II. Объект, предмет и задачи социологии управления

Это искусство так направлять усилия, энергию людей к нужной не им, а организации цели, чтобы они не почувствовали никакого принуждения.

К определению сущности управления в литературе по научному управлению выделяют несколько подходов:

1. Управление как функция, вид деятельности по

руководству людьми:

1.1. Системой отношений – это социальная

иерархия, диапазон, контроля, ранг, статус, роли и т.д.

1.2. Формой взаимодействия – это методы контроля (общий, детальный), делегирование полномочий, стиль руководства, конкуренция, соревнование, продвижение, лидерство, конфликты.

2. Наука, область человеческого знания, помогающего осуществлять этот вид деятельности.

3. Процесс (4 основных действия): планирование,

организация, мотивация, контроль.

4. Определённая категория людей, социальный

слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

5. Орган или аппарат управления.

 

Управление – универсально-историческая категория, отражающая управленческие отношения, существующие как в рыночном, так и в нерыночном обществе.

Основатель школы научного управления считается – американский инженер и ученый Фредерик Тейлор.

Определения менеджмента:

- это процесс, посредством которого управленцы формируют организации и воздействуют на них ради достижения конкретных целей.

- это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в рыночном обществе.

- менеджмент отождествляют с понятием бизнес-управление.

- с точки зрения обывателя менеджмент носит «деловой» характер.

 

Администрирование:

- процесс реализации законодательных, исполнительных, судебных и других властных полномочий государства в целях выполнения его регулирующих и регламентирующих функций в обществе.

- это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в нерыночном обществе.

 

 

 

 

Социология управления – это

- отрасль (раздел) социологической науки, изучающий закономерности, особенности и проблемы построения и функционирования социальных отношений в процессах управления (по Г.П. Зинченко).

- отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях, складывающихся в обществе социальных отношений (Российская социологическая энциклопедия).

- часть общей социологии, изучающая процесс становления, функционирования и развития определенной сферы жизнедеятельности, исследующая механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.

Объект исследования социологии управления:

конкретное общество, которому присущи системные, институциональные, культурные и другие характеристики, определяющие совокупность управленческих отношений, складывающихся в процессе совместной деятельности людей для организации этой деятельности во имя достижения социально значимых результатов.

- управленческие процессы, протекающие в обществе, в его подсистемах или организациях, рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в их людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи и соперничества.

Предмет социологии управления:

1 вариант:

- Закономерности (тенденции) и детерминации социального воздействия и взаимодействия, факторы, определяющие развитие социальных систем;

- случайности (отклонения, дополнения);

- проблемы социального воздействия и развития (циклы, социальные организации, самоорганизация и дезорганизация, социальные конфликты, кризисы);

- субъектно-объектные и межсубъектные отношения и взимосвязи, организационно-управленческая среда;

- способы управленческого воздействия.

2 вариант:

- изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

3 вариант:

- две основные области управления - администрирование (макроуровень управления) и менеджмент (микроуровень управления).

 

 

На макроуровне изучается социокультурная характеристика администрирования как результата (продукта) самоорганизации общества. Макросоциологический подход рассматривает администрирование:

- как социальную систему;

- как разновидность профессиональной деятельности; - как политический социальный институт, поскольку связан с возникновением и осуществлением государственной власти.

На микроуровне изучаются проблемные вопросы

и ситуации менеджмента. Микросоциологический подход рассматривает менеджмент как целерациональное действие по координации деятельности чиновников для решения

содержательных задач по обслуживанию социальных общностей.

Какова специфика социологии управления как отрасли социологического знания?

Социология управления изучает многообразную деятельность органов управления, государственных, общественных, социальных систем:

- весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;

- отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами;

- исследование и формирование целей управления с очки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;

- анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий;

- изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения её качественной специфики и целостности, обеспечения её нормального функционирования, успешного продвижения к заданной цели.

 

Задачи социологии управления:

1. Изучить реальные факты управленческой деятельности, фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия управленцев (руководителей) и управляемых (подчиненных).

2. Выявить тенденции развития процессов управления и их изменения в зависимости от изменяющихся с\э, политических, с\к условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

3. Объяснить причины возникновения новшеств, новаций в системе и структуре управленческой деятельностью.

4. Построить наиболее вероятные направления и сценарии развития управленческой деятельности в будущем. Иными словами, спрогнозировать векторы совершенствования управленческой деятельности.

Функции социологии управления:

1) Познавательная (гносеологическая,

эпистемологическая).

Изучение основных особенностей управления

как специфической сферы трудовой деятельности, определение её роли и значимости в развитии общества и его подсистем, организаций, групп и т.д.

2) Оценочная.

Оценить в какой мере соответствует или не

соответствует существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения.

Является ли система управления

демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.

3) Прогностическая.

Выявить наиболее вероятные и желательные

изменения в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. определить возможные траектории развития управления.

4) Образовательная (обучающая).

Распространять знания об управлении, основных его задачах, функциях, механизмах реализации через систему учебных заведений.

5) Новаторская.

Вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления для совершенствования системы управления.