные организации, за годы вперед заплатив огромные суммы денег за получение исключительной лицензии на вещательную передачу или на исключительный доступ к освещению других главных спортивных событий на определенных диапазонах вещания, были бы не в состоянии воспользоваться охраной, предоставляемой их смежными правами, для того, чтобы воспрепятствовать другим компаниям осуществлять ретрансляцию их произведения или запись и продажу видеокассет с ним.
Краткий перечень примеров предназначен для иллюстрации причин, в силу которых рассматриваемые группы, а именно исполнители, производители фонограмм и организации эфирного вещания, стали обладать правом на получение смежных прав.
Первой организованной международной реакцией на необходимость в предоставлении правовой охраны трем категориям бенефициаров смежных прав стало заключение в 1961 г. Римской конвенции или, более конкретно, «Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания». В отличие от большинства международных конвенций, которые следуют по пятам национального законодательства и призваны синтезировать существующие законы, Римская конвенция явилась попыткой установить международные нормы в новой области, в которой к тому времени существовало незначительное число национальных законов. Это означало, что большинство государств должны были составить проекты законов и принять их до присоединения к Конвенции.
Со времени принятия Конвенции в 1961 г. большое число государств осуществили законодательные инициативы в вопросах, относящихся к Конвенции, и законы многих таких государств превышают минимальные уровни охраны, установленные Конвенцией.
Самой последней международной реакцией на эти все возрастающие потребности в правой охране стало заключение Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам («ДИФ»), подписанного в Женеве 20 декабря 1996 г. Разработка этого договора предполагала предоставление дополнительной охраны имущественным и неимущественным правам исполнителей и производителей фонограмм, в частности, в отношении их использования в цифровом виде, включая использование сети Интернет. Договор вступил в силу 20 мая 2002 года.
Теперь, когда вы знаете о видах отдельных лиц и организаций, которые могут пользоваться охраной, охватываемой смежными правами, пора рассмотреть следующий вопрос, а именно: «что представляют собой эти права?». В принципе, они сходны с правами, предоставляемыми обладателям авторского права. Это право воспрепятствовать другим лицам осуществлять противоправное использование охраняемого исполнения, записи или вещательной передачи.